Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Рудольф Штайнер Как достигнуть познания высших миров

Впечатления от прочтенных книг Библиотеки Лотоса. Обмен мнениями. Дополнительная информация об авторах. Вопросы/ответы авторов книг.
Посетить Библиотеку Лотоса

Модератор: Redpill

Вел
Активный участник
 
Сообщения: 1243
Благодарности: 0 | 154
Профиль  

Рудольф Штайнер Как достигнуть познания высших миров 

Рудольф Штайнер

КАК ДОСТИГНУТЬ ПОЗНАНИЯ ВЫСШИХ МИРОВ
1929 г.
Конспект

Предисловие
Это последнее издание значительно дополненное и переработанное. В первом издании я вынужден был опустить практические рекомендации, ограничившись указанием, что они передаются только устно, но за это время большинство этих сведений уже опубликованы, и хранить их в тайне смысла не имеет. К тому же практические рекомендации послужили почвой для заблуждений и неверных толкований, которые я, по мере сил, стараюсь развеять. Эта работа относится к тем сторонам психической деятельности человека, которые отличаются от процессов физического мира.
Не следует видеть в духовном ученичестве большего, чем оно является. Роль учителя заключается в попытках раскрыть в ученике то, что в нем уже имеется. Ничего другого учитель сделать не может. У человека, решившего вступить на духовный путь, возникает вопрос: а первые учителя откуда брали свои знания? Ответ здесь один: знание открывается само, когда человек переходит на путь нестандартного мышления. При этом человек уничтожает все чувства и воспринимает истину помимо них. Путь для такого восприятия описан в этой книге. Тот, кто прошел путь, осознает истины, которые полезны всем. Рекомендации этой книги рассудочному уму, привыкшему рассуждать логически, покажутся ересью.
Я написал книгу для тех, кто самостоятельно идет по пути и лучше всего её поймут те, кто уже вступил на путь. Такому читателю следует понимать, что здесь изложено то же самое, что и в других подобных книгах, только с более подробными деталями и другим языком. Следует указать, что практику надо выполнять в комплексе, так как одно упражнение не принесет никакой пользы и даже может нанести вред. И необходимо понимать смысл выполняемого упражнения, механическое выполнение ничего не даст. Текст рекомендую постоянно перечитывать, тогда будут становиться понятными мелкие детали, которые до этого ускользали из внимания.
Рудольф Штайнер, 1929г.

Предварительные условия
У человека, столкнувшегося с такими определениями как «оккультное», «тайное», «эзотерическое» возникает сильное подозрение, что он имеет дело с шарлатанами, морочащими ему голову. Но те, кто идет по пути духовного развития, знает, что никакого противоречия здесь нет. Точно так же, как для неграмотного человека умение писать и читать является тайным знанием, так и для неподготовленного духовная практика выглядит сумбуром. Поэтому те, кто прошел по этому пути хоть пару шагов, знают, что объяснить что-то непосвященному бесполезно – слова будут истолкованы превратно. Но тогда возникает вопрос: а как можно вступить на этот путь и как на него вступили те, кто идет по нему? Здесь можно сказать только одно: возможность встать на тропу духовного развития заложена в человеке от рождения, и при определенных обстоятельствах эта возможность реализуется. Многие полагают, что необходим компетентный учитель. Но где его взять? В этом случае можно сказать словами древнего текста: «Когда ученик готов, учитель приходит сам». И не обязательно извне.
Началом пути является душевное и умственное состояние, которое можно определить словами: «глубокое уважение к истине». Искренние попытки понять истину и помогают встать на путь. Есть единицы, которые от рождения склонны к восприятию истины, но большинству приходится вырабатывать в себе такую установку. Внешне это может выражаться в почитании учителя, но это не раболепие, а глубокое уважение к тому труду, который пришлось пройти учителю. Это уважение к истине в лице учителя. В духовной жизни есть свои законы, которые нарушить невозможно. И одно из этих правил гласит: тот, кто развил в себе уважение к истине, рано или поздно пробудит силу, которая продвинет его по пути к цели.
Тот, кто не обращает внимания на истину, заблудится в море бестолковых рассуждений. Кто решил вступить на путь должен отчетливо понимать, что его ждет тяжелая работа. Современная жизнь не создает условий для пробуждения необходимых чувств, и их следует культивировать самостоятельно. И сделать это можно только беспристрастно размышляя над своим жизненным опытом. Следует уважать любую истину, как бы горька и неприятна она ни была. Истина – это, что реально существует, остальное – только иллюзия. Это уважение должно быть глубоким внутренним чувством, иначе скатывание в слюнявую сентиментальность неизбежно.
Культивирование стремления к истине заставляет ученика вступить на путь познания. Ничего не меняется, всё вокруг остается прежним, но внутренняя жизнь озаряется стремлением к истине. Человеку, незнакомому с этим чувством, трудно поверить, что могут произойти такие изменения. Но человек един и изменение психологического состояния изменяет и все остальные его характеристики. Это чувство заставляет человека и к своему внутреннему миру относится как к объективной реальности. Он перестает все неудачи сваливать на чью-то злую волю, начинает более равнодушно относится к проявлениям внешнего мира, и гораздо внимательнее всматриваться в свой внутренний мир. Это вовсе не ведет к стремлению уйти от реальности, наоборот, внешний мир приобретает новые краски и оттенки.
Но на этом пути человека ждут серьезные опасности. Он может увлечься новыми ощущениями и уйти в мир ярких иллюзий. Погоня за впечатлениями ради наслаждения делает человека бесчувственным эгоистом, а отсутствие впечатлений превращает его в тупого чурбана. Необходимо накапливать впечатления для развития опыта и анализа. Само по себе знание ничего не дает, только направленное на повышение эффективности действия, оно продвигает по пути к свету истины. Пока это не стало внутренней потребностью, пути дальше не будет.

