Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Страх и его причины

Обсуждение различных вопросов по темам: развитие человека, эзотерика, магия, религия, психология, феномены и т.п. Приветствуется привязка к практической стороне вопросов. Схема обсуждения: новый топик > новая тема > ясная постановка вопроса > комментарии участников.

Модераторы: Крокозябра, Ditrey

Faro
Участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 233
Благодарности: 21 | 29
Профиль  

Страх и его причины 

Приветствую, любимые форумчане!

В этой теме я предлагаю обсудить такую эмоцию, как страх.

В определении из Википедии сказано:
Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.
С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.
В животном мире страх - эмоция, основанная на прошлом негативном опыте, играющая большую роль в выживании особи.


Мы все осознаем, что подвержены влиянию окружающей среды. Но действительно ли осознаем на сколько?
В данной теме рассмотрим наш мозг как окружающую для нашего сознания.

В человеческом мозге заложен инстинкт самосохранения, проявляющийся в том числе через страх. Безусловно этот механизм реагирования на внешнюю опасность крайне необходим человеку, особенно на ранних исторических этапах развития. Однако, в сегодняшних реалиях нет необходимости его проявления в той же интенсивности и частоты, что и в доисторические времена.

В мирное время мы живем в относительно большей безопасности и стабильности, нежели в древности. Однако, по прежнему беспокойство и страх являются неизменным атрибутом нашей жизни.

Так в чём тут дело?

Ключевую роль в данном вопросе играет наше восприятие. Из определения мы помним:
Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.

То есть дело в том, что мы оцениваем как реальную угрозу.

А что мы можем вообще воспринимать как угрозу?

Всё дело в том, что мы хотим. И забываем, что это просто предпочтения, а не потребность.

Страх потерять уважение, достаток, расположение и одобрение определенных лиц, жизнь...
Или страх испытать неудачу, дискомфорт, боль, унижение, трудности, бедность, страдания, беспомощность.
Всё это беспокойство о себе.

phpBB [media]


И мы пытаемся защитить себя.
А лучшая защита - это нападение.
И мы проявляем гнев.

Цитата из книги Нила Доналда Уолша "Беседы с Богом. Необычный диалог. Книга 2"
Гнев- это проявленный страх.

Когда тебе нечего бояться, тебе не из-за чего сердиться. Ты не сердишься, когда не получаешь того, что ты хочешь, потому что твоё желание - это просто твоё предпочтение, а не настоящая потребность.
Поэтому, возможность не получить этого не ассоциируется у тебя со страхом. А значит, нет и гнева.

Внутренним чувством, интуитивно, ты знаешь, что всё, что ты создал , можно создать снова и снова или, что важнее, - всё это не имеет значения.


Вообще, защита себя (а точнее своего эго, ума) становится в нас привычкой.

Во-первых, мы защищаем своё мнение от порой объективной критики.
Во-вторых, мы начинаем жить по принципу: "напади раньше, чем другой или он нападёт на тебя первым". Даже при том, что он и не помышлял о подобном.
В-третьих, мы используем гнев как инструмент давления в достижении своих личных целей.

Мы отстаиваем своё мнение как нечто очень важное, хотя это не более чем просто мысли.
И если мир не соответствует нашему о нём представлению, мы осуждаем мир (я не имею в виду, что нужно осуждать себя - это было бы другой крайностью).
Если есть какая-то проблема, мы виним в её возникновении кого-то ещё, кого-то кроме себя.
И постоянно считаем, что нам кто-то что-то должен!

И корень всему этому - страх.

Наверняка вы слышали фразу: "Мы боимся того, чего мы не понимаем." или "Мы боимся неизвестного".
Человек часто несчастен из-за того, что занят тем, что ему не по душе. Он выбирает путь стабильности и защищенности.
Но это и есть путь страха. Потому что изменить привычных ход вещей - это риск. Мы не знаем наверняка, что из этого выйдет, а потому боимся сделать что-то, чего не делали раньше, даже если всегда хотели.

Но ,как говорил Альберт Энштейн:
Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов.


