
![]() |
Игольное ушкоКуратор темы: Haна
![]()
12 авг 2019, 06:35 · URL сообщения Явный и скрытый смысл в Коране
Развитие мусульманской экзегетики протекало параллельно с эволюцией представлений о существовании у священного текста явной (зāхир) и скрытой (бāтын) стороны. В одном из преданий (недостоверных с точки зрения традиции) говорится: «У каждого аята есть внешняя и внутренняя сторона, и у каждого xарфа есть грань, и для каждой грани есть знающий». И хотя в мусульманских источниках нет надёжных хадисов на эту тему, восходящих к Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, до нас дошли изречения некоторых сподвижников и тāби о многогранности Корана и возможности углубления в его тайны. Например, передают со слов Ибн ‘Аббаса: «В Коране есть стороны и искусства, явные и скрытые. Их чудесам нет конца, и предела их не достичь. Кто углубляется в них осторожно — спасётся, а кто обходится с ними грубо — погибнет». Ранние комментаторы остерегались толковать аяты без убедительных аргументов и вопреки их очевидному смыслу, а некоторые из них и вовсе молчали, когда речь заходила о скрытом смысле откровений. Рассказывают, что известный мединский тāби Са‘ид ибн аль-Мусаййиб, один из наиболее знающих людей своего времени, говорил только об очевидном смысле Корана, а, когда его расспрашивали о большем, умолкал, словно не слышал вопроса. Среди тāби к комментариям, основанным на умозрительных доводах, чаще других прибегал ‘Икрима ибн ‘Абдаллах, что вызывало неодобрение многих его современников. Первыми последовательными сторонниками эзотерического истолкования Корана были мутазилиты — приверженцы крупного направления в калāме, зародившегося в Ираке в первой половине VIII в. Руководствуясь рационалистическими посылками, они отрицали реальность и извечность божественных качеств, отрицали возможность лицезрения Аллаха после смерти и заступничество в последней жизни, не считали человеческие деяния творениями Аллаха и т. д. Религиозно-политическая доктрина мутазилитов допускала насильственное свержение «нечестивой» власти, что сближало их с двумя другими течениями в исламе — шиитами и хариджитами. Для обоснования своих взглядов, во многом противоречащих очевидному смыслу Корана, мутазилиты выступали против его буквального понимания и истолкования. Ссылаясь на существование в Коране ясных (муxкам) и неочевидных (муташāбих) текстов, они считали возможным истолкование вопреки очевидному смыслу тех аятов, которые не укладывались в их религиозную доктрину, из-за чего улемы относят их к «сторонникам скрытого смысла». Принципы мутазилитского вероучения были окончательно сформулированы в первой половине IХ в. благодаря усилиям иракского богослова Абу аль-Хузайля аль-‘Алляфа (ум. 850). Значительный вклад в рационалистическое истолкование Корана внёс кади ‘Абд аль-Джаббар, автор известного полемического трактата Танзих аль-Kур’āн ‘ан матā‘ин (Защита Корана от поношений). Написанный в форме ответов на вопросы, он содержит истолкование только тех аятов, очевидный смысл которых противоречит умозрительным доводам мутазилитов. В несколько завуалированной форме мутазилитские идеи отражены в тафсире известного хорезмского богослова аз-Замахшари. Его комментарии заслужили высокую оценку многих улемов; они опираются на тонкий анализ лингвистических особенностей текста, отличаются простым и выразительным языком, не содержат недостоверных рассказов и параллелей с библейскими историями, подчёркивают стилистическое совершенство и неподражаемость священного текста. Вместе с тем автор неоднократно допускает высказывания, созвучные с мутазилитскими представлениями о том, что человеческие деяния сотворены самими людьми, о невозможности лицезрения Аллаха в последней жизни и т. д. Большое внимание истолкованию скрытой стороны Корана уделяли и имамиты. Согласно имамитским представлениям, после кончины Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, ответственность за истолкование откровения легла на имамов-богоизбранных предводителей из рода Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Имамиты полагают, что муcxаф ‘Али ибн Абу Талиба содержал не только священный текст, но и разъяснение его скрытого смысла, которому Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, обучил своих ближайших родственников; при составлении списка Абу Бакра сподвижники отбросили эти истолкования, но потомки Пророка