Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Санкхья-йога

Обсуждение тем: нео-адвайта, классическая адвайта, дзен, даосизм, дзогчен, отдельные элементы других учений и религий. Приезд и сатсанги учителей в России и по всему миру.

Модераторы: Кицунэ, Натарис

Amitashi
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 11711
Откуда: Россия, Москва.
Благодарности: 0 | 566
Профиль   Сайт

Санкхья-йога 

"Пракрити и ее продукты являются объектами наслаждения. Должен существовать наслаждающийся, представляющий разумный принцип. Этот разумный наслаждающийся есть Пуруша, или душа.

Пуруша, или душа - свидетель (сакши), отшельник (кайвальлм), зритель (драшта), очевидец (мадхьястха), пассивный и беспристрастный (удасина).

Различные души фундаментально тождественны по природе. Знающий - это Пуруша. Познаваемое - Пракрити. Знающий является субъектом, или безмолвным свидетелем. Познаваемое - это зримый объект. Для Пуруши не существует движения. Когда он достигает освобождения, то никуда не следует. Существует множество Пуруш. Если бы Пуруши были едины, тогда вместе с освобождением одного наступило бы освобождение всех. Освобождение - это не погружение в Абсолют, но изоляция от Пракрити".


Санкхья-йога в изложении Шивананды


"Адвайта-ведантисты говорят, что есть только единое универсальное я, пронизывающее все тела. Но мы должны признать множество я, каждое из которых связано с определенным телом, что вытекает из следующих соображений.

а) Разные индивиды явно разно рождаются и разно умирают, имеют разные чувствительные и двигательные способности. Рождение или смерть одного индивида не означает того же самого для всех других. Слепота или глухота одного „ человека не вызывает идентичных качеств у всех других людей. А если бы одно и то же я принадлежало всем личностям, то рождение или смерпэ одного вызывала бы рождение или смерть всех других, а слепота или глухота одного человека сделала бы слепыми или глухими всех остальных. Поскольку, однако, этого не происходит, следует признать, что существует не одно, а множество я.

б) При наличии только одного я для всех живых существ активность любого из них должна была бы сделать активными и всех остальных. Но в действительности, когда мы спим, другие энергично действуют, и наоборот.

в) Мужчины и женщины отличаются как от богов, так и от птиц и зверей. Но этих различий не было бы, если бы боги и люди, птицы и звери обладали одним и тем же я. Таким образом, мы видим, что должно существовать множество я как вечных и разумных субъектов познания, в отличие от пракрити, которая является единой, вечной и неразумной основой объектов познания, включая ум, интеллект и мое я".


Сатисчандра ЧАТТЕРДЖИ
Дхирендрамохан ДАТТА


От себя добавлю, что главным обоснованием множества я является множественный опыт, каждый имеет своё индивидуальное восприятие, является самостоятельным воспринимающим субъектом.


Добавлено спустя 10 часов 18 минут 5 секунд:
"В учении санкхьи мокша понимается как разделение сознания (см. Пуруша) и первоматерии (см. Пракрити); это возвращение Аммана, или Пуруши, в свое изначальное чистое (кайвалья) состояние, когда он перестает ложно отождествлять себя с образованиями Пракрити, в т.ч. и с эмоционально-психическими особенностями личности".
H.В.Исаева
18 янв 2020, 22:32  ·  URL сообщения

Amitashi
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 11711
Откуда: Россия, Москва.
Благодарности: 0 | 566
Профиль   Сайт

 

"Санкхья нашла своё отражение в философских текстах «Махабхараты» (прежде всего, в «Бхагавад-гите») и Ишваракришны".

"ЛУННЫЙ СВЕТ САНКХЬИ"


Добавлено спустя 11 минут 55 секунд:
Читаю "Санкхья-карику" Ишваракришны. Речь идёт о непроявленном неизменном Источнике, по отношению к которому изменчивый мир есть следствие.


Добавлено спустя 40 секунд:
"То, что имеет причину, невечно, невездесуще, мобильно, множественно, имеет опору, свертываемо (является выводным знаком), состоит из частей, зависимо – проявленное, противоположное – Непроявленное".


Добавлено спустя 3 минуты 57 секунд:
"Ввиду распределенности рождений, смертей и "инструментария", неодновременности в действиях и различности в трехгунном устанавливается множественность Пуруши".