Вообще, любой страх основан на том, что нам может что-то угрожать, т.е. страхе смерти.
Но мы все умрём, рано или поздно.
Другой вопрос в том, как мы проживём свою жизнь?

phpBB [media]


И, на последок, цитата всё того же Энштейна:
Счастливый человек слишком удовлетворен настоящим, чтобы слишком много думать о будущем.
16 июл 2018, 12:27  ·  URL сообщения

Пpoсто Пишу
Активный участник
 
Сообщения: 1469
Благодарности: 25 | 98
Профиль  

Re: Страх и его причины 

в нем нет ничего плохого, если он предупреждает неудобства для физического тела..

интересно когда возникает дискомфорт перед буковками на экране...
16 июл 2018, 12:49  ·  URL сообщения

Faro
Участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 233
Благодарности: 21 | 29
Профиль  

 

Концентрация направляет внимание, а следовательно и энергию к одному объекту, что создает дисбаланс распределения энергии, в то время как осознанность (медитативность) не имеет конкретной привязки внимания, восстанавливая и сохраняя баланс распределения энергии, что позволяет пробудиться.

При чём тут страх?

Да при том, что именно страхи часто являются объектами концентрации нашего внимания, тем самым питаясь нашей энергией и мешая росту осознанности.

Есть два вида привязанности к чему-либо:
1) Желание этого
2) Желание избежать этого (страх)

От желания еще можно отказаться (хотя порой не просто), но перестать бояться бывает гораздо сложнее.
А всё от того, что страх часто является не до конца осознанным. То есть, мы можем понимать, чего мы боимся, но не осознаем, что не обязательно беспокоится об этом в то время, когда мы не имеем непосредственного контакта с этим.
И иногда даже когда имеем.

Наша осознанность напрямую зависит от нашего запаса сил. Страх же является очень энергоёмкой эмоцией.
Получается, что чтобы не бояться, нужно быть осознанным, а если мы боимся, то сил на то, чтобы быть осознанными становиться всё меньше. Именно таков замкнутый порочный круг страха.

Выход из подобного положения может быть таков, что не стоит уделять много внимания тому, что не является угрозой самого ближайшего отрезка времени. Стоит быть более оптимистично настроенным, но при этом и готовым принять неблагоприятный исход со стойкостью.

В конечном счёте такой подход обеспечит своему пользователю гораздо большее душевное равновесие и спокойствие, что поможет стать ему счастливее.
17 июл 2018, 16:30  ·  URL сообщения

Faro
Участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 233
Благодарности: 21 | 29
Профиль  

 

Желания – это не только то, чего мы хотим, но и то, чего мы не хотим или боимся. Иначе говоря, желания и страхи – две крайности одного явления. Желание – страх отсутствия объекта желания, а страх – желание отсутствия объекта страха.
На уровне вибраций желание/страх – заявление о том, что мы не имеем того, чего желаем (в случае страха не имеем отсутствие объекта страха, т.к. это желание, выражаемое страхом).
Излучая подобный настрой мы притягиваем к себе ситуации, противоположные желаемым, но полностью согласованные с тем, что мы излучаем. Желая что-то мы и получаем опыт хотения, а выражая страх получаем опыт, в котором испытываем этот страх.
Все согласно закону притяжения: “что вы излучаете, то и получаете”.
Это как во сне: когда вы вдруг пугаетесь чего-либо или опасаетесь определенного исхода событий ваш сон начинает воплощать ваши страхи.

Однако не стоит путать желания с намерением.
Намерение направляет энергию на достижение цели при отсутствии или минимальном направлении внимания на желание и, соответственно, со временем и при должной настойчивости вы достигаете цели.
Мышление при намерении в действии выглядит примерно так: “Я совершаю действия, которые приведут меня к моей цели и это лучшее, что я могу сделать, поэтому не стоит об этом беспокоиться (т.е. бояться, испытывать страх/желание)”.

Цитаты Ошо:

Правильный путь действия - это ... согласись принять опыт.


Желания разделяют вас, медитация возвращает вас к цельности: желание устремляет вас в будущее, медитация приводит вас в настоящее.


Когда вы заинтересованы в результате, ваша энергия разделена, раздроблена, потому что все, что вы делаете, нужно делать ради средств, ради намерений, а не ради результата.


