Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Сколько готовы жить?

Обсуждение различных вопросов по темам: развитие человека, эзотерика, магия, религия, психология, феномены и т.п. Приветствуется привязка к практической стороне вопросов. Схема обсуждения: новый топик > новая тема > ясная постановка вопроса > комментарии участников.

Модераторы: Крокозябра, Ditrey

Эп+
Активный участник
 
Сообщения: 2713
Откуда: Хотьково
Благодарности: 294 | 233
Профиль   Сайт

 

Мышь,
а усилием? наоборот в теле легкость )
03 июл 2019, 01:34  ·  URL сообщения

Мышь
Активный участник
 
Сообщения: 843
Благодарности: 19 | 191
Профиль  

 

Эп+,
Мышь,
а усилием? наоборот в теле легкость )

Не понимаю вопроса.
03 июл 2019, 02:37  ·  URL сообщения

Braine
Активный участник
 
Сообщения: 2386
Откуда: Западная Европа
Благодарности: 387 | 387
Профиль   Сайт

 

Мышь писал(а):И где проходит эта удивительная граница между "здоровым" и "не здоровым эгоизмом"?

У меня только здоровый эгоизм, сколько бы его ни было :mocking:
Нездоровый эгоизм только у других :laugh:
03 июл 2019, 07:12  ·  URL сообщения

Владимир3
Активный участник
 
Сообщения: 16701
Благодарности: 255 | 548
Профиль  

 

Крокозябра писал(а):Вот. Товарищ не понимает.
А вы?

Если есть для чего и для кого жить, то есть смысл жить долго... Если нет смысла жить, то и жить лучше недолго... Всё просто оказывается... :mocking: :smile:
03 июл 2019, 07:35  ·  URL сообщения

Евгений Геннадьевич
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 13078
Благодарности: 4421 | 2565
Профиль  

 

Владимир3 писал(а):Если есть для чего и для кого жить, то есть смысл жить долго... Если нет смысла жить, то и жить лучше недолго... Всё просто оказывается...

Всё еще проще оказывается.
Есть ли смысл или нет, а жизнь всё одно продолжается... :pardon:
03 июл 2019, 07:54  ·  URL сообщения

Крокозябра
Активный участник
 
Сообщения: 21872
Благодарности: 3745 | 2017
Профиль  

 

Владимир3 писал(а):Если есть для чего и для кого жить, то есть смысл жить долго... Если нет смысла жить, то и жить лучше недолго... Всё просто оказывается


Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:

«В чём состоят жизненные ценности?»
«Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового)
«Зачем (для чего, ради кого) жить?».
Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Вопросы о смысле жизни люди задавали и продолжают задавать, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Наука в состоянии ответить с определённой долей вероятности на конкретные вопросы типа «Как именно …?», «При каких условиях …?», «Что будет, если …?», в то время как вопросы типа «В чём (что является) цель (смысл) жизни?» остаются в рамках философии и теологии. Психологические причины возникновения подобных вопросов исследуются в психологии.

Философское видение проблемы
Править

Интерпретацию ответа на вопрос о смысле жизни в исполнении Поля Гогена можно увидеть на его картине «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», оконченной в 1898 году.
Понятие смысла жизни имеется в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность[1].

Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяет содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости. Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности[2].

Великие философы — такие, как Сократ, Платон, Диоген, Декарт, Спиноза, и многие другие — обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно, и более всего осмысленна) и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.

Древняя Греция
Править
Основная статья: Античная философия
Сократ считал, что назначение человеческого разума не в том, чтобы исследовать, что находится «в небесах и под землёю», а в том, чтобы исследовать природу добродетели с целью совершенствовать душу и строить жизнь на основе этического знания.

Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством — это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму[3].

Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия, понимаемого не как чувственное наслаждение, а как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание. Сами боги, по Эпикуру, — блаженные существа, не вмешивающиеся в дела земного мира[3].

Киники (Антисфен, Диоген Синопский) — представители одной из сократических школ греческой философии — считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений[3].

Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам[3].

