Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Причина мира и кармы, по "Веданта-сутрам"

Обсуждение тем: нео-адвайта, классическая адвайта, дзен, даосизм, дзогчен, отдельные элементы других учений и религий. Приезд и сатсанги учителей в России и по всему миру.

Модераторы: Кицунэ, Натарис

Dakshina
Новичок
Аватара пользователя
 
Сообщения: 3
Благодарности: 0 | 0
Профиль  

Причина мира и кармы, по "Веданта-сутрам" 

Согласно "Веданта-сутре", Брахмана нельзя обвинить в сотворении мира и кармы:

II.1.32 (166) [Оппонент говорит, что Брахман –] не [творец вселенной], поскольку [всякая деятельность] имеет мотив.
II.1.33 (167) Но [творящая деятельность Брахмана] – просто игра, как бывает в мире [в обычной жизни].
II.1.34 (168) Пристрастие и жестокость не могут [быть приписаны Брахману] вследствие учитывания Им [заслуг и проступков различных душ], поскольку так провозглашает [священное писание].
II.1.35 (169) Если будет высказано возражение, что это (т.е. наличие у Господа разного отношения к заслугам и проступкам) невозможно вследствие неотличия [заслуг и проступков прежде творения, то мы скажем, что это] не так, поскольку [мир] безначален.
II.1.36 (170) И [что мир и также карма безначальны –] понятно, а также видно [из священных писаний].

Итак, Брахман не жесток и не пристрастен, не движим мотивом, поэтому не творил этот жестокий мир. В таком случае, что является причиной безначальных мира и кармы?
06 июн 2020, 17:45  ·  URL сообщения

Trast
Мировое Я
Аватара пользователя
 
Сообщения: 31584
Откуда: Крита युग
Благодарности: 792 | 2213
Профиль  

 

В таком случае, что является причиной безначальных мира и кармы?

Причина сокрыта в механизме процесса образования из родительской клетки двух и более дочерних клеток…

Итак, Брахман не жесток и не пристрастен, не движим мотивом, поэтому не творил этот жестокий мир

Буквально Брахман-рост, расширение...

Всё предельно логично вы не находите?
06 июн 2020, 18:48  ·  URL сообщения

Dakshina
Новичок
Аватара пользователя
 
Сообщения: 3
Благодарности: 0 | 0
Профиль  

 

Не понимаю пока.
06 июн 2020, 21:13  ·  URL сообщения

jek
Активный участник
 
Сообщения: 5406
Откуда: Симферополь
Благодарности: 1 | 217
Профиль  

 

Каждый человек наверняка оказывался в ситуации, когда очень хотелось пить, а воды поблизости нигде не было. И когда такой человек измученный жаждой с иссохшими губами добирался до воды, то в тот момент эта простая вода переживалась им как самый вкуснейший напиток на свете. Обычно это происходит по неосторожности или случайно, но если кто то хочет по новому испытать вкус приевшихся и ставших обыденными вещами, то надо уже сознательно на какое то время отделить себя от этих вещей. Нечто подобное происходит и с Брахманом - безграничным сознанием, который что бы по новому наслаждаться своим совершенством причем не только изнутри себя, а еще и со стороны сократил в части самого себя это совершенство. Так среди одного пребывающего в абсолютном само – сознавании и единстве сознании возникло новое уже раздробленное на отдельные частицы и лишенное само – сознавания сознание. Также вместе с этим разделением в ранее одном сознании возникли высшее и низшее, свет и тьма, верх и низ, а вместе с этим время и пространство. Что же такое самоограничение дает Брахману? Дело в том, что когда какая ни будь из частиц этого ограниченного сознания развивает в себе само – сознавание настолько , что может слиться с совершенным Брахманом, происходит рождение совершенно нового наслаждения. Со своей стороны Брахман как и прежде продолжает испытывать наслаждение от своего совершенства, а вот с позиции сливающейся с ним частицы сознания он как бы в первый раз сталкивается с таким совершенством и наслаждается им.
Изображение
07 июн 2020, 07:47  ·  URL сообщения

Dakshina
Новичок
Аватара пользователя
 
Сообщения: 3
Благодарности: 0 | 0
Профиль  

Re: Причина мира и кармы, по "Веданта-сутрам" 

Красивый пример про наслаждение по-новому вкусом воды после жажды!
Но он из мира относительного. А мы про Абсолют, который над относительным и над такими его проявлениями, как приевшийся вкус.
07 июн 2020, 12:34  ·  URL сообщения

jenya80
Активный участник
 
Сообщения: 2874
Благодарности: 170 | 146
Профиль   Сайт

 

когда писатель пишет книгу , то что является причиной :?: :ugu:

писатель хочет жить в сказке .