Внутреннее спокойствие
Явления духовного мира приходится описывать словами, но полного представления о переживаниях слова дать не могут. Поэтому учителя пользуются сравнениями, аналогиями и терминами. Кроме словесных наставлений, учитель дает ученику и комплекс практических приемов. Но со временем смысл слов смещается, и термины начинают восприниматься по-другому. Поэтому ученик должен запомнить и всегда применять правило:
Создай состояние внутреннего покоя и старайся отделить существенное от второстепенного.
Раскроем смысл этого правила. Этот прием полезен и доступен для всех, независимо от рода занятий. Это отношение должно стать естественным фоном для отношения как с другими людьми, так и, в первую очередь, для себя самого. Цель практики – научиться видеть свои переживания как чужие, а чужие – как свои. Начинают практику с прокручивания событий дня в памяти, стараясь смотреть на них как на кадры кинофильма, который не вызывает у вас никаких эмоций. Спокойно зафиксируйте свои неудачи и удачи, не выказывая к ним никакого отношения. Естественно, с первого раза ничего не получится, но если практика будет регулярной, такое отношение будет проявляться всё чаще. Чтобы сразу не вовлекаться в эмоции, старайтесь вспоминать нейтральные для вас события или события, эмоциональная окраска которых уже поблекла. С практикой способность спокойно оценивать события будет относиться ко все более близким ситуациям. Такая практика позволяет человеку увидеть самого себя в те моменты, которые он вспоминает. Никакой учитель дать это ученику не сможет, ученик должен самостоятельно выйти на такое отношение к самому себе.
Эта практика не требует никаких изменений в жизни и не отделяет человека от мира. Наоборот, его действия становятся более эффективными, а поведение более рассудительным. Со временем эти периоды самоанализа становятся источником внутренней силы, человек перестает бояться острых ситуаций, которые раньше внушали страх, он контролирует эмоции. Раньше он пугал сам себя тем, что не сможет что-то сделать, у него не хватит на это сил. Теперь же он трезво оценивает свои силы, учится, если это необходимо, невзирая на возраст, или просто отказывается действовать, если понимает, что ничего не в силах изменить. Приходит понимание, что всё требует труда и труда немалого, и если он сам не будет действовать, никто за него ничего делать не будет. Это рождает спокойное упорство, а понимание ситуации становится источником силы. Теперь человек понимает, что труда всегда приходится вложить больше, чем получишь пользы от результата. Раньше такая мысль воспринималась как оскорбление в лучших чувствах, но теперь это принимается спокойно, как неизбежная истина.
Это меняет подход к внешним событиям. Смысл практики – в упорстве при движении к цели и не опускания рук при неудачах. Сама по себе медитативная поза ничего не дает, поэтому можно годами сидеть в ней и не получить никакого результата. В продвижении о пути всё зависит от того, насколько ученик стремиться понять самого себя. Когда умение глядеть на себя со стороны выработано, человек должен увидеть себя как частицу общей жизни и понять, что делает его человеком. Если практика успешна, вырабатывается общее отношение к жизни, не зависящее от личных интересов. Он видит себя и других в общем процессе развития жизни. Когда такое отношение переносится на внутреннюю жизнь ученика, он воспринимает движение своих мыслей как такую же самостоятельную жизнь. Теперь слова «звучат в его сердце» как говорят тексты. Первое переживание такого ощущения вызывает чувство блаженства и это то, что мистики и оккультисты называют «медитацией».
На этом этапе человек может быть погребен под лавиной эмоций, которые вызывает такое переживание. Чтобы не утонуть в этом море, человек должен концентрироваться на определенных мыслях, которые указаны в первоисточниках, где их и можно найти. Благодаря такой практике, человек полностью меняется. Он начинает видеть проявление универсальных законов даже в самом незначительном явлении, которые выстраиваются в логический ряд причин и следствий. Такая практика наилучшим образом выполняется под руководством человека, уже прошедшего этот путь, но успеха достигает тот, кто понимает, что учитель только советует, а все делать надо самому.