сохранили их и передавали из поколения в поколение, пока муcxаф ‘Али не перешёл к «скрытому» имаму Мухаммаду ибн аль-Хасану по прозвищу Махди, т. е. «ведомый прямым путём». Перед наступлением конца света он выйдет из своего укрытия, явит людям муcxаф ‘Али и раскроет коранические тайны, относительно которых люди разошлись во мнениях. Особенность имамитских тафсиров в том, что многие аяты интерпретируются как скрытые указания на превосходство ‘Али и его потомков, а повеления повиноваться Всевышнему — как повеления признать верховную власть имамов из рода Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Поиском эзотерического смысла в Коране отмечено и творчество суфийских мыслителей Сахля ибн ‘Абдаллаха ат-Тустари (ум. 896), Абу аль-Касима аль-Кушайри (ум. 1072), Мухйи ад-Дина Ибн ‘Араби (ум. 1240), Низам ад-Дина ан-Найсабури (ум. 1446) и др. В сочинениях этих авторов, способствовавших укреплению рационалистских тенденций в мусульманской религиозной мысли и оказавших большое влияние на развитие арабской филологии, нередко встречаются толкования, никак не связанные с очевидным смыслом аятов. Например, Ибн ‘Араби в толковании 12-го аята суры «Сава» пишет, что под «ветром», который был подчинён Пророку Сулайману, подразумевается «практический разум, утвердившийся на троне нафса, что в груди». Некоторые исследователи относят суфийские комментарии к разряду тафсиров, поскольку именно так классифицировали их сами авторы. По мнению других улемов, мистико-философские рассуждения суфиев, далёкие от мусульманского мировосприятия и основанные на «сугубо личных и порой трудноуловимых ассоциациях» (по А. Д. Кнышу), неправильно называть тафсиром. Безусловно, суфийские истолкования, особенно труды Ибн ‘Араби и Джамаль ад-Дина аль-Кашани (ум. 1330), оказали большое влияние на развитие логики и теории познания и остаются актуальными для мистико-философского познания окружающей реальности. Однако нельзя отрицать и тот факт, что нередко они выходят за рамки научных и теологических методов текстуального анализа. Ещё большее место эзотерическому истолкованию Корана отводится в учениях «крайних» шиитов, фалaсифа (мыслителей, ориентировавшихся на античные формы философствования) и социально-религиозных движений хуррамитского типа. Именно их мусульманские доксографы называют собственно батынитами, потому что они, в отличие от мутазилитов или имамитов, вообще отрицают явный смысл откровений. Главная особенность «крайних» шиитов — чрезмерное, порой переходящее в обожествление почитание ‘Али ибн Абу Талиба и его потомков. Их комментарии несут на себе отпечаток выраженной религиозно-политической направленности. Так, основатель секты мугиритов аль-Мугира ибн Са‘ид аль-‘Иджли (ум. 736) комментировал отказ гор взять на себя ответственность (сура 33 «Союзники», аят 72) как непризнание ‘Умаром ибн аль-Хаттабом прав ‘Али на халифат. Другой «крайний» шиит Абу Мансур аль-‘Иджли считал, что упомянутые в Коране «небеса» символизируют род Мухаммада, а «земля» — их приверженцев — шиитов. Религиозные запреты в Коране он интерпретировал как скрытые указания на имена людей, с которыми следует враждовать, а религиозные повеления — как указания на имена людей, которых обязательно любить. Наиболее ярко эзотерические истолкования Корана проявляются в сочинениях исмаилитов; они апеллировали к скрытому смыслу откровения для обоснования не только своих политических притязаний и установленной внутри движения иерархии «посвящённых», но и особой космогонической теории, в которой были адаптированы идеалистические взгляды неоплатоников. Особое место среди тафсиров занимают комментарии фалaсифа Абу Насра аль-Фараби (ум. 950), Абу ‘Али Ибн Сины (ум. 1037), Абу аль-Валида Ибн Рушда (ум. 1198). Питая искреннюю любовь к философствованию, эти авторы стремились подвести понимание сакрального текста под идеи Платона, Аристотеля и других античных мыслителей, причём на востоке мусульманского мира попытки устранить явные противоречия между религией и философией были более последовательными. Например, согласно Ибн Сине, под небесным «троном» (сура 69 «Неминуемое», аят 17) подразумевается девятая сфера, а под несущими его восемью ангелами — восемь низших сфер. Прибегая к аллегорическому истолкованию аята, он словно пытается освятить представления античных философов о гомоцентрических сферах авторитетом священной книги. В комментарии