Средневековые Европа и Индия
Править
У европейцев и индийцев, несмотря на культурные различия и географическую отдалённость друг от друга, представление о смысле жизни было очень похожим. Оно было связано с почитанием предков, следованием общераспространённым религиозным и мифическим идеалам и повторением социального статуса, полученного при рождении (Ванина Е. Ю. «Средневековое мышление. Индийский вариант», 2007):
«Средневековая мысль считала главной целью человеческой жизни абсолютное воплощение сословных ценностей, максимальное повторение образа жизни предков или особо почитаемых данной группой героев, поэтому, как только подобное совершенство было достигнуто, зачастую ещё в первые годы жизни, дальнейшая эволюция человеческого характера от одной возрастной группы к другой и внутри них лишалась смысла, а потому не осознавалась и не фиксировалась»[4].
Иррационализм
Править

Артур Шопенгауэр
Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой[5].

В поисках смысла человек и создает различные религии и философии, чтобы сделать жизнь выносимой. А. Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения от отсутствия смысла — иллюзии, придумывание занятий.

Экзистенциализм
Править
Основная статья: Экзистенциализм
О смысле жизни писали многие философы-экзистенциалисты XX века — Альбер Камю («Миф о Сизифе»), Жан-Поль Сартр («Тошнота»), Мартин Хайдеггер («Разговор на просёлочной дороге»), Карл Ясперс («Смысл и назначение истории»).

Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Кьеркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.

По словам Жана-Поля Сартра, «существование предшествует сущности», «человек, прежде всего, существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» — следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки, кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам — «жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл»[6].

Нигилистские взгляды
Править
Основная статья: Нигилизм

Фридрих Ницше
Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Термин «нигилизм» происходит от лат. «nihil», что означает «ничего». Ницше описывал христианство как нигилистическую религию, поскольку она удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни. Он также видел нигилизм как естественный результат идеи «смерти Бога» и настойчиво утверждал, что эта идея была тем, что должно быть преодолено, возвращая смысл на Землю. Ф. Ницше также считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком», — что имеет определённые общие черты с мнением трансгуманистов о постчеловеке, человеке будущего.

Нигилизм, доведённый до крайнего состояния, превращается в прагматизм, отрицание того, что неполезно и нерационально по отношению к собственному организму, служащее удовлетворению основных нужд человека; в признание того, что лучшее, что можно сделать в этой жизни — получить от неё удовольствие.

Позитивистские взгляды
Править
Основная статья: Позитивизм

Людвиг Витгенштейн
Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмыслен. Потому что «смысл X» — это элементарное выражение (term), которое «в» жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X, и т. д. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и, следовательно, бессмысленным.

Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла, отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни, в терминах достижений, наследства, семьи и т. д. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл, — это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только «в» жизни (для тех, кто проживает её), такое употребление языка делает утверждение ошибочным. Язык может обеспечить осмысленный ответ, только если он ссылается на области «внутри» области жизни. Но это невозможно, когда вопрос выходит за границы области, в которой язык существует, нарушая контекстные ограничения языка. Таким образом, вопрос разрушается. И ответ на неправильный вопрос является неправильным или неадекватным ответом. (См. Ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого.)

Другие философы обращались к попыткам открыть, что является осмысленным в жизни, изучая присущее ей сознание. Но когда такие философы пытались найти глобальное определение «смысла жизни» для человечества, им не удалось найти согласования с лингвистической моделью Витгенштейна.

Прагматический подход
Править
Основная статья: Прагматизм

Уильям Джеймс
Философы-прагматисты полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни. Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни — это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт.

На практике это означает, что для прагматиков теоретические требования должны быть завязаны на практику верификации, то есть необходимо уметь делать предсказания и проверять их, и что, в конце концов, потребности человечества должны направлять человеческие исследования.

Научный подход
Править
Системный анализ
Править
С точки зрения системного анализа все цели, рассматриваемые как смысл жизни, образуют множество всех возможных целей. Эти цели можно сравнивать между собой, что даёт нам возможность ранжировать все цели в последовательность. Цель, которая будет иметь наибольший вес, может претендовать на звание истинного смысла жизни[7].

На практике результатом такого моделирования является теория о том, что смысл жизни заключается в замедлении скорости роста энтропии. То есть если с ростом энтропии во Вселенной рано или поздно исчезнет жизнь, то смыслом являются действия по отсрочке этого момента или, как утопия, полное предотвращение исчезновения жизни[8][9].