Посвящение
Я не привожу все детали практики, тот, кто вступит на путь сам неизбежно пройдет их. Я привожу только основные наиболее бросающиеся в глаза изменения. Ниже я даю описание ступеней практики. Последовательность изложения вовсе не обязательно будет выполняться при практике. Иногда ступень будет достигнута, когда предидущая ещё не полностью пройдена, или же будет не тот порядок проявления ступеней. Тем не менее, пройти их придется все.
1. Подготовка. Она состоит в воспитании мыслей определенного вида. Начать рекомендуют с размышления над жизнью и смертью. Эти процессы идут везде. Каждое явление зарождается, развивается, деградирует и исчезает. При направлении внимания на этот процесс человека охватывает особое чувство, которому надо дать полную свободу. Здесь кроется препятствие, ибо человек воображает, что это чувство появляется при «отказе от мира». Это ошибка, чувство появляется как раз при обратном процессе – остром переживании явлений внешнего мира. Когда чувство возникло и укрепилось, следует сконцентрировать внимание на нем как на чувстве, безотносительно к объекту. При этом вы продолжаете держать в уме и объект, вызвавший это чувство и чувство как объект. Когда ученик приобретает способность видеть своё чувство как объект, он переживает определенные ощущения. Тогда надо внимание направлять на момент появления ощущения, его развития и исчезновения. Тогда появляется чувство озарения, словно на восходе постепенно вырисовываются детали пейзажа. Когда такое чувство укрепилось, перед внутренним взором человека всплывают геометрические фигуры. Это позволяет учителю определить, чего достиг ученик в своей практике. Практика приводит ученика к пониманию, что геометрическая фигура отражает его восприятие внешнего объекта, и он оказывается способен видеть зрительно те особенности объекта, которые простым глазом не увидишь. Тогда говорят о «внутреннем зрении». Но при этом, ни в коем случае нельзя кидаться в толкование увиденного, надо за всем этим процессом наблюдать отстраненно. Не следует пытаться принудительно открыть смысл явления, смысл должен открыться сам.
На этом этапе приходит осознание, что мысли являются такими же объектами реального мира, как и все остальные. И что мысли, не соответствующие реальности разрушают другие мысли так же, как снаряд на физическом уровне разрушает другой объект. Человек, одержимый иллюзиями, может не совершать никаких действий, полагая, что это безвредное увлечение. Это опасное заблуждение, поэтому следует избегать пустой игры воображения. Не следует думать, что вы делаете внутренний мир примитивным. Наоборот, он значительно обогатится новыми мыслями и идеями, которые укажут правильное направление. Привычку рассматривать себя со стороны следует применить к своим восприятиям. Начать лучше всего со звука. Надо слушать сам звук, не вникая в его смысл и концентрировать внимание на ощущениях, которые сам звук вызывает. Через определенное время при регулярной практике начинает появляться иной смысл звука и человек начинает получать информацию, о которой раньше и не подозревал.
Точно так же надо отнестись и к речи другого человека. Надо отстраненно слушать звук речи, независимо от его смысла. Обычно, если человек считает, что собеседник говорит ерунду, он раздражается, цепляется к словам, начинает спорить. Но необходимо встать на точку зрения собеседника, понять его состояние и причину, почему он говорит так, а не иначе. Разговаривая, одновременно прислушивайтесь к собеседнику и к себе. Если заметили раздражение, примените все силы, чтобы его уничтожить. Естественно, потребуется достаточно длительная практика. Это не соглашательство и не предательство своих интересов, это трезвое понимание ситуации. Когда такая способность развилась, вы начинаете понимать, что хотел сказать собеседник и даже, что он хотел скрыть. Но это побочный результат. Главная цель – научиться слышать самого себя, те слова, которые «идут из сердца». Вот здесь следует сказать, что пока человек имеет «собственное мнение» относительно предмета размышления, никакого «внутреннего слова» он не услышит. Только когда он беспристрастно будет слушать или читать слова, заговорит этот голос.
2. Просветление. Источником просветления служат самые простые переживания. И надо вызывать в себе определенные чувства, которые зажгут внутренний свет. Упражнение состоит в рассматривании двух объектов и сравнении ощущений. Сравнение вызывает определенное чувство, которое следует выделить и зафиксировать. Естественно, с первого раза мало что получится, но надо упорно практиковать. Постепенно ощущение станет привычным и его можно просто восстанавливать внутренним усилием без всяких объектов. Тогда переходят на сравнение самих чувств. Смысл этого упражнения, как правило, искажается. Суть приема в активировании определённой структуры мозга. Рассматривание цветка и кристалла – как раз из этой серии упражнений.
Когда упражнение успешно, геометрические фигуры окрашиваются в разные цвета, тогда как в предидущем упражнении они были черно-белыми. Неживая природа окрашивается в голубоватые или голубовато-красные цвета, растительные – в зеленовато-красные. Это не физический цвет, это внутреннее восприятие, глаза в это время ничего не видят. Появление цвета означает начало развития «духовного зрения». На следующих этапах ученик видит существ духовного мира, которых в действительности не существует. На этом этапе ученику необходима немалая выдержка. Надо соблюдать правило, которое позволит ученику удержаться и не уйти в лавину неконтролируемых видений. Это правило гласит:
Нельзя терять то, что делает человека человеком.
Необходимо оставаться активным гражданином общества, спокойным, веселым, с юмором воспринимающим любые трудности. Причем с практикой эти качества должны укрепляться. Эффективность мирской деятельности указывает на продвижение по пути. Притупление яркости восприятии внешнего мира, вялость и отупение указывают на серьезную ошибку в практике, грозящую серьезными последствиями. Сегодня масса людей кинулась просветляться с помощью тех или иных практик. Зачастую такие практики опасны, поэтому стоит сказать о них правду. Основным правилом вступившего на путь должно стать:
Не менять свою обычную жизнь, органично вписывать в неё практику. Закончив практику, надо выбросить её из головы и забыть о ней. Но приступая к упражнению, следует выкинуть из головы все обычные мысли. Главным мотивом жизни должно стать спокойное ожидание. Тогда можно пройти путь не ошибаясь.
Контроль мыслей и чувств. Тот, кто вступил на путь, должен быть готов к тому, что практика поведет не туда, куда он надеется, цель её не там, куда он смотрит, а результат будет не тот, который он ожидает. Это древнее правило повторяют все учителя. Поэтому надо уметь замечать те реальные изменения, которые начинают происходить с учеником. Для этого и необходимо бесстрастное наблюдение за самим собой. Человек привык к столкновению с физическим миром, а не с духовным, и в этом главная опасность для того, кто идет по пути самостоятельно. Здесь велика роль учителя, который прошел этот путь и видит эти изменения задолго до того, как их увидит ученик. Поэтому он старается развить у ученика спокойное терпение и выдержку, которые необходимы для того, чтобы ученик дождался первого осознания изменения.
Огромное количество кидающихся в практику бросают её, поскольку создали в своем воображении и путь и результат, и не получают ни того, ни другого. Если же действия правильные, у ученика возникает смутное чувство уверенности в правильности цели и поступков. Это ощущение следует культивировать, и оно становится надежным проводником. Следует также выбросить представление, что путь состоит из выполнения неких тайных ритуалов, которые автоматически дают человеку высшее знание. Движение по пути состоит в ином отношении к самым обычным поступкам и процессам нашей жизни. Каждый должен понять: всё скрыто в нем самом, надо только уметь пробудить его. Необходимо осознать, что человек – это единство тела, разума и духа. Путь прост, но дает великие последствия.
Затем ученик приступает к упражнению «выращивание зерна». Надо положить перед собой зерно или косточку плода и представить себе, что если положить рядом муляж точно такого же вида, то разница будет в том, что в косточке скрыта жизнь – из неё вырастет растение, а из муляжа ничего не вырастет. И надо постараться эту жизненную силу ощутить. Не вообразить, а именно почувствовать. Естественно, потребуется немалое время для этого. Если практика удачна, ученик увидит фиолетовое сияние, окружающее косточку. Ещё раз напомним, что это не реальное сияние, а «внутреннее видение». Это результат сосредоточения разума на идее жизненной силы. На этом этапе необходимо упорство, так как многих это пугает. Они полагают, что начинают сходить с ума. Надо развивать в себе ощущение различия галлюцинаций и визуального оформления сосредоточения. Необходимо спокойно наблюдать и не ударяться в фантазирование. Именно поэтому и предлагаются строго определённые темы для размышлений.
Это упражнение часто встречается в описаниях, но почти всё время извращается. Требуется воображать, как из косточки появляется росток, развивается в растение, которое дает плоды, а затем увядает. Это не более, как баловство визуальными картинками. На самом деле, следует сосредотачиваться на силе, которая делает возможным рост растения. Затем следует ощутить и ту силу, которая заставляет растение погибнуть. Это заставляет ощутить силу постоянного круговорота рождения и смерти. Это ощущение преобразуется в зеленовато-голубое свечение с желто-красным центром. Если это ощущение достигнуто, это шаг к ощущению этого свечения в себе самом.
Могут возразить, что существуют более быстрые пути к совершенству. Но эти методы рассчитаны на исключительного человека, а здесь излагается метод, пригодный для каждого. При применении этой способности видеть силу жизни в человеке позволяет увидеть его состояние и скрытые желания. Это дает определенную власть над людьми, но если ученик вступит на этот путь, он развалит, прежде всего, свою психику. Поэтому предварительным условием должна стать высокая моральная устойчивость ученика и равнодушие к внешним достижениям. Если это правило усвоено, попытайтесь выполнить следующее упражнение: понаблюдайте за человеком, который испытывает какое-нибудь желание, причем сам не знает, сбудется ли оно, или нет. Если упражнение будет успешным, вы увидите световой ореол вокруг человека. В дальнейшем вы будете видеть световой ореол и при восстановлении в памяти его образа. На этом этапе особенно важно просто наблюдать, не пытаясь толковать увиденное.
Ни с кем, даже с самим собой, не обсуждайте свои видения!
На этом этапе ученик касается того, что лежит за пределами его понимания, поэтому не следует пытаться оформлять восприятия словами. Только тот, кто продвинулся дальше, может описать это словами. Далее следует воспринимать человека в разных состояниях. Тогда будет усвоен факт, что мысли человека имеют такую же реальность, как и материальные предметы. Тогда человеку не придут в голову оскорбительные мысли по отношению к другим людям. Только так можно удержаться от бессердечности и жесткости по отношению к людям. На этих примерах я показал тот путь, по которому придется идти. Если человеку удалось развить в себе внутреннюю тишину, он обнаруживает, что она перешла и на его внешнее поведение. Человек обнаруживает новые стороны своей природы и её связи с миром и космосом. Но прежде следует выполнить одно требование.
Необходимо спокойно смотреть в глаза любой опасности, и понимать, что страх не помощник и его следует устранить. Это необходимо для посвящения, так как неподготовленный человек не выдержит того, что обрушивается на него при посвящении. При нем он остается один на один с ужасными видениями, которые для него полная реальность. Силы созидания и разрушения в полный рост предстают перед человеком, и его сознание может не выдержать. Необходимо развить в себе совершенно иной подход к миру. Ученик должен ошибку воспринимать как средство усовершенствовать действие, он не должен падать духом при неудаче, какой бы катастрофичной она не казалась. Тогда он начинает называть вещи своими именами, и его перестают понимать обычные люди. Его язык оказывается доступным только посвященным.
Посвящение. Это последняя практика, которую ещё можно описать словами. На этой ступени ученик сталкивается в видениях с психическими ситуациями, с которыми раньше никогда не имел дела. Поэтому ему необходимо подготовиться и подготовка включает ряд испытаний, которые являются следствиями его духовного развития. Смысл этих испытаний понятен только тому, кто их прошел, их описание неопытными людьми описывается совершенно извращенно. Но эти испытания проявятся только после того, как ученик освоил практики внутреннего звука и света.
Первое испытание заключается в созерцании живых и неживых предметов. Речь идет именно о созерцании, а не о размышлении, когда человек внимательно наблюдает за реакцией своего тела и разума при направлении внимания на эти объекты. Это называется «истинным восприятием». Древние мастера говорили, что таким образом «сжигаются» все иллюзии относительно объекта, поэтому это испытание называют «испытанием огнем». Если испытание пройдено, человек оказывается способным адекватно оценивать свои возможности и трезво действовать в любой обстановке. Это необходимо, чтобы устоять в грядущих психических испытаниях, с которыми столкнется идущий. Испытание огнем – последняя ступень, с которой можно повернуть назад. Человек становится умным и стойким, психически выносливым членом общества. Если же он двинется дальше, он оказывается способным понимать тексты, написанные специально для учеников такого уровня. Ученик понимает, что истина всегда была рядом, просто он «смотрел в другую сторону». Он может полностью воспринимать свой внутренний мир и видит ясно путь к цели. Но описывать свои переживания он может только на таком же условном языке, как и в текстах. Других слов у него просто нет. Он также понимает, что теперь он должен выполнять определенные действия, так как его поступки теперь отзываются на его психическом мире гораздо острее, чем когда он действовал как обычный человек. Он начинает действовать с учетом последствий, которые ему видны. После этого наступает этап следующего посвящения.
На этом этапе человек учится действовать по законам своего психического мира. Ещё раз подчеркну, что всё это никоим образом не должно ущемлять обычную жизнь человека, которая становится более осмысленной и эффективной. На внутреннем плане человек должен научиться понимать язык законов этого уровня. Это называется «испытанием водой», поскольку человек ощущает себя плывущим в постоянно меняющихся условиях. Пока ученик не научится уверенно действовать в такой ситуации, дальше он не двинется. Тот, кто прошел это испытание, способен выполнять задачу, не отвлекаясь ни на что. В обычном состоянии на объекты физического мира не действуют наши желания и эмоции, но во внутреннем мире желания немедленно объективизируются. Человек имеет дело не с объектами, а со своим восприятием этих объектов, и на это восприятие во внутреннем мире наши эмоции действуют направленно, и человек видит это действие. Ему приходится устранять все эмоции и побуждения, чтобы увидеть истинное лицо объекта. А такое устранение требует высоко степени самообладания и крепкой воли. На этой ступени особое значение приобретает умение трезво рассуждать. Он должен отчетливо понимать, чего он реально достиг и что рисует ему его воображение. Пройдет это испытание только тот, кто привык искать истину не щадя своего мнения.
После этого испытания ученик попадает в полную пустоту. Никаких ориентиров у него нет и отыскать их он должен в себе. Надо сказать, что если предидущие этапы пройдены, этот никаких затруднений не вызовет. Единственно, что надо иметь – хорошо владеть собой. Необходимо принимать решения, руководствуясь интуицией. Даже мгновенное колебание отбросит человека назад. Если испытание пройдено, человек испытывает миг величайшего блаженства. На этом этапе нет никаких сигналов того, что испытание пройдено.
Затем приходит испытание, которое называют «испытание воздухом». Его можно описать очень приблизительно. Ученик теряет желание обсуждать свой путь, его разговор приобретает смысл только для посвященных. Никто не требует от человека молчания, просто он ясно видит, что тот, кто не прошел путь, ничего не поймет в его словах. Поэтому в каждом конкретном случае он решает, говорить, или нет. Теперь он получает возможность делать выводы из своего опыта и понимает, что самый банальный объект может принести неожиданную информацию. Поэтому он об объекте судит по настоящему моменту, а не по прошлым впечатлениям. Это дает способность окидывать взглядом весь мир сразу. С практикой такое отношение к миру становится естественным, и высшие истины этого мира превращаются в действия, а не в просто декларируемые догмы.
Практические указания
Здесь я приведу кое-какие практические советы. При успешной практике ученик переживает определенные цветовые ощущения, которые свидетельствуют об уравновешивании его психики и тела. При сосредоточении на внутренних процессах, ученик видит вихреобразные массы желтоватого цвета с синим оттенком. Ни в коем случае нельзя силой ускорять этот процесс, все должно идти естественным образом. надо спокойно и без недовольства и спешки ожидать продвижения. Если такое состояние души выработано, оно отражается и на внешнем поведении. Необходимо устранить желание побыстрее достичь цели, как бы вы к ней не стремились. Нетерпение убивает прогресс в практике. Для этого надо быть беспощадно объективным по отношению к себе. Никогда не следует отворачиваться от своих ошибок, их следует осмысливать и делать правильные выводы. Честность по отношению к себе обязательна, праздное любопытство должно быть устранено, но тяги к знаниям лишаться нельзя.
Отсутствие желания часто понимается превратно. Полно отсутствие желаний невозможно, надо устранить желание того, чего добиться в данный момент нельзя. Человек часто оценку реальности подменяет воображением. Он очень не любит видеть причины ошибки в своем личном невежестве и включает фантазирование, придумывает внешние причины неудачи, и старается устранить их. В результате он получает непредсказуемые последствия и тонет в их водовороте. Вот такие желания и требуется устранить. То желание, которое возникает на основе истины, продвигает ученика по пути и становится источником спокойного ожидания.
К нетерпению примыкает раздражение. Это тоже одно из основных препятствий на пути. Многие ученики стараются устранить какое-то своё свойство, годами практикуя без всякого результата. Они не понимают, что нет чувства самого по себе, это комплекс наших психических качеств. И если человек внешнее принимает за истину, гоняется за внешним эффектом, копируя поверхностные детали, ему бесполезно вырабатывать добросердечное отношение к миру – он придет только к сентиментальным разглагольствованиям. Только когда даже в обыденных мелочах человек видит истину, пусть ту, которая ему не нравится, он сможет устранить ненужные побуждения души.
Сильнейшим препятствием на пути становится пустопорожняя болтовня. Следует говорить только о том, что надо сообщить и ровно столько, чтобы быть понятым. В разговоре надо стремиться понять, что хочет сказать собеседник, а не навязывать ему свое мнение. Самому же следует говорить только то, что может понять собеседник и так, чтобы он мог это понять. Тогда появляется спокойное уважение к человеку и к самому себе. Тогда появляются внутренний слух и внутреннее зрение. Не надейтесь, что внутренний покой немедленно даст вам видение высших истин. Поэтому, побывав во внутреннем покое некоторое время, возвращайтесь к выполнению свои обычных обязанностей, запретив себе добиваться чего-нибудь от высших истин по своему произволу. Ученик должен понимать, что причиной препятствий является он сам и никто, кроме него не в состоянии осознать их и устранить.
Этот путь безопасен и доступен каждому. Другие пути несут в себе опасность, и сообщаются учителем только ученику, который достиг нужного уровня предварительной подготовкой. Внешние обязательства роли в продвижении по пути не играют, эгоистичное, корыстное окружение может замедлить продвижение, но не слишком. Часто человек незаметно для себя достигает определенной стадии, и даже малейшая мелочь может мгновенно разрушить последнее препятствие. Это производит впечатление мгновенного постижения, но если надеяться на него, никогда никуда не придете.
Условия обучения
Любой процесс имеет свои ограничения и ученику надо иметь определенные привычки поведения и мышления, прежде чем приступать к практике. Учитель, уже прошедший путь, знает об этом и старается выработать их у ученика, которому требования учителя кажутся непонятными. Поэтому от него требуется подчинение учителю и точное выполнение инструкций. Иначе на путь ему не вступить. При этом необходимо не внешнее выполнение, а внутреннее стремление к их выполнению и осмысливанию.
Первым условием является телесное и душевное здоровье. Естественно, идеального здоровья никто не имеет, и добиваться его бессмысленно, но внутреннее стремление должно иметься. В деле укрепления здоровья нельзя ориентироваться на рекламные предложения всяких методов и лекарств дающих «100% эффект» от всех болезней. Это шарлатанство и иллюзия. Речь идет об избегании вредных привычек или об их устранении, если они уже приобретены. Для ученика должно стать правилом, что выше стремления к здоровью может быть только стремление к истине. необходимо быть беспощадно правдивым перед самим собой. Например, надо понимать, что дает вегетарианство и что дает мясоедение, а не следовать непроверенным сообщениям о пользе одного и вреде другого. Любое отступление от истины и уклонение в односторонние иллюзии остановит ученика в его движении на пути.
Вторым условием является активная позиция в обычной жизни. Опять-таки, здесь требует внутренняя установка, а не внешние эффекты, которые никуда, кроме как к бестолковой суете, не приводят. Если человек активно шумит о том, что «надо делать добро», и забывает поинтересоваться, а является то, что он предлагает, добром, он никуда не продвинется. Активность заключается в честной оценке собственных успехов и неудач. Это рождает ответственность за свои поступки, и чувство ответственности полностью меняет поведение человека, продвигая его по пути.
Ответственность приводит человека к выводу, что поступками руководят мысли и если мысли плохи или неверны, будут ошибочными и действия. Отсюда возникает стремление уничтожить плохие и неверные мысли.
Третьим условием является выводы из первых двух. Это понимание, что всё скрыто в самом человеке. Ученик должен оценить, что диктуют ему внешние условия и что он признает правильным, и найти компромисс. Он ничего не должен навязывать окружающим, но и не позволять навязывать ему мнение, с которым он не согласен. Таким образом, ученик уравновешивает внешние требования и свое твердое стремление идти по пути.
Четвертое условие вытекает из предидущего – это упорство в достижении цели. Только убедившись, что сделана ошибка, ученик может изменить цель. Необходимо сказать об отношении к результату действия. Для ученика должен стать целью процесс достижения результата, а не сам результат. И процесс должен быть направлен на пользу, а не во вред. Поэтому древнее правило идущих по духовному пути гласит: «Не привязывайся к результату».
Пятое правило является выработкой чувства благодарности ко всему, что приходит и дает нам возможность существовать.
Эти правила соединяются в шестом условии: принимать жизнь такой, какой она является, не предъявляя ей никаких претензий. Тогда все условия жизни помогают вступить на путь, если они принимаются искренне. Человек разделяет жизнь на внутреннюю и внешнюю, не понимая, что жизнь едина, и пренебрежение каким-нибудь одним условием создаст препятствие, которое не даст человеку двигаться дальше. Выполнение условий вырабатывает глубочайшее уважение к истине. Даже зло он должен видеть как истину и предпринимать те действия, которые уничтожат его, или хотя бы снизят его действие. У вступившего на путь всегда должна существовать готовность к самоотверженной работе и готовность учиться на результатах этой работы. Если же он начинает судить, толковать и оценивать с позиции заученных догм, он никогда никуда не придет.