Комментарий Гаудапады.
"Так что – один управитель над всеми телами подобно нитке, [на которой держатся] камни ожерелья1 или многие Атманы управляют каждым телом? На это сказано: "Ввиду распределенности рождений..."

Рождение, смерть, "инструментарий" – это и рождение и смерть и "инструментарий"" ввиду их распределенности – в виде индивидуального распределения – таков смысл. Если бы был один Атман, то при рождении одного рождались бы все, при смерти одного все умирали бы, при дефектности "инструментария" у одного – глухоте, слепоте, немоте, увечности, хромоте – все были бы глухими, слепыми, увечными и хромыми. Но так не бывает. Потому ввиду неодинаковой распределенности рождений, смертей и "инструментария" устанавливается множественность Пуруши.

И отсюда также – ввиду неодновременности в действиях. Одновременно – когда [действия происходят] в одно время. Неодновременно – когда деятельность [осуществляется] не в одно время – поскольку не [все] одновременно подвизаются в добродетели2, [но] одни преуспевают в добродетели, другие – в пороке, третьи – в непривязанности, четвертые – в знании. Потому и ввиду неодновременности в деятельности устанавливается множественность [Пуруши].

Далее, и ввиду различности в трехгунном – ввиду различности в гунном бытии [индивидов] устанавливается множественность Пуруши. Ведь при общности в рождении [индивидов] один, [у кого] преобладает саттва, – счастливый; другой, у кого раджас, – несчастный; третий, у кого тамас, – апатичный. Так ввиду различности [в функционировании] трехгунного устанавливается множественность Пуруши".



Добавлено спустя 2 минуты 48 секунд:
"И ввиду той противоположности [изменчивому миру] устанавливается субъектность этого Пуруши, изолированность, индифферентность, созерцательность и бездеятельность".


Добавлено спустя 7 минут 32 секунды:
"Там Пуруша-сознание обретает страдание, производимое старостью и смертью, – до устранения тонкого тела; потому страдание в природе вещей".

"Все это дело в созидании, [сделанное] Пракрити, начиная с Великого и кончая дифференцированными элементами, ради освобождения каждого Пуруши, ради пользы другого как ради себя".

Как действие бессознательного молока побуждается [задачей] выращивания теленка, так деятельность Прадханы (изначальной материи) – освобождением Пуруши.

"Как танцовщица удаляется, показав себя залу, так и Пракрити устраняется, раскрыв себя перед Пурушей".


Добавлено спустя 1 минуту 28 секунд:
"Разнообразными средствами ублажая неблагодарного Пурушу, добродетельная [Пракрити] бескорыстно осуществляет его цели".


Добавлено спустя 22 секунды:
"Нет ничего деликатнее, по моему мнению, Пракрити, которая [с мыслью] "Меня увидели!" больше Пуруше не показывается".


Добавлено спустя 46 секунд:
Потому никто, на деле, не закабаляется, не освобождается и не перевоплощается: перевоплощается, закабаляется и освобождается Пракрити в [своих] многоразличных "опорах".


Добавлено спустя 2 минуты 10 секунд:
Комментарий Вачаспати Мишры
Так обосновано, что Пуруша участвует во "вкушении" и "освобождении", пока не познано, что они относятся [на деле] к Пракрити. Потому [в нашем учении] все в порядке.



Добавлено спустя 1 минуту 43 секунды:
"Благодаря этому Пуруша, как зритель, удобно устроенный (спокойный и устроенный) созерцает Пракрити – устранившуюся от порождения, в силу того [что выполнены ее] задачи, и от семи форм".


Добавлено спустя 40 секунд:
"Сидящий в зале ("Я ее видел") – так равнодушен один, "Меня обнаружили" – так прекращает [деятельность] другая. Даже при наличии между ними контакта нет стимула для миросозидания".


Добавлено спустя 2 минуты 6 секунд:
По достижении правильного знания, когда добродетель и прочее перестают быть причинами, [знающий] сопребывает с наличным телом в силу санскар, подобно вращающемуся колесу.

Когда отделяется тело и ввиду того что цель достигнута, устраняется Прадхана, надежной и завершенной – и той и другой – изоляции достигает.


Добавлено спустя 1 минуту 21 секунду:
Произведение состоит из 72 стихов.
Удивительное.


Добавлено спустя 2 часа 46 минут 50 секунд:
Материя танцует для души, в конце концов наступает пресыщение танцем и возникает равнодушие к нему, тогда материя прекращает свой танец, и душа перестаёт контактировать с материей.