Социологические опросы
Править
Согласно опросу общественного мнения, подавляющее большинство россиян называли следующие цели в жизни[10]:

создание хорошей семьи (94%),
воспитание детей и обеспечение их будущего (95%),
поддержание и улучшение здоровья (95%),
жить в согласии с совестью (90%),
иметь хороших друзей (89%).
Индивидуальное и общественное в психологии
Править
В конце XIX — начале XX века австрийский психолог, психиатр и мыслитель Альфред Адлер писал:
«С медицинской точки зрения, все органы развиваются в направлении конечной цели … Развитие души аналогично развитию органической жизни. У каждого человека есть концепция цели или идеал, необходимый для того, чтобы добиваться больше того, что возможно для него в актуальной жизненной ситуации… Без ощущения цели деятельность индивида не имела бы никакого смысла»
— Адлер А. «Наука жить»[11]
При этом он придерживался идеи, что истинные смыслы жизни — общие, те, которые другие люди могут разделять и принимать для себя. Смысл возможен лишь в коммуникации: слово, которое означает что-то лишь для одного человека, было бы лишено смысла. То же относится к целям и действиям; их единственный смысл — смысл для других.

Позже понимание смысла жизни в науке начало сдвигаться в сторону большей индивидуализации. Так, американский психолог Карл Роджерс, один из создателей и лидеров гуманистической психологии, в книге «Теория личности» говорит уже о сугубо индивидуальном характере смыслов жизни. По его утверждению, каждый индивид существует в постоянно изменяющемся мире переживаний, центром которого он является, и только небольшая часть личного мира индивида переживается сознательно.
«Важная истина относительно личного мира индивида состоит в том, что подлинный и полный смысл его может знать только сам индивид… только сам индивид может знать, как он воспринимает то или иное своё переживание. Я никогда не могу со всей очевидностью и полнотой знать, как вы воспринимаете булавочный укол или свой провал на экзамене. Для каждого человека мир его переживаний является в самом прямом смысле индивидуальным, личным миром».
— Роджерс К. «Теория личности»[12]
Тему смысла жизни тщательно исследовал австрийский психиатр, психолог и невролог Виктор Франкл. Франкл утверждает понимание смысла жизни не как всеобщего, а как индивидуального, разительно различающегося не только от человека к человеку, но и в разные периоды жизни индивида. Поиск каждым человеком смысла является главной силой его жизни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных влечений. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуществлён только этим человеком и только тогда, когда он достигает понимания того, что могло бы удовлетворить его собственную потребность в смысле. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни в современном понимании — это врождённая мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности[13]. На проблеме потери смысла жизни, которую сам учёный называл экзистенциальным вакуумом, основана его психиатрическая школа логотерапии [14].

Ряд новейших исследований показал: люди, старающиеся жить со смыслом, чаще сохраняют живость ума в старости, здоровее психически и даже живут дольше, чем те, чья цель — получение удовольствий. Дэвид Беннет из Медицинского центра университета Раша (Чикаго) и его коллеги, изучив 950 человек, которым в среднем было по 80 лет, отмечают: «Те, кто считал свою жизнь более осмысленной, также реже испытывали трудности при самообслуживании в быту и передвижении. А смертность за пятилетний период была среди них намного ниже — примерно на 57 % — чем у тех, кто не имел особых целей в жизни»[15].

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1% ... 0%BD%D0%B8


Добавлено спустя 10 минут 46 секунд:
В конце отрывка под катом:
"Дэвид Беннет из Медицинского центра университета Раша (Чикаго) и его коллеги, изучив 950 человек, которым в среднем было по 80 лет, отмечают: «Те, кто считал свою жизнь более осмысленной, также реже испытывали трудности при самообслуживании в быту и передвижении. А смертность за пятилетний период была среди них намного ниже — примерно на 57 % — чем у тех, кто не имел особых целей в жизни"
03 июл 2019, 11:44  ·  URL сообщения

Lanuhum
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 11088
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарности: 613 | 978
Профиль  

 

Владимир3 писал(а):Если есть для чего и для кого жить

Для кого и не для кого - это одно и то же. То, кто тебе никого не дал, тот и даст и заберёт. Сегодня есть, для кого жить, завтра не станет, послезавтра появится. А, ты? Сегодня хочешь жить вечно, завтра утопиться, послезавтра будешь думать, что хорошо, что не утонул, а на следующий день снова будешь просить "Забери меня, Господи!"
:o)