Следствия посвящения
Одним из правил для ученика должно стать полное представление о смысле того, что он делает. При этом надо знать, какие признаки указывают на продвижение по пути или сигнализирую об ошибке. У того, кто идет по пути, внутренние изменения отражаются во внешних действиях. Эти внешние изменения видны тому, кто уже прошел путь. Как правило, это свечение, которое исходит от ученика. темно-красное свидетельствует о горячем желании, желтоватый характерен для логически мыслящего человека, фиолетовый цвет имеют бескорыстные мотивы. Догматическая личность имеет четкие контрастные очертания, слабовольная – размытые. Напоминаю, что речь идет о внутреннем восприятии, а не о реальном свечении. То есть, человек приводит себя в состояние, в котором органы чувств действуют необычно и возбуждают зрительные отделы мозга, создавая зрительные образы, которых нет на самом деле. Однако эти образы рождены реальным восприятием человека. Но это восприятие в обычном состоянии не работает. У обычного человека на различных участках тела видны темные пятна, которые у продвинутого ученика светятся тем или иным цветом. Эти пятна называют «лотосами» или «чакрами». Эти чакры являются субъекивным восприятием и никакой «раскрутке», «наполнению» или «опустошению» не подвержены, поэтому получение неких сверхсвойств с их помощью – заблуждение и пустое занятие.
Учитель видит движение в этих центрах и определяет степень продвинутости ученика, который часто недоумевает, почему учитель равнодушно выслушивает его горячие восторги по поводу своих переживаний, которые ученику кажутся необычайно важными. По поводу чакр существует масса заблуждений. Многие неофиты уверены, что достаточно представлять в определенной точке тела некий светящийся и крутящийся вихрь, как все желаемые достижения будут реализованы. Это называется «пробуждением», «раскручиванием», «оживлением» чакр. На самом деле это баловство воображаемыми картинками. Чакры невозможно «увидеть», пока не достигнут определенный уровень внутреннего духовного зрения, и в действительности никаких чакр не существует. Способность «видеть» чакры и называется «ясновидением». Чакры открываются в результате культивирования процессов, которые описаны выше – стремлением к истине, пересмотру собственного эмоционального и ментального багажа, умеренности в речах, мыслях и действиях, уравновешиванию стремлений и возможностей, стремлению учиться у жизни.
Увлечение одним процессом ведет к уклонению в фантазии и развитию нежелательных качеств: нетерпимости, завистливости, робости и т.п. люди, которые только слышали о внутреннем мире, становятся болтливыми не в меру. Это верный признак отсутствия опыта и существенный тормоз для возможности вступить на путь. Говорить о своих достижения надо только в самых крайних случаях. Ученик, приняв сообщение в том или ином виде, сначала оценивает, что он об этом знает наверняка, а что слышал или читал. Затем он оценивает пристрастность источников и степень их незнания. В этом случае даже из заведомого вранья ученик может почерпнуть полезные знания. Но для этого необходимо развивать способность внутреннего видения. Одним из условий является способность понимать, каким путем сформировалось у вас то или иное представление.
Например, вы шли по улице, размышляя о каком-то важном для вас вопросе. Попутно вы увидели в киоске журнал, где был портрет в темной рамке. Походя вы отметили, что на прохожем такой же костюм, как у вашего друга. А ночью вам приснился портрет друга в черной рамке. Через несколько дней ваш друг заболевает и ложится в постель, и вы вспоминаете об этом сне. Страшно возбужденный вы рассказываете об этом каждому встречному и поперечному. В процессе болтовни, ваш рассказ обрастает деталями, которых вообще не было. Так рождаются сотни примеров телепатии, которым «я сам был свидетелем». Ученик, идущий по пути, просто дает картинке развернуться, и вспоминает весь процесс создания образа. Это дает сознательное отношение к происходящему и открывает многие детали, которые раньше ускользали от внимания. но на этом этапе попадание под власть иллюзий очень велика, поэтому тщательный контроль мыслей обязателен. Этот процесс называется «открытием лотоса в районе пупка». Достигший этого уровня человек видит настроение другого как свечение определенной формы и цвета.
Когда человек соединяет в одно целое мысль, слово и действие, он открывает лотос сердца. В этом случае говорят о «спонтанности», имея в виду, что действие не противоречит стремлениям человека и его словам. А, значит, не рождает внутреннего напряжения или «кармы», как говорят древние тексты. Добродетель, к которой надо себя принуждать, ничего кроме вреда не принесет. На этой стадии восприятие человека обращается внутрь и не воспринимает внешнего мира. Это требует от ученика ещё большей трезвости в самооценке. Правда, чтобы дойти до этого уровня, надо уже иметь трезвую оценку, но теперь надо научиться не просто видеть, а управлять этим видением, иначе превращаешься в игрушку своих иллюзий. Когда этот уровень достигнут, человек воспринимает себя или другого как светящуюся фигуру, внутри которой крутятся светящиеся вихри. Внутри себя он может управлять движением этих потоков, исходящих из одного центра. У совершенного ученика эти потоки выходят далеко за пределы его тела.
Из сказанного ясно, что давать инструкции по развитию лотосов может только тот, кто прошел все этапы пути. Открытие лотосов совмещает восприятия – человек начинает видеть, слышать и ощущать запах любой вещи и понимает, что это означает. Здесь человек должен научиться отделять истину от мнения, ценить внутреннюю свободу от всяких мнений, терпению. Это должно стать внутренней позицией, на которой основывается отношение к жизни. Такая позиция приходит не сразу, и приход связан с немалыми психическими потрясениями. После овладения этой стадией, свечение тела отделяется от психики ученика и своим свечением показывает ему истинное состояние его организма. С этого момента у ученика начинает новая жизнь, в которой он должен разобраться. Появляются образы, которые он может менять, но которые ему не подвластны. Ученик должен понять, что эти образы – зрительное оформление его мыслей и чувств, то есть зрительное восприятие работы его разума.
Такое отношение вырабатывается долгое время, при полном самообладании и трезвом мышлении. При пробуждении светящегося тела всё, что раньше воспринималось как положительное, теперь воспринимается как отрицательное, и наоборот. Всё, что шло извне отключено, а действовать начинает то, что шло изнутри. Плохие мысли могут принять ужасающие образы, которые кинутся на человека. Вот почему не предварительных этапах следует радикально освобождаться от плохих мыслей. Если ученик смог не втянуться в игру этих образов и наблюдает беспристрастно за ними со стороны, он замечает, что сквозь эти образы просвечивает нечто большее. Это первый проблеск истинного «я».
Это момент раскрытия лотоса между бровями. Ученик приобретает способность здраво воспринимать всё, что происходит перед его внутренним взором. Если ученик не научился предварительно здравому мышлению, он никогда этот лотос не откроет. На этом этапе у человека полностью исчезают остатки веры, и появляется знание истины. Но, вместе с тем, ему открывается и истинное значение веры в жизни. С этого момента человек начинает работать над потоками своего тела, что дает ему, в конце концов, полное освобождение.