Какова же природа желания? что происходит, когда вы желаете? Когда вы желаете, вы создаете, строите в уме иллюзию; когда вы желаете, вы уже отбыли отсюда. Теперь вы не "здесь", вы отсутствуете в "здесь", потому что ум создает мечту, ум порождает сон. Это ваше отсутствие - и есть ваше опьянение. Присутствуйте! Будьте здесь!
12 авг 2018, 14:50  ·  URL сообщения

aho
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 10836
Благодарности: 0 | 585
Профиль  

 

Страх возникает как реакция Души, которая одевает на себя оболочки, одну за другой, и постепенно теряет ощущение защиты и безопасности, связанные с контактом с Высшим.
Потому сама душа формирует для себя новую защитную оболочку, эго, ещё более замыкаясь и отделяясь от Высшего.
Соединяясь с механизмами самозащиты и самосохранения оболочек, душа формирует новые реакции на возможную опасность:

бегство в поисках убежища,
нападение с целью защиты,
парализация как полное расписывание в беспомощности и неготовности,
обращение или просьба о защите к бОльшей Силе,
подставление другого вместо себя....

но и предыдущее - обращение к Высшему о защите и помощи через молитву или сосредоточение...

Основной метод преодоления страха - это не бежать от него, а пройти сквозь него, к чему нужно обрести определённую готовность, называемую ахимса, а также уход от ложных отождествлений...через джнани, например...

Страх - это, в основном, тормоз развития, но высшие формы страха, типа страх Божий, предохраняют от неправедных поступков...
12 авг 2018, 19:12  ·  URL сообщения

Дмитрий Соколов
Активный участник
 
Сообщения: 1334
Откуда: Жигулевск
Благодарности: 197 | 168
Профиль  

 

Faro,
хорошо проанализировал источник страха, как неисполненное желание, согласен с тобой .
Страх как эмоция является негативным последствием неосознанной привязаености к чему-либо и подсознательное нежелание это "что-либо" потерять, лишиться.

Но страх непременно нужно рассматривать как некую противоположность уверенности, решительности, смелости, иначе это только анализирование, а любое логичное размышление должно включать в себя как анализирование (разделение понятия, понятий), так и синтезирование (объединение понятий).

В этом ключе решительность, смелость как морально-нравственные качества человека можно представить в виде неких вибраций, энергий, соответствующих данному состоянию полной непоколебимой уверенности в себе, которыми "обладает" личность. Это одна из составляющих дхармичности, праведности и является божественным качеством, данным человеку априори, как данность.

Страх же нельзя отнести к морально-нравственным качествам, так как это не есть праведное проявление личности и поэтому как ни крути страх находится ниже естественных потребностей человека и можно его назвать эмоциональным качеством неестестаенного состояния личности.

Если сопоставить уверенность и страх в виде вибрационных энергетических ресурсов человека, то уверенность находится на высшем уровне по сравнению со страхом.
Конечно, можно и уверенность причислить к эмоциональным состояния личности, но это не так. Сейчас поясню.

Если рассматривать энергетическое, вибрационное происхождение уверенности и страха, то опытным путем можно прийти к пониманию этих двух видов внутреннего состояния как принципов Анахата чакры в области груди. Анахата имеет три аспекта проявления - центральное (естественное ее состояние), эмоциональное и ментальное.

Если мы поместим уверенность, как божественное качество в нас, в центр и будем считать его естественным нашим состоянием, то помимо него мы можем испытывать и два других состояния - страх и браваду (показная смелость для удовлетворения эго). Страх будет эмоциональной составляющей, а бравада - ментальной, умственной.

Принимая уверенность, страх и браваду за энергетическую "троицу" Анахата чакры, мы можем не переживать так сильно за доминирование того самого "внутреннего состояния, обусловленного
грозящим реальным или предполагаемым
бедствием", так как ему есть достойная замена в виде уверенности в себе и своих силах , ну, а для дружной компании в самый раз бравирование своими собственными достижениями, чтобы повеселиться от души )
13 авг 2018, 09:40  ·  URL сообщения

ИванБх
Участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 14
Благодарности: 1 | 1
Профиль  

 

Страх - внешнее состояние. Внутри страха нет.
13 авг 2018, 11:17  ·  URL сообщения

Faro
Участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 233
Благодарности: 21 | 29
Профиль  

 

Дмитрий Соколов писал(а):Но страх непременно нужно рассматривать как некую противоположность уверенности, решительности, смелости


Из книги Ошо "Азбука осознанности":

Трусость и смелость суть две стороны одной монеты: и
то и другое — страх, это две стороны страха
. Одна из них —
простая и непосредственная, другая — хитрая и скрытая.
Смелый человек — это хитрый трус.


