Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Три уровня реальности в Адвайте.

Обсуждение тем: нео-адвайта, классическая адвайта, дзен, даосизм, дзогчен, отдельные элементы других учений и религий. Приезд и сатсанги учителей в России и по всему миру.

Модераторы: Кицунэ, Натарис

svl
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 2686
Благодарности: 146 | 177
Профиль   Сайт

Три уровня реальности в Адвайте. 

Три уровня реальности в Адвайте

Философия Адвайта-веданты придерживается учения о существовании нескольких уровней реальности, которые напрямую связаны с различением двух истин: абсолютной и относительной.

«Вселенная и реальна, и нереальна. Реальна, потому что реальность Сознания есть ее собственная реальность, и нереальна, потому что не существует сама по себе, вне Сознания. Единственная реальность – это бесконечное Сознание. Так как оно реально, все, что на нем основано, также приобретает реальность, но реальность не саму по себе, а основанную на реальности бесконечного Сознания. Объекты в состоянии бодрствования или в состоянии сна одинаково нереальны сами по себе, реально только бесконечное Сознание, на которое они наложены».
«Йога Васиштха», глава 3

Уже у Гаудапады в «Мандукья-карике» говорится об этих уровнях: относительной реальности объектов сновидений и бодрствования и абсолютной реальности Брахмана.

Шанкарачарья подробно рассматривает этот вопрос в «Брахмасутра-бхашье», разделяя на реальность деятельности сознания и его объектов во сне, реальность деятельности сознания и его объектов наяву и реальность опыта единства Атмана и Брахмана.

В «Чхандогьопанишад-бхашье» Шанкарой признаются безусловная реальность Брахмана, относительная реальность объектов бодрствования и сновидений и безусловная нереальность идей, произошедших от некорректного словоупотребления (к примеру, квадратный круг).

Шанкарачарья поясняет, что деятельность сознания во сне и его объекты обладают минимальной реальностью, они отличны от ничто, но для того, чтобы стать чем-то, им не хватает пространственной, временной и причинной адекватности.

Средним уровнем реальности обладает опыт сознания в бодрственном состоянии, в котором объекты являются адекватными в пространственном, временном и причинном аспектах.

Максимальный же уровень реальность – это реальность Брахмана.

Критерием, который определяет статус уровня реальности, является фактор устранимости каждого предыдущего уровня последующим, и третий уровень опыта – реальность Брахмана – является высшим по причине его окончательной неустранимости. Сны иллюзорны, потому что устраняются последующим восприятием относительной реальности. Различие между сном и бодрствованием в том, что реальность сна устраняется после каждого пробуждения, тогда как состояние бодрствования относительно устойчиво и устраняется только при познании абсолютной реальности Брахмана.

Далее, учение об уровнях реальности развивает философ Адвайта-веданты Вимуктатман в тексте «Иштасиддхи», в котором он признает полную реальность Брахмана, относительную реальность состояния бодрствования, относительную нереальность состояния сна со сновидениями и полную нереальность фантомов (например, рогов зайца).

Адвайтист Пракашатман в тексте «Панчападика-виварана» различает три уровня реальности:
«Следует признать три вида существования: высшее существование Брахмана, существование, способное к действенности, обеспечиваемое майей, – как, например, у пространства и существование, обеспечиваемое индивидуальным незнанием, – как, например, у серебра в перламутре».

Окончательно теория трех уровней реальности в философии Адвайта-веданты оформлена у Дхармараджи Адхвариндры (XVI-XVII вв.) в тексте «Веданта-парибхаша». Согласно ему, существование имеет три уровня:
«Мы знаем три вида существования. Это высшее существование Брахмана (парамартхика), практическое существование пространства и прочего (вьявахарика) и призрачное существование кажущегося жемчуга в серебре и прочих иллюзорных форм (пратибхасика)».

Таким образом, при ведении философского диспута, мы различаем три уровня реальности:
абсолютную реальность (парамартхика) – реальность Брахмана,
относительную реальность (вьявахарика) – реальность объектов, которые воспринимаются в бодрственном состоянии,
иллюзорную реальность (пратибхасика) – реальность объектов сна, а также иллюзий (восприятие серебра в перламутре или змеи в веревке), миражей и галлюцинаций.

Также Шанкарачарья и некоторые другие философы-адвайтисты выделяют в градации реальностей «нереальное» (асат), т.е. абсолютно несуществующее, к которому относится логически невозможное (к примеру, квадратный круг) и фактически ложное (к примеру, рога зайца).

Различие уровней можно пояснить на известном примере, когда человек в темноте принимает веревку за змею и пугается. Змея имеет иллюзорное существование (пратибхасика), тогда как веревка – относительно реальна (вьявахарика). Однако, с точки зрения абсолютной реальности, восприятие веревки как змеи столь же ошибочно, как и восприятие веревки как веревки, так как есть только Брахман (парамартхика), проявляющийся в форме веревки.