Изменение сновидений
Наиболее четким свидетельством того, что ученик продвигается по пути, становится изменение сновидений. Сновидения в символической форме говорят нам что-то, чего мы понять не можем. С продвижением некоторые сновидения остаются в памяти ученика, потом в сновидениях он начинает вести себя так же, как обычно ведет себя в жизни. Фактически, сновидение – это пребывание человека в иной реальности, когда слегка начинают работать лотосы.
Прежде всего, ученик должен научиться запоминать сны, и уметь видеть проявление сновидческих сюжетов в состоянии бодрствования. Это позволяет ученику более определенно почувствовать собственное «я». Но и ощущение внешнего мира должно оставаться реальным, иначе уклонение в фантазии обеспечено. Духовный мир воспринимается только тогда, когда ученик направляет его на внешние объекты. Тогда возникает парадоксальное ощущение, что внешнее и внутреннее меняются местами. Внешние начинает восприниматься «изнутри», словно ученик сам стал этим объектом. Эта особенность часто указывается в текстах. На этом этапе возникает неопределенность и ученик должен создать новую точку отсчета. В обычной жизни такая точка образуется сама в процессе набирания опыта, но в духовной практике её надо создавать сознательно. В текстах это называется «создание храма в сердце своем».
На этом этапе созерцаются духовные образы, отражающие внешний мир. Особое внимание уделяется не самим образом, а тем силам, которые эти образы создают. Эти силы воспринимаются как светящееся облако вокруг объекта, называемое «аурой». Это зрительное восприятие пространства. С практикой аура приобретает отчетливые очертания и ученик видит ауру объектов и зрительно воспринимает процессы, происходящие в них.