Вы можете быть смелым,
только если вы трус!
Бесстрашный человек — тот, кто пришел к познанию
бессмертия внутри себя, кто пришел к пониманию внутренней,
бессмертной, сокровенной вечности. Тогда страха
нет, и тогда нет также смелости, потому что смелость —
только прикрытие
.



Вот если бы вы написали об отсутствии беспокойства как об альтернативе страху (беспокойству за исход)...
Делать что-то, ради самого процесса, делать не беспокоясь о результате но с осознанностью и внимательностью.

Дмитрий Соколов писал(а):страх находится ниже естественных потребностей человека


Ну не знаю. По моему, когда человек испуган, ему легче совладать с физической опасностью. Наверняка в этом и состоит естественная функция страха: мобилизовать физические и психологические силы на устранение угрозы опасности жизни и здоровью.

Вот когда человек постоянно испытывает страх без необходимости, тогда это ему не выгодно, т.к. страх расходует много сил и истощает.

Так или иначе, ситуации бывают разные. Иногда страх может быть полезен, иногда нет. Иногда у нас получается с ним совладать, а иногда страх овладевает нами.
15 авг 2018, 12:56  ·  URL сообщения

Пpoсто Пишу
Активный участник
 
Сообщения: 1469
Благодарности: 25 | 98
Профиль  

 

Faro писал(а):Трусость и смелость суть две стороны одной монеты: и
то и другое — страх, это две стороны страха. Одна из них —
простая и непосредственная, другая — хитрая и скрытая.
Смелый человек — это хитрый трус.


так можно сказать о любых противоположностях, щедрый-жадный итд...

но в этой цитате нет развития, как догма. Скорее смелость это следующий этап развития труса, за этим должен последовать более спокойный, который будет выглядеть как предыдущий....


Добавлено спустя 42 секунды:
* не как предыдущий, а как первый...
15 авг 2018, 13:13  ·  URL сообщения

Faro
Участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 233
Благодарности: 21 | 29
Профиль  

 

Пpoсто Пишу писал(а):Скорее смелость это следующий этап развития труса


Согласно вашей логике, гордость будет следующим этапом в развитии человека, который стыдится.
Но стыд и гордость есть лишь при наличии чувства собственной важности (ЧСВ).
Т.е. стыд и гордость две стороны одной монеты под названием ЧСВ.
При отсутствии ЧСВ пропадает как одно, так и другое чувство.

Пpoсто Пишу писал(а):в этой цитате нет развития, как догма


Faro писал(а):Бесстрашный человек — тот, кто пришел к познанию
бессмертия внутри себя, кто пришел к пониманию внутренней,
бессмертной, сокровенной вечности. Тогда страха
нет, и тогда нет также смелости


Выше о том же - выход из смелости/трусости является выходом из полярностей проявления страха.
Это и есть развитие - баланс. Это не приобретение чего-то большего, не накопление, а осознание того, что уже есть, есть здесь и сейчас.

Страх - это реакция тела/ума, а Ошо говорит о просветлении - рассмотрении ситуации с ракурса не-ума.
Сколько бы мы не говорили о том, что страх не обязателен, но при непосредственной опасности для жизни мы вряд ли сможем его не испытывать.
Для такого нужна очень интенсивная осознанность, доступная, наверняка, лишь в просветленном состоянии.

Пpoсто Пишу писал(а):так можно сказать о любых противоположностях, щедрый-жадный итд...


Верно подметили.

Если вам интересна информация о противоположностях (полярностях) и балансировании могу порекомендовать посты с этой http://ariom.ru/fo/p1385632.html?hilit=%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 темы или книгу Ошо: "Скрытая гармония. Беседы о Гераклите".

Так же упоминание об этом принципе есть в этом ролике:
phpBB [media]
15 авг 2018, 15:54  ·  URL сообщения

Дмитрий Соколов
Активный участник
 
Сообщения: 1334
Откуда: Жигулевск
Благодарности: 197 | 168
Профиль  

 

Faro,
Трусость и смелость суть две стороны одной
монеты: и
то и другое — страх, это две стороны страха .
Одна из них —
простая и непосредственная, другая — хитрая
и скрытая.
Смелый человек — это хитрый трус.