к «аяту света» (сура 24 «Свет», аят 35) Ибн Сина пишет, что под «небесами и землёй» подразумевается целое, под «нишей» — теоретический разум, под «лампадой» — практический разум, под «благодатным оливковым деревом» — мыслительная способность и т. д. Как видим, в этом толковании совмещаются представления Платона о целом и учение Аристотеля о видах разума. И хотя фалaсифа формально признавали основные положения ислама, их воззрения во многом противоречили традиционным представлениям об Аллахе, бытии и душе. Несмотря на это, метафизические и космогонические взгляды фалaсифа получили дальнейшее развитие в ряде суфийских учений. Таким образом, толкование скрытого смысла в Коране в значительной степени отражало идейную борьбу внутри мусульманского мира. Приверженцы калāма опирались на умозрительные доводы для истолкования аятов, не совпадавших с их рациональными посылками. Суфийские шейхи прибегали к мистическому опыту для символико-аллегорического толкования откровений в свете их представлений о мироздании, о духовном пути мистика и т. д. Фалaсифа интерпретировали коранический текст, отталкиваясь от античной философской традиции. Различные шиитские течения апеллировали к эзотерическому смыслу аятов для обоснования своих политических претензий. Наконец, традиционалисты подразумевали под скрытым смыслом расширенное, углублённое понимание священного текста, которое открывается учёному после всестороннего ознакомления с его явным смыслом. https://e-minbar.com/quranic-studies/ta ... oZOgIsMeUQ Добавлено спустя 11 часов 33 минуты 21 секунду: АГА МАСИХ ШИРВАНИ Не спрашивай, душа, где правды свет? Исчез. Он в прошлых временах, а нынче нет – исчез. Где хлебосольство, где благой привет? Исчез. Где крепкий тот бальзам, что не во вред? Исчез. Где дух, что не сдался от стольких бед? Исчез. Заносчивость людей – как парус в дождь и мрак, Их кормчий, страстью пьян, вертит и так и сяк. Где берег? Далеко. Здесь гибель, что ни шаг. Кто, зоркий, разглядел благой в пучине знак? Где страх перед концом? Кто чист и благ? Исчез. Аллаху не верны, с Кораном не дружны И шаха, что ни день, менять себе вольны, Загадочных письмен им шифры не даны, Правдивый человек неведом для страны, Он сабля на боку, он в час войны исчез. И ведает Аллах, что, молод или стар, Любой продаст страну и веру за динар, Что женщин чистота и стыд – легки, как пар, Что для мужчин ничто правдивый, честный жар, Что человечности редчайший дар – исчез. Масих! Уйди, отпрянь от мира. Он – исчез. Молитвы сгинули, честной поклон – исчез. Где мудрый хан? Пропал. Где наш закон? Исчез. Где стойкий человек? Он обойден, исчез. Где верный друг и брат? И он, как сон, исчез. Добавлено спустя 7 минут 38 секунд: Маниса Хатун Мехсети Гянджеви (1098-1188) - азербайджанская поэтесса XII века. Сведений о ее жизни очень мало. Время не сохранило изображения Мехсети Гянджеви, современницы великого Низами, не оставило полных сведений о ее судьбе, не донесло всего ее творчества. ![]() http://azerros.ru/literature/22982-kras ... asotu.html Ты, сердце, погубило жизнь мою, Горя, не озарило высь мою, На мой призыв никто не отозвался, Напрасен крик – я тихо слезы лью, Лицо прикрыла от тебя рукой, Но ты ее отвел, мой дорогой, Отрады большей не ищи на свете – Прикосновенье наших рук воспой. === Судья-кази не брал хмельного в рот, – Стать праведником тщился, сумасброд. Но лучше погрязать в отходах винных, Чем урезать доходы у сирот. В молитве пустосвята, что за прок, В бальзаме после яда, что за прок? Когда душа запятнана пороком, В опрятности наряда, что за прок? Рубаи На колесе судьбы не год, не два Распята, ни жива и ни мертва, Я вместе с ним вращаюсь непрестанно. Вот почему кружится голова. * Тот, кто любви навек предаться смог, Не смеет говорить: «Мой жребий плох». Я спутника себе всю жизнь искала. Им оказался собственный мой вздох. * Богат безмерно — не подкупишь смерть. Она сумеет всех смести, стереть. Один старик сказал мне в Харабате: «Живи счастливо, належишься впредь». * Внесли свечу, любимицу молвы, А на рассвете вынесут — увы! Так не гордись своею головою. Взгляни — свеча сгорает с головы. * Душой кривя, не станешь ты правей, Судьба твоя — кривой разлет бровей, Ну что же, помни мудрость вековую: Ставь чашу криво, только не пролей. * Коран и шариат мужей и жен Соединяют браком испокон. Мой брачный договор — четверостишье. Религии какой подвластен