Непрерывность сознания
Жизнь человека протекает в трех состояниях – бодрствовании, сновидениях и сне без сновидений. Продвижение ученика отражается на этих состояниях и по их изменению он может определить меру своего продвижения. Пока человек не идет по пути духовного развития, в бодрствовании он не ощущает мира внутреннего, а в сновидении не помнит мира внешнего. У ученика сновидения теряют бессвязный характер, становятся логичными и последовательными. Постепенно растет и реальность их восприятия. В бодрствовании причины, вызывающие те или иные ощущении заслонены шумом внешних впечатлений, во сне этих причин можно коснуться. Но сновидения не являются проникновением в высший мир, как это иногда считают новички. Только когда ситуации в сновидении и в бодрствовании начинают совпадать, можно сказать, что такое проникновение началось. Ученик тренируется в том, чтобы вывести состояние сна в бодрствование. Тогда он приобретает способность входит в него просто усилием воли. Это основа к переходу к более высокому состоянию. Ученик обнаруживает, что изменяется и его состояние сна без сновидений, в нем проявляются всплески совершенного нового состояния сознания. Описать словами это состояние невозможно, можно только использовать аллегории.
Сновидения можно сравнить с видениями, всплывающими при созерцании, а сон без сновидений – с состоянием внутреннего восприятия. На первых порах ученику трудно вспомнить сон, но надо набраться терпения. Попытка вспомнить сон силой, ни к чему не приведет и только застопорит процесс. Когда способность запоминать сновидения отработана, приходит понимание, что сны делятся на те, в которых вы попадаете в совершенно незнакомый мир, и на те, в которых вы действуете в привычном мире. Чтобы процесс развивался в нужном направлении, необходима концентрация на определенных темах. Но нельзя толковать сны. Только когда ученик сможет переносить сюжеты сновидений в бодрствование, можно стараться понять их смысл. Самое главное здесь: спокойно ждать, фиксируя события, но не давая им никакой оценки. Тогда будет накапливаться опыт и складываться некая общая картина. Причем привычный рассудок вмешиваться в эту картину не будет. Тогда состояния бодрствования и сна станут неотличимыми, и ученик теперь должен научиться не смешивать реалии сновидений с реалиями бодрствования. В древних текстах такое состояние называют «непрерывностью сознания».