Это неудачная цитата. На основании этого тезиса можно сделать вывод о человеке, который это сказал. Этот человек - лицемер. Никакой аподиктической (неопровержимой) логики в этих строках здесь нет и в помине, лишь игра слов.

Чувство защищенности (понимание того, что никто не может нанести какой-либо вред, так как душа бессмертна), можно сказать, уверенность в своих силах, решительность в делах и поступках есть то, что не дает страху быть.

Если страх присутствует и время от вемени "захватывает" душу в свои "объятия", то это просто временное состояние ухода внимания, сознания из центра в эмоциональное, в подсознание.
В коллективном подсознании находятся все когда-то существовавшие негативные энергии и именно они могут проникнуть в душу и создавать иллюзию страха. Если проявлять благоразумие в своем поведении и различать, что полезно, а что вредно, можно избежать этого неосознанного "скачка" в свое подсознание.

Скорее всего, эти состояния ощущения страха являются следствием невыполненной кармы, неосуществленных задач в прошлой (прошлых) жизнях и "сигнализируют" о том, что что-то не так "в Датском Королевстве". Но исправить это может лишь сам обладатель этих неадекватных состояний.
16 авг 2018, 09:35  ·  URL сообщения

Faro
Участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 233
Благодарности: 21 | 29
Профиль  

 

Дмитрий Соколов,

Позвольте пояснить, как я понимаю не понравившуюся вам цитату.
Представьте страх как реакцию механизма тела/ума на то, что этот механизм интерпретирует как опасность для себя. В конечном итоге это страх смерти.
Если мы действительно боимся смерти, значит мы отождествляем себя с телом. Мы считаем, что когда умрет тело, умрем и мы.
Тогда мы считаем выживание крайне важной вещью. Тогда мы испытываем страх.
И когда мы испытываем страх, это может проявляться как:
а) трусость и
б) смелость

Слышали про реакцию бей или беги?
Это и есть естественное проявление страха при угрозе жизни.
А что эти две реакции объединяет?
Объединяет их отношение к телу как к самому важному, как к самому себе, т.е. отождествление себя с ним.

Faro писал(а):Бесстрашный человек — тот, кто пришел к познанию
бессмертия внутри себя, кто пришел к пониманию внутренней,
бессмертной, сокровенной вечности. Тогда страха
нет, и тогда нет также смелости


Почему нет страха в данном случае?
Потому что человек переживает внетелесный опыт, что позволяет ему растождествится со своим телом и не испытывать страха.

Еще раз, страх - крайняя важность тела, отождествление со своим телом; бесстрашие - понимание, что человек не является своим телом и соответственная реакция на опасность.

Дмитрий Соколов писал(а):Если страх присутствует и время от вемени "захватывает" душу в свои "объятия", то это просто временное состояние ухода внимания, сознания из центра в эмоциональное, в подсознание.


Подсознание, оно же бессознательное и есть душа.
16 авг 2018, 11:17  ·  URL сообщения

Дмитрий Соколов
Активный участник
 
Сообщения: 1334
Откуда: Жигулевск
Благодарности: 197 | 168
Профиль  

 

Faro,
И когда мы испытываем страх, это может
проявляться как:
а) трусость и
б) смелость
Слышали про реакцию бей или беги?
Это и есть естественное проявление страха
при угрозе жизни.


Интересно, почему ты на ось своих рассуждений "нанизал" именно страх?
По твоей логике, ты всегда испытываешь страх, в любых жизненных условиях, но это же не так. Исходя из этого явного противоречия, ты ошибаешься в своих рассуждениях и берешь себе в пример не тех "персонажей".

Давай посмотрим на все это с другой стороны.
Если за основу взять не страх, а уверенность (прямая противоположность страха), то и логика рассуждения будет гораздо жизнеутверждающей, а не пессимистичной.
Когда мы "испытываем" уверенность или естественным образом живем и взаимодействуем в этом ключе, то и приведенный тобой пример будет таким :

Когда мы уверены в себе, тогда мы можем быть смелыми, решительными.
Когда мы не уверены в себе, тогда мы можем быть трусливыми, можем испытывать страх.
Уверенность находится в основе как чувство внутренней защищенности, позитивное состояние. Не правда ли?
Где же здесь место страху, скажи пожалуйста.