он? * В воде погибнет пламя все равно. Как жить, коль пустотой дышать дано? Мы все землею станем, так пускай Певец поет, а кравчий льет вино. * Целуй меня. За разом раз еще, И шесть, и семь, и девять раз еще. В десятый раз целуй меня скорее, А после сразу десять раз еще! * Тебя целую, чувства не тая. Весны моей долина — грудь твоя. У нас с тобой два тела, но отныне Единым сердцем стали — ты и я. * Кровопускатель, будь нежней чуть-чуть, Любимого леча, не позабудь: Конец иглы, ему входящей в руку, Вонзается в мою больную грудь. * Ты — как чинара возле родника, Задумчива, безмолвна и кротка. Я с кувшином иду не за водою — Чтоб на тебя взглянуть издалека. * Любви предамся ночью без забот. Мечту мою исполни, небосвод: Пусть длится ночь, хотя она печальна, Пусть медлит день, хоть счастье он несет! * Прекрасна роза средь родных ветвей. Прекрасен одержимый соловей. Удивлена коротким веком роза. А соловей — своей разлуке с ней. * Ты, сын хабита, должен верить мне. Как я верна — реши наедине. Из-за меня в огонь готовы люди, А я хочу сгореть в твоем огне. * От постоянства ты далек, я знала. Готов нарушить свой зарок, я знала. Начнешь любовью — завершишь враждой. Конец я знала с самого начала. * Печален небосвод, уйдя во тьму. Дай мне вина, быть может, боль уйму. Никто не любит так, как я, веселья. А небо шлет мне горе! Почему? * Разлукой сердце полня, жить нельзя. Как полночи без полдня жить нельзя. Спокойно ты живешь, меня не помня. А мне, тебя не помня, жить нельзя. * Тебе враги твердили вразнобой: «Не связывай судьбу с ее судьбой». Ты хочешь, чтобы их труды пропали? Давай же завтра встретимся с тобой! * Не верь, что без тебя живу счастливо, Нет, обессилев, я клонюсь, как ива. Я поняла: терпенье — мой удел. Но что поделать — жду нетерпеливо. * Не убежать — тоска стоит на страже, А радость не поспорит с каплей даже. С тобой разлучена, считаю дни, Жизнь без тебя — бессчетные пропажи. * От горя не спасает и броня. Я боль сношу, терпение храня. Не сердце у тебя, а тяжкий камень, И камень тот на сердце у меня. * Я на базаре видела: подкошен Лежал под куропаткой мертвый коршун. Она твердила: кто терзал других, Тот под ноги вот так же будет брошен. * Румяный хлебопек возник в окне, Игриво подает чуреки мне. Он превратил меня печалью в тесто, Боюсь — теперь поджарит на огне. * Мне дорог шерстобит румянолицый. То грудь его — души моей темница, О боже, дай поцеловать его, Я перестану, может быть, томиться. * Мой шапошник умел и остроглаз, Он шапки шить атласные горазд. Из четырех одна хвалы достойна, А я хвалила каждую сто раз. * Ты — словно месяц, ученик портного. Я, Мехсети, служить тебе готова. Я нитью стать хочу, чтоб припадать К губам твоим, что выглядят медово. * Богатство мира — страсть. Пою о ней. Сын ювелира, ты — знаток камней. На камень я как будто не похожа, Так что же взглядом ты прильнул ко мне? * Не счесть ни ядов и ни жал любви, Надежду искромсал кинжал любви, Любви бокал я выпила, но тщетно: Он существа не содержал любви. * Ужель и вправду мужем должно звать Того, кто не умеет жен ласкать? Мой поцелуй, учти, в полцарства ценят, А ты не хочешь даром целовать?
19 авг 2019, 07:17 · URL сообщения
26 авг 2019, 07:29 · URL сообщения Абдуллах ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал:
"Человек не постигнет сущности веры и не достигнет ее вершины, пока бедность не будет для него предпочтительнее, чем богатство, а скромность -предпочтительнее, чем почет, и пока он не станет одинаково относиться к тому, кто хвалит его, и к тому, кто его порицает". у Ланси есть тема - уникальные храмы а мне попалась сегодня статья о мечети Сиди-Башир в Ахмадабаде Главная особенность мечети Сиди-Башир — в инженерном расчёте высотности к упругости материала, из которых сделаны минареты. Когда в камеру для муэдзина входит человек и начинает раскачивать минарет, вибрация одного из них переходит на другой. По этой причине второе имя постройки — Джульта-Минар, или Мечеть дрожащих минаретов. Тектоника конструкции такова, что переброшенный между ними парапет поглощает и заземляет вибрацию по основной вертикали. Природа этой инженерной головоломки до сих пор не изучена, однако факт в том, что мечеть середины XV века выдержала землетрясение 2001 года, от которого пострадали многие современные постройки в округе. ![]()
28 авг 2019, 14:13 · URL сообщения Нана, вот совсем недавно узнала, что...