Расщепление личности
Во время сна мозг отключается от восприятия внешнего и перерабатывает впечатления внутреннего. Оккультисты и эзотерики называют это состояние «пребыванием в астрале». В состоянии сна на передний план выходят слабые раздражители, и выведение сновидений в бодрствование является выработкой способности ощущать действие этих раздражителей и в обычном состоянии. Когда ученик начинает наблюдать сон, он оказывается способным вести себя в нем так, как он обычно ведет себя в жизни. Через достаточно долгое время он будет способен воспринимать мир чувств в полном объеме. Но в этом случае он вынужден взять регулировку этого мира на себя. И здесь он сталкивается с опасностью заблуждений, о которых не имел раньше никакого понятия. Опасность достаточна велика, но если человек выполнял указанные выше предписания, он обойдет эти опасности. У человека, не развившего в себе бескорыстного интереса к событиям, может появиться искушение использовать новые возможности в корыстных целях. Этим он может нанести своей психике немалый вред. Теперь ему как никогда необходимо спокойное терпение.
После всех этих предупреждений, можно дать описание некоторых опасностей, которые поджидают ученика на его пути. Вся деятельность мозга связана с чувствами, мышлением и волей. У обычного человека они подчиняются бессознательной регулировке. Инстинкты и усвоенные рефлексы определяют направление мыслей и желаний. Но при движении по пути эта связь нарушается, и её ученик должен установить самостоятельно. Ничто не заставит его перейти от ощущений к мыслям, если он сам этого не захочет. Он не предпримет никакого действия, если сам не захочет. Полный контроль над мыслями, чувствами и волей является огромным завоеванием ученика, но, одновременно, и огромной ответственностью. Если человек умудрится разрушить естественную взаимосвязь до того, как сможет управлять ею, он уклонится в сторону, потому что полного равновесия никогда не бывает. Человек может превратиться в необузданного тирана, сентиментального плаксу, или же в холодную, лишенную сердца рассудочную личность. Причем он может переходить из одного состояния в другое. Такой человек напоминает нервнобольного и ничем не лучше сумасшедшего.
Особую опасность представляет выведение сна в бодрствование. Ученик должен научиться принимать всё спокойно и уравновешенно. На высоких ступенях на ученика могут обрушиться ужасные видения, либо, наоборот, экстатическое состояние. Поэтому без предварительного умения владеть собой, никак не обойтись. Правда, если путь правилен, все необходимые качества образуются в ученике на подготовительных этапах и никаких затруднений он не испытает.