Страх проявляется только когда мы неуверены, нерешительны. В этом случае нет связи между страхом и смелостью (смелость полагаю синонимом к уверенности и решительности, но не бравады как "показушности" и хвастовства, которую, по всей видимости, ты и автор твоей цитаты принимаете за смелость).


Подсознательное и бессознательное - не одно и то же.
Подсознательное, условно говоря, все наши желания, эмоции, переживания, такие качества личности. Подсознательное находится как бы "под сознанием", то есть является "предметом", "орудием" сознания (как и надсознательное - источник мыслей, рассуждений, активной деятельности, планирования).

Бессознательное же - синоним Божественного. Это то, что выше человеческого сознания, выше человеческого понимания. Это Чистое Априорное, Чистый Разум.
Бессознательное как раз и является источником дхармичных качеств личности, источником тех же смелости, решительности, уверенности...


Добавлено спустя 1 минуту 26 секунд:
Faro,
И когда мы испытываем страх, это может
проявляться как:
а) трусость и
б) смелость
Слышали про реакцию бей или беги?
Это и есть естественное проявление страха
при угрозе жизни.


Интересно, почему ты на ось своих рассуждений "нанизал" именно страх?
По твоей логике, ты всегда испытываешь страх, в любых жизненных условиях, но это же не так. Исходя из этого явного противоречия, ты ошибаешься в своих рассуждениях и берешь себе в пример не тех "персонажей".

Давай посмотрим на все это с другой стороны.
Если за основу взять не страх, а уверенность (прямая противоположность страха), то и логика рассуждения будет гораздо жизнеутверждающей, а не пессимистичной.
Когда мы "испытываем" уверенность или естественным образом живем и взаимодействуем в этом ключе, то и приведенный тобой пример будет таким :

Когда мы уверены в себе, тогда мы можем быть смелыми, решительными.
Когда мы не уверены в себе, тогда мы можем быть трусливыми, можем испытывать страх.
Уверенность находится в основе как чувство внутренней защищенности, позитивное состояние. Не правда ли?
Где же здесь место страху, скажи пожалуйста.

Страх проявляется только когда мы неуверены, нерешительны. В этом случае нет связи между страхом и смелостью (смелость полагаю синонимом к уверенности и решительности, но не бравады как "показушности" и хвастовства, которую, по всей видимости, ты и автор твоей цитаты принимаете за смелость).


Подсознательное и бессознательное - не одно и то же.
Подсознательное, условно говоря, все наши желания, эмоции, переживания, такие качества личности. Подсознательное находится как бы "под сознанием", то есть является "предметом", "орудием" сознания (как и надсознательное - источник мыслей, рассуждений, активной деятельности, планирования).

Бессознательное же - синоним Божественного. Это то, что выше человеческого сознания, выше человеческого понимания. Это Чистое Априорное, Чистый Разум.
Бессознательное как раз и является источником дхармичных качеств личности, источником тех же смелости, решительности, уверенности...
16 авг 2018, 12:45  ·  URL сообщения

aho
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 10836
Благодарности: 0 | 585
Профиль  

 

Уточняю термины.

Оно, иногда Ид (лат. id, англ. it, нем. Es — оно́) в психоанализе является одной из структур, описанных Фрейдом. Являет собой бессознательную часть психики, совокупность инстинктивных влечений.
Психоаналитический термин «Оно» (нем. das Es) Фрейд заимствовал у немецкого врача Георга Гроддека для отделения и обозначения неорганизованных частей психического аппарата человека. Английские переводчики Гроддека обычно предпочитали «the IT», откуда впоследствии выросло латинское ID и русское ОНО.
Фрейд различал в психике человека три слоя: Я, Оно, и Сверх-Я (Эго, Ид, и Супер-Эго). В.М.Лейбин (1990) образно заметил, что Бессознательное психики человека представлено в качестве некоего глубинного слоя, в недрах которого копошатся скрытые душевные движения, напоминающие собой старых демонов и выражающие различные бессознательные влечения человека.
В этом случае, Сознательное Я — посредник между Оно и внешним миром, а Сверх-Я — инстанция, олицетворяющая собой запреты морально-нравственного, социокультурного и семейно-исторического происхождения.
Сам З.Фрейд сравнивал Я и Оно, сознание и бессознательное, как всадника и лошадь. Когда Я (всадник) пытается подчинить себе Оно (лошадь) — лошадь встает на дыбы и сбрасывает седока. В итоге — всадник подчиняется необузданной лошади; а значит — и Я фактически подчиняется воле Оно, создавая лишь видимость своего превосходства над ней.
Я олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность к Оно, содержащему страсти.