Колокола в русских православных церквях прочно крепятся на несущих балках, в отличие от свободно качающихся колоколов в западно-европейских церквях,. Вследствие этого коренным образом отличается звон русских колоколов от западно-европейских. ![]() Может не совсем для твоей темы, но думаю, что близко.
28 авг 2019, 14:32 · URL сообщения Луч,
кстати, вот ведь в голове всегда были картинки колоколен на западе и в России но ускользал от внимания этот факт и еще - может это и кажется, может это родом из военных фильмов детства но колокола России звучат тревожнее и, в то же время, сильнее ![]()
28 авг 2019, 14:40 · URL сообщения К сожалению, я не сильна в истории религий...
Но я в курсе, как насаждали Христиантсво на Руси, и сколько пролилось крови. И так всегда... Когда одна концепция сменяет другую... ![]() Добавлено спустя 3 часа 11 минут 19 секунд: Нана, вот неплохая притча... Нет времени что-то еще искать. Но вот как -то можно жить среди всего этого в мире. Пусть даже в каком-то небольшом пространстве. ![]() В волчьей стае Старый Вожак решил назначить себе преемника. Он подошел к самому смелому и сильному Волку и сказал: — Я старею, поэтому назначаю тебя Новым Вожаком стаи. Но ты должен доказать, что достоин. Поэтому возьми лучших Волков, сходи на охоту и добудь еды на всю стаю. — Хорошо, — сказал Новый Вожак и ушел с 6 волками на охоту. И день его не было. И вечер его не было. И когда наступила ночь, стая увидела 7 волков, гордо несущих добытую еду. Все были цели и невредимы. — Расскажи мне, как все было, — попросил Старый Вожак. — О, это было легко. Мы искали добычу, а потом увидели 10 охотников, идущих с охоты с добычей. Мы напали на них, разорвали в клочья, а добычу взяли себе. — Молодец. Завтра пойдешь еще раз. На следующий день 6 волков и Новый Вожак опять пошли на охоту. И день их не было. И вечер. И ночь. И утро. И вот лишь на днем на горизонте показался 1 истощенный волк. Это был Новый Вожак — весь в крови, с изодранной шерстью, хромой и еле живой. — Что случилось? — спросил Старый Вожак. — Мы зашли далеко в лес и долго искали добычу и увидели троих охотников, идущих с охоты с добычей. Мы напали на них, но они оказались сильнее нас. Они убили всех моих воинов, я кое-как смог спастись. — Но как же так?! — удивился Старый Вожак, — Вчера вы с легкостью победили 10 охотников, а сегодня не смогли справиться с тремя?!?! — Да, но вчера это была просто группа из 10 охотников, а сегодня это были 3 лучших друга! Остальные красивые притчи можно прочесть на сайте: https://elims.org.ua/pritchi/pritcha-o- ... -oxotnika/
28 авг 2019, 15:04 · URL сообщения
проассоциировалось
с хламом в игольное ушко не пролезешь ![]() ![]() Добавлено спустя 32 минуты 34 секунды: Аль-Кахф (Пещера), 23-й аят وَلَا تَقُولَنَّ لِشَيْءٍ إِنِّي فَاعِلٌ ذَلِكَ غَدًا И никогда не говори: «Я сделаю это завтра».
30 авг 2019, 08:31 · URL сообщения
![]()
02 сен 2019, 19:33 · URL сообщения Нана, навеяло...
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав… — Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Н.Гумилев. Остается только пожелать хорошего настроения) ![]()
07 сен 2019, 14:39 · URL сообщения Кто сейчас на конференцииЗарегистрированные пользователи: aho, Bing [Bot], Google [Bot], gulsina, MailRu [Bot], ScrewUp, Yandex [Bot], Прот, Вероника19, житель, Иаков Христос, Шумелка Мышь, Эп+ |
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки |
Лотос
![]() Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :) | Правообладателям |
|