Добавлено спустя 30 минут 2 секунды:
"С методом знания санкхьяиков ассоциируется и определенная аскетическая практика: "устраненность от объектов чувств – знак совершенства санкхьяиков" (Мбх. ХII.228.32, ср. 231.5, 289.4-5); те, кто следует "всепроникающей, великой санкхье", разрывают связи с плотью, "производящей потомство", и, разрубив "оружием знания" все гунные состояния и привязанности (иными словами, все, что определяет жизнь обычных людей), пересекают глубокий океан страдания (Мбх. XII.290.59-60 и т.д.). Подробно расписываются и результаты реализации того знания, которое предлагает санкхья, – ее адепты достигают и "исчисляют" посредством своего знания регион за регионом различных небожителей, их достоинства и недостатки, восходя на лучах солнца ко все более высоким небесным сферам (Мбх. ХII.290.5-9, 70-75)".
В.К.Шохин


Добавлено спустя 1 час 49 минут 16 секунд:
Санкхью критикуют за двойственность.
Но она не настолько двойственна, как может показаться.
Её утверждения близке адвайте Шанкары с его учением о различении.
Мир в санкхье - это следствие или эманация Высшего, то есть не может быть противоположно Ему.
Санкхья - это учение Махабхараты и Бхагавад Гиты - воплощение индуизма.


Добавлено спустя 3 минуты 4 секунды:
Санхья также близка буддизму.
Известны слова Будды о том, что если бы не существовало вечного и неподверженного изменениям, то спасение было бы невозможно.
Точно также санкхья постулирует существование Духа неподверженного влиянию материи.


Добавлено спустя 5 минут 20 секунд:
Санкхья - это одна из 6 школ индуизма.
Адвайта - это одно из 6 подразделений школы Веданты.


Добавлено спустя 1 минуту 16 секунд:
"Санкхью принято считать древнейшей из ортодоксальных философских систем в индуизме".


Добавлено спустя 11 минут 36 секунд:
"Санкхья – весьма древняя система. Это явствует из того, что взгляды санкхьи встречаются во всех произведениях древней Индии, включая шрути, смрити и пураны".


Добавлено спустя 2 минуты 40 секунд:
Интересно, что основатель санкхьи Капила был одним из учителей Будды.
20 янв 2020, 17:59  ·  URL сообщения

Тайна108
Активный участник
 
Сообщения: 1661
Благодарности: 0 | 81
Профиль  

 

Интересно, что основатель санкхьи Капила был одним из учителей Будды.


это где такое вы прочитали?.) о каком Будде идет речь?.)


Санкхья - это учение Махабхараты и Бхагавад Гиты - воплощение индуизма.



не совсем так друг мой...

Бхагавад Гита говорит, что санкхьи, это Истинный путь освобождения, и кто следует этому пути в итоге приходит к Высшей Йоге-Бхакти и к Высшей цели.

это Единый один путь, где Санькхьи один из Аспектов Истинной Йоги, где Бхакти является Высшим Аспектом Йоги, а Санкхьи предшествующим этапом Высшего этапа Йоги как Бхакти.

следуя одним из этих Аспектов Единого пути, достигается одна и та же Высшая цель.
21 янв 2020, 12:03  ·  URL сообщения

Yoda
Участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 31
Благодарности: 10 | 1
Профиль  

 

Как ксеноморф Я лишь чужой. С мирской природой не имеет связи.
06 мар 2020, 22:43  ·  URL сообщения

Amitashi
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 11711
Откуда: Россия, Москва.
Благодарности: 0 | 566
Профиль   Сайт

 

Неплохая статья о санкхье.


Добавлено спустя 3 минуты 7 секунд:
Мне нравится санкхья. Она последовательна и научна. Её проповедовал Кришна.

Даже не знаю, подходит ли мне теперь раздел "Учения недвойственности".
17 май 2020, 23:10  ·  URL сообщения

srimaharajxana
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 860
Благодарности: 153 | 80
Профиль  

 

Amitashi,
любое духовное направление - ничто иное как сладкая или горькая ложь.
лю бо е.
все эти разнообразные учения только игра в прятки.
бери за основу любое и находи в нем противоречия.
28 июн 2020, 16:19  ·  URL сообщения


Вернуться в Учения Недвойственности

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Ditrey, Google [Bot], Verhovuska, Yandex [Bot], Прот


Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2019
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100