Бессознательное— это самостоятельная психика правого полушария мозга. Бессознательное находит отражение в сознании (т.е. в работе левого — словесно-логического — полушарии я) в виде предчувствий, сновидений, галлюцинаций, иллюзий, оговорок, автоматического письма, автоматических — бессознательных — движений, автоматической речи, чувств, ощущений, эмоций, переживаний, интуицией, поэзии, музыки, влечений, страстей, привязанностей, привычек, инстинктов (жизни, половым, голода, жажды и др.), восклицаний, истерических срывов и неврозов, вегетативных реакций, реакций на субсенсорные раздражители, стереотипов поведения и т. д.

По мнению Фрейда, человек есть замкнутая энергетическая система; количество энергии у каждого человека постоянно. Будучи бессознательным и иррациональным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия, то есть понижение неудовольствия является целью процессов, протекающих в «Оно»[1]. В широком смысле слова, Ид включает в себя все желания, порождаемые восприятием и воспоминаниями об удовлетворении основных физиологических потребностей[2].
Сверх-Я отвечает за моральные и религиозные установки человека, нормы поведения и моральные запреты и формируется в процессе воспитания человека. Функциями Сверх-Я являются совесть, самонаблюдение и формирование идеалов человека.
Из области Супер-Эго человеку являются интуиция и различные формы вдохновения — философское, художественное и научное; этические «императивы», стремление к человечным и героическим поступкам, альтруизму.
Э́го (лат. ego от др.-греч. Εγώ «я») — согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Эго осуществляет планирование, оценку, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения[1].
Эго в психоанализе Фрейда является, наряду с Ид (Оно) и Супер-Эго (Сверх-Я), одной из трёх психологических сущностей, предложенных Зигмундом Фрейдом для описания динамики человеческой психики. Эго, по Фрейду, осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром, как и между Ид и Супер-Эго.
Бессозна́тельное — совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта (человека), то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания.
Бессознательное ввёл в научный лексикон - Готфрид Лейбниц. Однако, представление Лейбница о бессознательном восприятии монад весьма далеки от психологической проблематики.
Термин «бессознательное» используется философии, психологии, психоанализе, психиатрии, психофизиологии, в юридических науках, искусствоведении и других дисциплинах. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное (Ид) и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я), также отсутствует в сознании.
В бессознательном идет борьба Эроса и Танатоса, Либидо и Мортидо.
В бессознательное вытесняются наши тайные желания и фантазии, которые противоречат общественной морали и общепринятым нормам поведения, а также слишком нас тревожат, чтобы быть осознанными.
По мнению Юнга, существует не только личное бессознательное субъекта, но и коллективное бессознательное, образуемое совокупностью архетипов.
Бессознательное подобно языку, работает по схожим правилам, но не исчерпывается законами лингвистики, поэтому и «клиника означающего» является лишь одним из возможных методов работы с бессознательным, развиваемых в современных лакановских школах.
"Типы бессознательного" из книги Кена Уилбера "Проект Атман".

Основное или фоновое бессознательное «ground unconscious».
Развитие или эволюция состоит из серии иерархических трансформаций или развертываний глубинных структур из фонового бессознательного, начиная с наинизших (плерома и тело) и заканчивая наивысшими (Бог и Пустота). Когда — и если — возникло все, содержавшееся в фоновом бессознательном, тогда остается только сознание: все сознательно, будучи Всем. Как говорил Аристотель, когда все потенциальности актуализируются, то результатом будет Бог.

Архаическое бессознательное.