ты понимаешь теперь :?: :ugu:


Добавлено спустя 1 минуту 30 секунд:
понимаешь причину :?: :ugu:


Добавлено спустя 3 минуты 20 секунд:
вся проблема этого мира в том , что тут много лжи :ugu:

поэтому люди страдают .

на самом деле сознание изначально всегда желает удовольствие .

оно -сознание - всегда желает .

:ugu:


Добавлено спустя 44 секунды:
если не понимаешь , то замени слово -сознание - на - бог- :ugu:


Добавлено спустя 29 минут 35 секунд:
существует ли на самом деле мир , который написал писатель :?: :ugu:

теперь понимаешь :?: :ugu:


Добавлено спустя 1 минуту 4 секунды:
этого мира нету .

поэтому нет никакой кармы , всё является фантазией :ugu:


Добавлено спустя 1 минуту 28 секунд:
phpBB [media]
18 июн 2020, 16:41  ·  URL сообщения

Елена9
Активный участник
 
Сообщения: 4253
Откуда: проживание Мумбаи
Благодарности: 467 | 403
Профиль  

 

Как правильно сказал jek создание Миров= инволюция универсального Сознания.
Хочу по поводу игры и лилы Брахмана привести фразу из Шри Ауробиндо:
"Брахман свободен от тех условий через которые он себя выражает. Эта ограниченная условиями и правилами игра - не есть Брахман, ибо его нельзя ограничить....Но если мы видим мир таким, какой он есть на самом деле. - как частное и развивающиеся проявление Брахмана- тогда его уже нельзя описывать как иллюзию, но скорее как игру. лилу. Брахман, конечно превосходит свою лилу, но Он - в ней, а она - в Нем, и это не иллюзия."
28 июн 2020, 19:29  ·  URL сообщения

Maxel
Участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 124
Благодарности: 74 | 54
Профиль  

 

Dakshina писал(а):Итак, Брахман не жесток и не пристрастен, не движим мотивом, поэтому не творил этот жестокий мир. В таком случае, что является причиной безначальных мира и кармы?


Брахман является, так как:
Dakshina писал(а):II.1.33 (167) Но [творящая деятельность Брахмана] – просто игра, как бывает в мире [в обычной жизни].


То есть: присутствует "творящая деятельность Брахмана"- это деятельность в результате которой существует творение. И это деятельность Брахмана. Значит причиной творения является Брахман. Играючи.

Не жесток и не пристрастен Брахман видимо не потому что не творил этот "жестокий" мир, а потому что:
[quote="Dakshina"]II.1.34 (168) Пристрастие и жестокость не могут [быть приписаны Брахману] вследствие учитывания Им [заслуг и проступков различных душ], поскольку так провозглашает [священное писание].

Если я правильно понял, то: Брахман учитывает заслуги различных душ в этом "жестоком" мире, то есть можно зарабатывать заслуги, со всеми благоприятными последствиями от этого, а можно наоборот - такие вот правила "Игры". Многое зависит от самих душ, поэтому Брахман не жесток к ним и не пристрастен - честно учитывает им все их заслуги.Но возможны и ошибки душ, со всеми вытекающими в этой "Игре".Такая уж игра.
01 июл 2020, 01:30  ·  URL сообщения

Елена9
Активный участник
 
Сообщения: 4253
Откуда: проживание Мумбаи
Благодарности: 467 | 403
Профиль  

 

Своим предыдущим постом я хотела сказать, что когда мы в недуальности - Брахман создает лилу, игру. А когда мы в дуальном Мире, то Мир - иллюзия
02 июл 2020, 07:05  ·  URL сообщения

TinyThing
Участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 307
Откуда: Земляне мы
Благодарности: 6 | 26
Профиль  

 

Dakshina писал(а): В таком случае, что является причиной безначальных мира и кармы?