Страж порога
Момент распада чувств и мыслей называется «встречей со стражем порога». Стражей два – малый и большой. После малого стража распадается связь между тремя аспектами работы мозга, но сохраняется связь их с телом, после большого стража распадается и эта связь. Первый распад сопровождает характерным видением, которое дает знать ученику, что он «подошел к порогу». Видение стандартно, хотя его внешний вид зависит от внутреннего мира ученика. Видение может внушать сильный ужас, и ученику надо собрать в кулак всю волю, чтобы преодолеть его. Собственно, не видение вызывает ужас, а состояние ужаса вызывает видение. Преодоление ужаса одновременно вызывает понимание, что теперь ученику надо самому заботиться о себе. Теперь он видит фантастических существ, и если эти существа приобретают все более уродливые формы – значит он идет неправильным путем, если формы улучшаются – путь правильный. Если ученик испугается ответственности, порог останется непройденным. Если порог удалось пройти, страж превращается в сияние, вызывающее восторг. Ученик создал своего внутреннего бога – Ишвару – и теперь ему предстоит тяжкий труд по улучшению его облика. Одним из последствий перехода порога становится полное равнодушие к своей смерти – она перестает быть для него исчезновением, и он будет умирать в полном сознании. В этом состоянии такое понятие как «душа» становится для него зримым образом, и он ощущает действие законов жизни – дхармы как цепочку конкретных действий. Он видит, что он тоже должен включиться в действие этого закона и если он не включится, его ждет полная изоляция и смерть. Он ясно понимает, что быть свободным от мира невозможно, можно только понять законы этого мира и действовать в соответствии с ними. Без подготовки вынести ощущение ужаса невозможно, но если путь был верный, страж порога потеряет грозный вид и порог будет пройден свободно.
Жизнь и смерть
В образе Стража порога человек видит то, что определяет его жизнь. Он начинает осознавать причины своих симпатий и антипатий, откуда он их приобрел, и жизнь становится ясной и понятной. Самым острым переживанием ученика является осознание, как он может новые способности направить на улучшение обычной жизни. Тот, кто этого не понял, скатится в яркие иллюзии. Требуется ясное понимание, что без обычного материального мира не будет и никакого «высшего». Поэтому тот, кто этого не понимает, не будет допущен Стражем и его отбросит назад ужас, который он не сможет преодолеть. Малый страж показывает зависимость человека от его материальной природы, но освобождает от искусственных оков – религиозных, идеологических и т.п.
Когда человек осваивается со своим новым положением, перед ним появляется невероятной красоты сияющее существо. Вместе с ним приходит понимание, что человек является частицей общества, и только вместе с ним он может продвигаться вперед. Это ощущение сопровождается сверканием искр и невероятно далекой цели, горящей вдалеке как огонь свечи. Оно сопровождается пониманием, что предстоит бескорыстное служение этому обществу.
Определить, пойдет ли человек по этому пути, или свернет на путь личного совершенствования не может никто, даже сам человек. На одном конце он видит тяжелый труд без всяких перспектив на вознаграждение, на другом захватывающие перспективы. Тот, кто вступает на путь служения, называется «идущим по белому пути», тот, кто выбирает личное блаженство, встает на «черный путь».
Послесловие
Путь ученика включает только одно основное требование: никаких иллюзий и фантазий. Но, одновременно, никакой другой путь не способствует их созданию, как этот. Самой страшной ошибкой является отнесение пути к магическим или оккультным практикам. Ошибка происходит оттого, что люди не готовы к тяжелому труду по переделыванию себя, они ждут больших дивидендов при небольших затратах. И, желательно, не трудовых, а денежных. Они глубоко убеждены, что существуют некие «тайные методы», которые, почему-то известны всем и каждому, выполнение которых, или даже разговоры о них, дадут желаемое. Они приступают к практике с заранее сформированным мнением как они пойдут, что получат и когда. Не получив никакого результата, они начинают охаивать метод и учителя, и ищут следующий «верный метод». Они отрицают неугодные факты, несмотря на всю их истинность, и охотно верят рассказам неграмотных людей. Такие «ученики» и близко не подойдут к пути, хотя будут уверять всех, что они прошли его почти весь.
Ученик, правильно идущий по пути, сначала исследует связи внешнего мира, затем связи своего внутреннего мира. В сфере внутреннего мира его чувства, эмоции и мысли предстают перед ним в виде образов. Это не отрицает значение опыта, но почему люди не склонны ему доверять? Необразованный и мистически мыслящий человек скатывается к толкованию видений и никуда двинуться не может. Здесь оказываются предсказатели, телепаты, ясновидцы и целители всех мастей. В этой книге описана техника освобождения мысли от связи с телом и переживании её как определенного объективного процесса, идущего в мозгу. Находясь в высшем мире человек переживает сначала только одну мысль, но необходимо так же пережить и остальные реалии мира. Но это требует ясного и трезвого мышления.
На высших сферах нет слов, там все происходит без них, поэтому человек описывает не переживание в высшем мире, а воспоминание об этом переживании. Чтобы хоть как-то отразить эти процессы, древние мастера разработали условный язык, который надо знать. Это не желание скрыть знания, а просто невозможность выразить их другим способом. Мнение, что кроме авторитетных текстов нужен ещё и учитель, весьма относительно. Но тот, кто ухватит смысл книги, сможет пройти путь и сам. Никто не требует практики дни и ночи напролет, никто не требует отказываться от обычной жизни. Новые впечатления изменят жизнь в лучшую сторону, человек станет более ответственным и квалифицированным работником. Путь, описанный здесь, даёт человеку возможность понять самого себя.
14 дек 2018, 10:33  ·  URL сообщения

Вернуться в Библиотека Лотоса. Авторы и книги

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Ditrey, MailRu [Bot], Yandex [Bot]


Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2019
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100