Погружающееся бессознательное


После того, как какая-либо глубинная структура возникла из фонового бессознательного и приобрела некую поверхностную структуру, она по нескольким причинам может возвращаться в состояние бессознательности, то есть погружаться обратно; всю сумму таких структур мы называем погружающимся (или погруженным**) бессознательным. Погруженное бессознательное — то, что когда-то, в этой жизни индивида, было сознательным, но сейчас скрыто от осознания.
Внедренное бессознательное
Всплывающее бессознательное
; термин «emergent», который можно перевести и как «всплывающее», и как «возникающее».
Пренатальный — относящийся к жизни до рождения, в частности, к внутриутробному развитию. Автор использует этот термин в более широком смысле, связывая его с состоянием души между последовательными воплощениями, как они понимаются в традиции индуизма и в «Тибетской книге мертвых».
Кроме этого, выделяют:
Природная база;
Приобретенный опыт;
Продукт веры;
Общественное бессознательное

Подсозна́ние (англ. subconsciousness) — термин, применявшийся для обозначения психических процессов, протекающих без прямого отображения их в сознании и помимо прямого сознательного управления. В науку термин введён в 1889 году Пьером Жане в философской диссертации.
Термин «подсознание» использовался в ранних работах Фрейда по созданию психоанализа, но со временем он был заменён им на термин «бессознательное» (англ. the unconscious), предназначенный им в основном для обозначения области вытесненного содержания (преимущественно — социально неодобряемого). Последователи Фрейда, например, Жак Лакан, в описании психической жизни полностью отказались от описаний позиции «над-/под-».
Выделилось в отдельное понятие «неосознаваемое» (англ. nonconscious), обозначающее фактический синоним бессознательного, однако характеризующий автоматические (в том числе — и рефлекторные) действия (И. П. Павлов, Д. Н. Узнадзе), не контролируемые сознанием.
Карл Густав Юнг вновь обратился к термину подсознание для описания архаичной, общей части человеческой психики (архетипов)[2
Термин Подсознательное не признаётся фундаментальной академической наукой, находя своё отражение лишь в паранаучных (не научных либо околонаучных) теориях — экстрасенсорике, астрологии, хиромантии. Термин Подсознательное использовался в ранних работах Фрейда по созданию психоанализа, но со временем был подвержен серьёзной критике и повсеместно заменён им на термин «бессознательное» (англ. the unconscious).
16 авг 2018, 13:57  ·  URL сообщения

Дмитрий Соколов
Активный участник
 
Сообщения: 1334
Откуда: Жигулевск
Благодарности: 197 | 168
Профиль  

 

aho,
слишком много всего напутано и намешано в кучу
в этой классификации. Нет полной ясности.
Ты сам-то понимаешь, что эти термины уточняют?

Один исследователь вначале использует термин "подсознательное", потом в конце жизни отказывается от него и заменяет его на термин "бессознательное".
Другой исследователь вообще игнорирует и "подсознание" и "надсознание", обходясь "бессознательным" и "неосознанным".

Эта классификация ничего не проясняет, а только доводит факты использования этих терминов в среде исследователей.

По версии психоаналитиков, страх можно приписать куда угодно и в бессознательное, и в подсознательное, и в надсознательное, кому что нравится.
Но как люди испытывали страх до этих исследователей, так испытывают и поныне.
Но ни один из них так и не открыл и не разработал такую систему, которая может реально избавить человека полностью от разного рода страхов и негативных состояний.

Конечно, их заслуги в том, что они хотя бы начали разбираться в причинах, вызывающих разного рода "неосознанные" состояния, вроде страха, печали, радости, счастья. Но это только начало.

Вполне вероятно, что система " полного избавления от негативных состояний" вовсе и не нужна кому-либо, но наверняка есть люди, которым бы эта система была бы необходима.

Фрейд почему-то считал, что "человек есть замкнутая энергетическая система". На основании чего он сделал такой вывод, мне не понятно. Люди постоянно в процессе жизни обмениваются энергиями, как позитивными, так и негативными. Я не думаю, что об этом не знал Фрейд, но он мог просто игнорировать это. И в адекватности его психоанализа я очень сомневаюсь. У него есть масса двусмысленных алогичностей с либидо, с теми же "подсознанием" и "бессознательным".
(если есть желание покопаться в "знаниях" Фрейда, к вашим услугам).
16 авг 2018, 14:58  ·  URL сообщения

След.

Вернуться в Давайте обсудим

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Angelika, Алсу, Bing [Bot], DmitryA, Google [Bot], MailRu [Bot], Yandex [Bot], zero43


Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2019
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100