Понятие причины и кармы не применимо к миру и карме в целом. Оно применимо только к отдельному индивиду. Картина мира где есть индивид, события, поступки полагает и наличие причины и следствий.
В картине мира где нет отдельного индивида говорить о карме и причинах невозможно


Добавлено спустя 48 минут 15 секунд:
Если интересно можете почитать здесь об этом


В Адвайта-веданте существуют три философские школы, три теории, описывающие картину мира, пригодную для понимания человеческого существа. Первая теория называется «Сришти-дришти-вада» или «теория постепенного творения». Вторая теория называется «Дришти-сришти-вада» или «теория мгновенного творения». Наконец, третья, самая высшая, называется «Аджата-вада» или «теория нетворения или непричинности». Аджата-вада считается высшей теорией, а теория постепенного творения считается низшей. Все три теории входят одна в другую, как матрешки. Теория «сришти дришта вада является составной частью теории «дришти сришти вада», обе они входят в теорию «аджата вада.» Это как арифметика, математика и алгебра.

Первая теория «Сришти-дришти-вада» - это та теория, на которой основана современная классическая наука; согласно которой, после большого взрыва вселенная начала увеличиваться в размерах, этот процесс непрерывен и происходит и сейчас. Согласно этой теории, существует стрела времени, направленная из прошлого через настоящее в будущее и вселенная развивается от низкого уровня энтропии к высшему, то есть, от высокой степени упорядоченности к хаосу. Это то, что преподается во всех учебных заведениях мира

Вторая теория «Дришти-сришти-вада» - это теория современной квантовой физики. В квантовой теории существует понятие СУПЕРПОЗИЦИИ, которое означает совокупность возможностей характерных данных и параметров для кванта материи. То есть частица, или любой другой материальный объект, рассматриваемый в рамках квантовой физики, не представляется фиксированным в конкретных координатах, а существует как поле множества равнореальных предположительных возможностей, от нескольких до бесконечного количества. Выбор одной из конкретных возможностей объекта полностью в воле наблюдателя, что делает его, таким образом, сопричастным сотворению окружающей действительности. То есть, грубо говоря, корпускулярно-волновой квант, не имея стороннего наблюдателя, может существовать лишь потенциально, и получает реальный статус только при фиксации в сознании наблюдателя.

Согласно третьей теории, нет никакого творения, все существует постоянно, то есть, нет ни начала, ни конца, ни прошлого, ни будущего, есть только одно сплошное настоящее. Лишь несовершенство наших органов восприятия позволяет нам говорить о прошлом и будущем. На примере это можно описать так: представьте, что вы находитесь на поляне с фонариком в руках в абсолютно темном лесу. Естественно, леса для вас не существует, кругом одна лишь тьма, но стоит включить фонарик, как его луч тут же высвечивает из темноты часть леса. Выключили фонарик, и снова ничего нет, есть лишь тьма, включили, и появился лес. Так вот, лес в темноте - это творение, оно существует всегда в неизменном состоянии с первого мгновения, просто мы его не видим. Луч фонарика - это наше сознание, которое высвечивает нам часть творения. Чем мощнее фонарик, тем больше и дальше мы видим, то же касается и сознания: чем шире его диапазон, тем большие временные и пространственные промежутки оно может воспринять. В этом и состоит истинная цель йоги: расширить диапазон восприятия сознания до уровня творца. Когда мы начнем движение фонарика по кругу, то увидим, как одна часть леса исчезает, а другая появляется, это и есть наглядный пример движения стрелы времени. Теория «Аджата вада» не противоречит понятию стрелы времени, а лишь расширяет это понятие.



Добавлено спустя 42 минуты 46 секунд:
Можно ещё здесь почитать

Говоря о природе физического мира, Шри Рамана принимал три различные точки зрения. В разное время он отстаивал их все, но из его общих толкований этого предмета ясно, что только первые две теории из приведенных ниже Бхагаван считал или истинными, или полезными.

1. Аджата вада (теория не–причинности). Это древняя доктрина индуизма, утверждающая, что творения мира не было вообще. Она представляет собой полное отрицание всей причинности в физическом мире. Шри Рамана подтверждал данную точку зрения ссылкой на опыт джняни, в котором нет ни начала, ни прекращения какого–либо бытия, ибо бытийствует, истинно существует только Атман, как единственная неизменяемая Реальность. Из этой теории следует тот естественный вывод, что время, пространство, причина и следствие, обязательные компоненты всех теорий творения, присутствуют только в уме аджняни и что переживание Атмана открывает их небытие.