«Как в хорошо известном примере ошибочного восприятия веревки за змею – веревка реальна, а змея нет. Даже после того, как истинное положение дел стало известно, и ошибочное восприятие змеи устранено, все еще остается реальность веревки. Опасность всегда будет присутствовать там до тех пор, пока веревка не осознана как имеющая природу высшей Сущности и как пребывающая в ней. Тогда объективная реальность полностью исчезает, и остается одно только чистое знание. Подобным образом наступает полное уничтожение двойственности».
«Трипура Рахасья», 18.133-136

Учитывая изложенное, при ведении философского диспута необходимо очень внимательно оперировать понятием «реальность», поясняя, какой уровень реальности в высказывании имеется в виду.

http://www.layayoga.ru/index.php?id=5589
15 фев 2019, 10:46  ·  URL сообщения

Amitashi
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 11217
Откуда: Россия, Москва.
Благодарности: 0 | 526
Профиль  

 

Есть только Одна Реальность.
15 фев 2019, 10:48  ·  URL сообщения

svl
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 2686
Благодарности: 146 | 177
Профиль   Сайт

 

Amitashi писал(а):Есть только Одна Реальность.

Конечно одна.
Но для облегчения исследования, её условно разделят.
Пробуждение - это когда увидена своя истинная природа.
А без условного разделения - исследование невозможно.
Думаешь зря в Адвайте, используются множество терминов. - эго, джива, Атман, Брахман.


Добавлено спустя 2 минуты 7 секунд:
svl писал(а):Три уровня реальности в Адвайте

Написано три уровня реальности, а не три реальности.
15 фев 2019, 11:19  ·  URL сообщения

xdim
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 1242
Благодарности: 46 | 116
Профиль  

 

svl писал(а):Шанкарачарья подробно рассматривает этот вопрос в «Брахмасутра-бхашье», разделяя на реальность деятельности сознания и его объектов во сне, реальность деятельности сознания и его объектов наяву и реальность опыта единства Атмана и Брахмана.

Шанкарачарья разделяя ...
Какой ужас, это же махровая двойственность, даже тройственность - кошмар :)
15 фев 2019, 11:27  ·  URL сообщения

Кварк
Активный участник
 
Сообщения: 1317
Благодарности: 14 | 106
Профиль  

 

svl писал(а):«Йога Васиштха», глава 3

:biggrin:
Виши́шта-адва́йта (visistadvaita) или виши́шта-адва́йта-веда́нта (visistadvaita vedanta) — направление веданты, разработанное Рамануджей и его последователями, в противовес адвайта-веданте Шанкары. Лежит в основе одной из школ вайшнавизма, а именно, шри-вайшнавизма. Признавая окончательное единство всей реальности, сторонники вишишта-адвайты в то же время утверждают реальное существование материального бытия, природы и живых существ, которые имеют тесную связь и зависимость от Высшей реальности, Брахмана.
15 фев 2019, 11:32  ·  URL сообщения

Amitashi
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 11217
Откуда: Россия, Москва.
Благодарности: 0 | 526
Профиль  

 

svl писал(а):А без условного разделения - исследование невозможно.

"Условное разделение" - это причина всех страданий и невежества!
Кому нужно разделение и систематизация уровней? Только беспокойному уму!


Добавлено спустя 55 секунд:
svl писал(а):Написано три уровня реальности, а не три реальности.

Это уже увод в сторону от Чистой Адвайты.
Это хитрость ума, который как шулер на выходе выдаст нам реальность множественных субъектов!
15 фев 2019, 11:34  ·  URL сообщения

xdim
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 1242
Благодарности: 46 | 116
Профиль  

 

Самоисследование для того и нужно чтобы различать эти уровни и не на словах а в опыте.
Это анализ, а он предполагает отделение одного от другого чтобы различать.
Только когда все уровни распознаны тогда получается целостная картина, только так все невежественные ошибочные идеи отвалятся в виду своей абсурдности.
Большинство коренных заблуждений основано на том, что забывается о существовании более глубоких по отношению к ментальному процессу уровней. Ум забывает о своем источнике без которого не существует сам. А дальше, вот так оторвавшись от реальности, начинает фантазировать всякие глупости.
15 фев 2019, 11:36  ·  URL сообщения

Amitashi
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 11217
Откуда: Россия, Москва.
Благодарности: 0 | 526
Профиль  

 

Кварк писал(а):Виши́шта-адва́йта

Вот именно!
Свл - это самый натуральный вишиштовец-компромиссник!


Добавлено спустя 58 секунд:
И почему эти умники всё время пишут свои заблуждения огромными цветными буквами? Джек вообще уже какие-то цветные таблички стал мутить для обоснования своих заблуждений.