Добавлено спустя 3 минуты 45 секунд:
Тот, кто сегодня во мне порождает ненависть, завтра принесёт Любовь, и скажет, что всё по расписанию. Или не принесёт, и скажет, что всё по расписанию. :o)


Добавлено спустя 3 минуты 32 секунды:
Лучше ничего не хотеть.
03 июл 2019, 16:52  ·  URL сообщения

Braine
Активный участник
 
Сообщения: 2386
Откуда: Западная Европа
Благодарности: 387 | 387
Профиль   Сайт

 

Lanuhum писал(а):Лучше ничего не хотеть.

Хотелки дают яркость жизни. Но чтобы эта яркость не была с гнильцой, нужен некоторый контроль здравомыслия над хотелками
03 июл 2019, 17:02  ·  URL сообщения

Lanuhum
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 11088
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарности: 613 | 978
Профиль  

 

Braine писал(а):Хотелки дают яркость жизни

Яркость жизни - это абстрактное понятие. Его нельзя оцифровать и принять к расчёту.


Добавлено спустя 2 минуты 26 секунд:
Алхимик говорил путешественнику: "Ты думаешь, что путешествуешь, но ты стоишь на месте"
Так чья жизнь ярче, алхимика или путешественника?


Добавлено спустя 2 минуты 6 секунд:
Да, только цифры могут сказать о фактическом качестве жизни, о яркости и контрастности, насыщенности, а без цифер, это чирикание.
03 июл 2019, 17:18  ·  URL сообщения

Braine
Активный участник
 
Сообщения: 2386
Откуда: Западная Европа
Благодарности: 387 | 387
Профиль   Сайт

 

Lanuhum писал(а):Яркость жизни - это абстрактное понятие. Его нельзя оцифровать и принять к расчёту.

Ну и что? Живёте для статистики, или потому что живёте?
Lanuhum писал(а):Да, только цифры могут сказать о фактическом качестве жизни, о яркости и контрастности, насыщенности, а без цифер, это чирикание.

Да ладно!!! Когда это цифры говорили о качестве, а не о количестве?
Lanuhum писал(а):Так чья жизнь ярче, алхимика или путешественника?

У каждого свое понимание о яркости жизни. И оно чисто субъективно.
03 июл 2019, 18:23  ·  URL сообщения

Lanuhum
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 11088
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарности: 613 | 978
Профиль  

 

Braine писал(а):У каждого свое понимание о яркости жизни. И оно чисто субъективно

Braine писал(а):Хотелки дают яркость жизни. Но чтобы эта яркость не была с гнильцой, нужен некоторый контроль здравомыслия над хотелками

И, что есть гнильца в свете субъективности?
03 июл 2019, 19:07  ·  URL сообщения

Ин Асти Эн
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 33296
Благодарности: 1465 | 1549
Профиль  

 

Lanuhum писал(а):Да, только цифры могут сказать о фактическом качестве жизни, о яркости и контрастности, насыщенности, а без цифер, это чирикание.

https://news.mail.ru/incident/37854028/?frommail=1
03 июл 2019, 19:13  ·  URL сообщения

Braine
Активный участник
 
Сообщения: 2386
Откуда: Западная Европа
Благодарности: 387 | 387
Профиль   Сайт

 

Lanuhum писал(а):что есть гнильца в свете субъективности?

Разные излишества, вредности, незаконности и извращения, например.
03 июл 2019, 19:18  ·  URL сообщения

Yolki
Активный участник
 
Сообщения: 23932
Откуда: Хозяйка Деградариума
Благодарности: 3195 | 2984
Профиль  

 

Lanuhum писал(а):И, что есть гнильца в свете субъективности?

Ничего. Именно ничего.


Добавлено спустя 53 секунды:
Lanuhum,
Ты же не паришься?
03 июл 2019, 19:19  ·  URL сообщения

Ин Асти Эн
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 33296
Благодарности: 1465 | 1549
Профиль  

 

Lanuhum писал(а): а без цифер, это чирикание.


сколько и каких циферок нужно определить предвестника дхармакайи ?!
03 июл 2019, 19:26  ·  URL сообщения

Пред.След.

Вернуться в Давайте обсудим

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Yandex [Bot]


Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2019
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100