Эта теория отрицает не реальность мира, но только процесс творения, благодаря которому он существует. Исходя из своего собственного переживания, Шри Рамана говорил, что джняни сознает реальность мира, однако не как скопление взаимодействующих материи и энергии, но как ничем не обусловленный феномен в Атмане. Он раскрывал эту тему, поясняя, что поскольку действительная природа, или субстрат этого феномена, тождественна бытийности Атмана, то мир неизбежно принимает участие в Его реальности. Другими словами, этот мир реален для джняни благодаря не просто своему появлению, но только тому, что истинная природа этого появления неотделима от Атмана.

С другой стороны, аджняни ничего не подозревает об этой единой природе и источнике мира и, как следствие, его ум строит иллюзорный мир отдельных взаимодействующих объектов путем упорного ошибочного толкования получаемых им чувственных впечатлений. Шри Рамана указывал, что это видение мира не более реально, чем сновидение, так как оно налагает творение ума на реальность Атмана. Он суммировал различие между точками зрения джняни и аджняни, говоря, что мир нереален, если он воспринимается умом как скопление разрозненных объектов, и реален, когда он непосредственно переживается как феномен в Атмане.

2. Дришти–сришти вада. Если собеседники не могли усвоить идею аджаты, или не–причинности, то Бхагаван учил их, что существование мира начинается одновременно с появлением «я» — мысли и прекращается при ее отсутствии. Эта теория известна как дришти–сришти, или одновременное творение, и утверждает, в действительности, что мир, появляющийся для аджняни, есть продукт воспринимающего его ума и что в отсутствии этого ума мир перестает существовать. Данная теория истинна в том смысле, что именно ум творит воображаемый мир для себя, но с точки зрения Атмана воображаемое «я», творящее воображаемый мир, не творит совсем, и поэтому доктрина аджаты не рушится. Хотя Шри Рамана иногда говорил, что дришти–сришти не является конечной истиной в вопросе творения, он поощрял своих последователей принять ее в качестве рабочей гипотезы. Бхагаван оправдывал этот подход тем, что если садхак может твердо считать мир нереальным творением ума, то этот мир теряет свою привлекательность и становится легче поддерживать неуклонное сознавание «я» — мысли.

3. Сришти–дришти вада (постепенное творение). Это общепринятый взгляд, заключающийся в том, что мир есть объективная реальность, управляемая законами причины и следствия, которые могут быть прослежены «назад» к единичному акту творения. Он суммирует фактически все западные идеи по этому вопросу, начиная с теории «большого взрыва» до библейского представления, изложенного в книге Бытия. Шри Рамана обращался к подобным теориям, лишь когда задающие вопрос не хотели принять выводы доктрин аджаты и дришти–сришти. Но даже в этом случае он обычно указывал, что такие теории не следует принимать слишком серьезно, так как они распространяются только для удовлетворения интеллектуального любопытства.

Буквально дришти–сришти означает, что мир существует только тогда, когда он воспринимается, в то время как сришти–дришти означает, что мир уже существует до чьего–либо восприятия его. Хотя первая теория звучит как ошибочная, Шри Рамана настаивал, что серьезным искателям следует удовлетвориться ею, частью из–за того, что она дает близкое приближение к истине, а частью из–за того, что это наиболее выгодная позиция для искренне заинтересованного в осознании Себя.




И: Как происходило сришти [творение]? Некоторые говорят, что оно предопределено, а другие – что оно лила, или забава, Господа. Кто из них прав?


М: Книги дают различные объяснения. Но есть ли творение? Только при утвердительном ответе нужно объяснять, как оно случается. Мы можем не знать всех этих теорий, но определенно знаем, что существуем. Почему бы не познать «я», а затем посмотреть, есть ли творение?

И: В веданте Шри Шанкарачарьи принцип творения этого мира принят ради начинающих, но для продвинутых предлагается закон не–творения. Какова Ваша точка зрения?

М: «Нет растворения или создания, никто не связан, нет следующих духовным практикам. Нет ни жаждущих Освобождения, ни Освобожденных. Такова абсолютная истина». Эта шлока из второй главы комментария [карика] Гаудапады[46]. Человек, установившийся в Атмане, видит это своим знанием Реальности.

И: Но разве Атман не причина этого мира, который мы наблюдаем вокруг?

М: Атман Сам появляется как мир разнообразных имен и форм. Однако Он не выступает действенной причиной [нимитта карана], творящей, поддерживающей и уничтожающей мир. Не спрашивайте: «Почему возникает смущение Атмана, не знающего истины Своего появления как мир?». Если вместо этого спросить: «Для кого возникает эта путаница?», то обнаружите, что для Атмана никакого смущения никогда нет.

И: Вы кажетесь представителем доктрины аджаты в адвайта веданте.