Добавлено спустя 32 секунды:
Хлебом не корми, даё чёнть разделить.
15 фев 2019, 11:36  ·  URL сообщения

Кварк
Активный участник
 
Сообщения: 1317
Благодарности: 14 | 106
Профиль  

 

svl писал(а):Уже у Гаудапады в «Мандукья-карике» говорится об этих уровнях: относительной реальности объектов сновидений и бодрствования и абсолютной реальности Брахмана.
.................
Таким образом, при ведении философского диспута, мы различаем три уровня реальности:
абсолютную реальность (парамартхика) – реальность Брахмана,
относительную реальность (вьявахарика) – реальность объектов, которые воспринимаются в бодрственном состоянии,
иллюзорную реальность (пратибхасика) – реальность объектов сна, а также иллюзий (восприятие серебра в перламутре или змеи в веревке), миражей и галлюцинаций.

Гаудапада связывает воедино переживания в состоянии бодрствования и сна со сновидениями. Радхакришнана утверждает, что если Шанкара стремится несколько освободить свою систему от субъективизма, связанного с крайностями шуньявады и виджнянавады, то Гаудапада только приветствует его. Но, не желая останавливаться на виджнянаваде, Гаудапада утверждает, что даже субъект столь же нереален, как и объект, и, таким образом, рискованно близко подходит к абсолютно нигилистическим позициям. Вместе с Нагарджуной он отрицает достоверность причинности и возможность изменения. «Нет ни смерти, ни рождения, ни зависимых, ни стремящихся (к освобождению), ни желающих освободиться, ни освобожденных — это абсолютная Истина».
:biggrin:
15 фев 2019, 11:38  ·  URL сообщения

svl
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 2686
Благодарности: 146 | 177
Профиль   Сайт

 

Amitashi писал(а):"Условное разделение" - это причина всех страданий и невежества!
Кому нужно разделение и систематизация уровней? Только беспокойному уму!

Конечно индивидуальному уму (дживе).
А ты что думал?
Думал что Брахман хочет освободиться от колеса сансары? :mocking:
15 фев 2019, 11:39  ·  URL сообщения

Amitashi
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 11217
Откуда: Россия, Москва.
Благодарности: 0 | 526
Профиль  

 

Зачем создавать мнимую реальность того, кто нуждается в освобождении?


Добавлено спустя 1 минуту 11 секунд:
Извини, свл, но я буду прессовать любую двойственность и утверждать единство.
Как говорится, Платон мне друг, но Истина дороже.
15 фев 2019, 11:40  ·  URL сообщения

Кварк
Активный участник
 
Сообщения: 1317
Благодарности: 14 | 106
Профиль  

 

Концепции на то и концепции что их можно трактовать как душе угодно, ибо: «Нет ни смерти, ни рождения, ни зависимых, ни стремящихся (к освобождению), ни желающих освободиться, ни освобожденных — это абсолютная Истина». :biggrin:


Добавлено спустя 2 минуты 57 секунд:
Узнать напрямую как оно на самом деле можно лишь вернувшись в реальность Атмана. До этого все эти рассуждения яйца выеденного не стоят: можно говорить и так и сяк.
15 фев 2019, 11:43  ·  URL сообщения

Новый Философ
Активный участник
 
Сообщения: 7753
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарности: 722 | 563
Профиль  

 

Об "объективной реальности" в древности не могли писать - могли писать, только , об объектной реальности. Не существует никакой "объективности". Существование объектов не означает, что познание их - это нечто, уже существующее. Познание - это всегда индивидуальный, субъективный процесс. Объективных же, то есть качеств, зависящих только от самого объекта, ни один объект никогда не проявляет во взаимодействии с другими объектами. Всегда он проявляет качества, соответствующие объекту взаимодействия.
15 фев 2019, 11:48  ·  URL сообщения

svl
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 2686
Благодарности: 146 | 177
Профиль   Сайт

 

Amitashi писал(а):Извини, свл, но я буду прессовать любую двойственность

Не понял?
Гды ты увидел двойственность в моих комментариях?
Я говорил, о условном разделении, для проведения исследования.
15 фев 2019, 11:48  ·  URL сообщения

xdim
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 1242
Благодарности: 46 | 116
Профиль  

 

Amitashi писал(а):Кому нужно разделение и систематизация уровней? Только беспокойному уму!

Конечно уму, потому что он нахватался глупостей и стал беспокойным.
Поэтому и говорят "направьте ум на его источник" чтобы он увидел без чего он не существует, понял свое место, успокоился и больше не зарывался. Он и сам будет рад освободится от груза ответственности которая не его. Он взял ее на себя по ошибке и теперь страдает, потому что по факту не может делать то что якобы должен был.
15 фев 2019, 11:50  ·  URL сообщения

След.

Вернуться в Учения Недвойственности

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Google [Bot], MailRu [Bot], Nika, Puma, thaiman, Yandex [Bot], Прот


Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2019
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100