М: Я не учу только доктрине аджаты, а одобряю все школы мысли. Чтобы соответствовать подготовленности слушателя, одна и та же истина должна быть выражена различными способами. Учение аджаты говорит: «Ничто не существует, кроме единой Реальности. Нет ни рождения, ни смерти, ни проекции, ни возвращения[47], ни искателя, ни рабства, ни освобождения. Существует одно Единство». Тем, кто не в состоянии уловить эту истину и спрашивает: «Как можно игнорировать этот плотный мир, который мы видим вокруг нас?», указывается на переживание сна и говорится: «Всё, что вы видите, зависит от наблюдателя. Отдельно от видящего нет видения». Такой подход называется дришти–сришти вада и подразумевает, что человек сначала создаётся собственным умом, а затем видит, что сам ум тоже сотворен. Некоторые не могут уловить даже это и продолжают спорить в следующих выражениях: «Опыт сна так короток, в то время как мир существует всегда. Переживание сновидений относится только ко мне, но мир чувствую и вижу не я один, а многие другие. Поэтому мы не можем называть такой мир несуществующим». При подобной аргументации людям предлагается теория сришти–дришти, например в такой формулировке: «Бог сначала создал то–то и то–то из таких–то и таких–то элементов, а затем сотворил иное и так далее». Лишь это убеждает данную категорию людей. В противном случае их умы не удовлетворяются, и они спрашивают себя: «Как могут все географии, все карты, все науки, звезды, планеты и законы, управляющие ими или связанные с ними, и всё знание быть абсолютно неправильными?» Таким лучше всего сказать: «Да, Бог создал всё это, и поэтому вы видите Его творение».

И: Но все эти доктрины не могут быть истинными одновременно. Только одно учение должно быть истинным.

М: Перечисленные теории лишь соответствуют подготовленности искателя. Абсолют может быть только Один.

Веданта говорит, что вселенная появляется в поле зрения одновременно с видящим и что детального процесса творения нет. Такая точка зрения называется югапат–сришти [мгновенное творение]. Она очень напоминает происходящее во сне, где переживающий сновидение возникает одновременно с его объектами. Некоторых людей этот подход не удовлетворяет из–за глубоко укоренившегося в них объективного знания. Они хотят разобраться, как могло произойти внезапное творение, и доказывают, что причина должна предшествовать следствию. Короче говоря, эти люди хотят, чтобы им разъяснили существование видимого вокруг мира. Тогда шрути [Писания] пытаются утолить их любопытство такими теориями творения. Этот метод обращения с субъектом творения называется крама–сришти [постепенное творение], но истинный искатель может довольствоваться югапат–сришти, мгновенным творением.

И: В чем цель творения?

М: В том, чтобы возник этот вопрос. Исследуйте ответ на него и в конечном счете пребывайте в высочайшем или, скорее, первичном источнике всего – в Атмане. Исследование само перейдет в поиск Атмана и прекратится только после того, как не–Атман отсеется, а Атман осуществится в Его чистоте и славе.

Теорий творения может быть сколько угодно, и все они простираются наружу. Им не будет предела, поскольку время и пространство не ограничены. Эти теории, однако, присутствуют только в уме, и если вы увидите ум, то превзойдете время и пространство и осознаете Себя.

Научно или логически творение объясняют, чтобы кого–то удовлетворить. Но есть ли тут какая–либо законченность? Подобные объяснения называют крама–сришти [постепенное творение]. С другой стороны, дришти–сришти [одновременное творение] есть югапат–сришти. Без видящего нет объектов видения. Найдите наблюдателя, и творение окажется включенным в него. Зачем оглядываться по сторонам и продолжать объяснение феноменов, которым нет числа?

И: Веды содержат противоречивые объяснения созданию космоса. В одном месте говорится, что первым был сотворен эфир, в другом – жизненная энергия [прана], в третьем – что–либо другое, в четвертом – вода и так далее. Как всё это примирить между собой? Разве эти примеры не подрывают доверие к Ведам?

М: Различные Мудрецы видели разные аспекты истины в различное время, и каждый выделяет одну точку зрения. Почему вас беспокоят эти противоречивые утверждения? Основная цель Вед – учить нас природе неразрушимого Атмана и показать, что мы есть ТО.
24 июл 2020, 10:01  ·  URL сообщения


Вернуться в Учения Недвойственности

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Fim, Google [Bot], Yandex [Bot]


Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2019
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100