Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Йога и психотерапия. Эволюция сознания.

От традиций старцев до фитнес-йоги голливудских звёзд. Хатха, аштанга, васиштха, крийя, кундалини, интегральная, сахаджа, агни, йога для детей, беременных, тех, кому ещё не и уже за. Обсуждение сутр, асан, пранаям, мудр, чакр и прочих элементов йога-миров.

Модераторы: Ditrey, Кицунэ

Google [Вot]
Участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 265
Благодарности: 25 | 41
Профиль  

 

Раджа и Джняна Йога: Две основные школы психологии Йоги



То, что мы обсуждали до сих пор, по существу является теорией ума, как она изложена в традиции Веданты. Эта школа мышления основана на учениях, содержащихся в Прастханатрии (то есть Упанишадах, Брахма-сутрах и Бхагавад-гите), которая является кульминацией ведической традиции и рассматривается многими как квинтэссенция самых глубоких аспектов древнеиндийской философии. В своей чистейшей форме психология Веданты - это очень сложная и утонченная теория ментальной жизни. Возможно, больше, чем любая другая школа индийской психологии, она концептуализировала функционирование ума в высокоинтеллектуальной манере, которая относительно совместима с западным мышлением и приемлема для него.

Психология Веданты и джнана-йога используют концепции манаса, ахамкары, буддхи и читты, чтобы прийти к глубокому пониманию психических функций. Для подробного изучения, в котором проводится различие между Ведантой и другими Индийскими системы психологии, см. Индийскую психологию Дж.Синха (J. Sinha’s Indian Psychology).

Но этот интеллектуальный путь, как признается, имеет много подводных камней. Можно легко запутаться в тонкостях психологического анализа и отвлечься от подлинного самоисследования и эволюции. По этой причине путь джнана-йоги часто называют “острием бритвы".

Джнана-йога обязательно в какой-то степени основана на опыте других людей. Она организована вокруг учений и концепций, созданных кем-то другими. Это контрастирует с йогой Патанджали, раджа-йогой, которая базируется куда значительнее на переживании личного опыта. Психология Патанджали проста. Он не повествует в терминах манаса, ахамкары и буддхи. Скорее, он имеет дело с умом целостно и часто использует термин читта всеобъемлющим образом, чтобы обозначить это постоянно изменяющееся, изменяющееся явление. Путь Патанджали не ограничивается теми, кто может овладеть сложными концепциями утонченной психологии.

В системе Патанджали ум уподобляется озеру. Подобно водоему, он потенциально спокоен и кристально чист, но мысли, “модификации ума", побуждают его к деятельности и затемняют его истинную природу. Эти мысли или модификации называются вритти и сравниваются с волнами, появляющимися в теле озера. Они могут возникать на дне озера (воспоминания) или в результате воздействия внешнего мира (чувственные восприятия). Когда волны утихают, вода становится прозрачной, и сквозь неё можно увидеть её самые сокровенные уровни. Если этот процесс успокоения и тишины доведен до совершенства, вода становится полностью прозрачной и проявляется внутренний человек, высшее сознание.

Система Патанджали изложена в его Йога-сутрах, кратком сборнике из ста девяноста шести афоризмов. Первые четыре из них дают суть всей системы. Остальная часть работы представляет собой объяснение этих первых четырёх и подробные инструкции о том, как студент может реализовать и испытать на себе, через свою собственную практику, знания, содержащиеся в них.

Первый афоризм (сутра) гласит: “Теперь, когда ученик утвердился в мотивации и должным образом подготовлен, излагается система йоги.”

Определенная степень подготовки является необходимым условием. Патанджали классифицирует четыре типа ума, существующих у будущих студентов:
1) ум, который может быть легко сконцентрирован;
2) тот, который концентрируется с трудом;
3) тот, который имеет небольшую способность достичь концентрации;
4) и тот, который полностью несбалансирован и еще не подходит для йогической дисциплины.

Теория и методы йоги излагаются только тем, кто должным образом подготовлен. Кроме того, должны быть предприняты предварительные шаги, чтобы пробудить сильное чувство цели, прежде чем студент будет готов приступить к самому обучению.

Следующие три афоризма объясняют, что йога (которая приводит в действие высшее сознание) в основном заключается в развитии добровольного контроля и регулирования мыслительных процессов (вритти). Когда это достигнуто, тогда становится очевидным то сознание, которое лежит в основе мыслей. Оно перестает быть затемненным и ограниченным мыслями и ментальными изменениями. До этого сознание отождествляется с мыслями, и человек автоматически предполагает, что он-это его мысли.

Концепция отождествления занимает такое же центральное место в Йога-сутрах Патанджали, как и в современной психологии. Однако концепция идентификации Патанджали выходит на гораздо более тонкие уровни, чем современная психология. В то время как последняя предполагает, что эго отождествляет себя с объектами и людьми (с входными потоками из внешнего мира), Патанджали предполагает, что есть что-то под и даже за самой незначительной мыслью, которое отождествляется с ней. Не осознавая этого, мы наивно полагаем, что являемся мыслями, которыми мы думаем. Предлагать что-то иное казалось бы странным тем из нас, кто воспитан в западной философской традиции, где понятие “я мыслю, следовательно, я существую” составляет основу того, как мы видим себя. Тем не менее Патанджали предполагает, что мы по сути отличаемся от наших мыслей. Поэтому мы можем наблюдать их. Это создает основу для подлинно научной психологии, поскольку делает возможным объективное, непосредственное изучение ума.

Патанджали продолжает классифицировать “мыслеформы” или “модификации ума” (вритти) двумя способами: во-первых, относительно того, служат ли они препятствиями на пути к расширенному осознанию; и, во-вторых, в терминах пяти категорий, которые отражают их функцию в ментальной жизни:
1) точное восприятие или познание;
2) неточное восприятие;
3) фантазия или воображение;
4) память;
и 5) сон.

Являются ли они клиштой или аклиштой, т.е. служат ли они препятствиями или нет (клешас) будет разобрано в введение к главе VI.

Не осознавая этого, мы имеем естественную тенденцию постоянно сортировать наши “мыслеформы” или вритти по этим пяти голубиным норам, а именно: без, по крайней мере, некоторого предварительного различия между тем, что является точным и неточным восприятием, например, нам трудно выполнять простейшее из наших действий—ментальное или физическое; среди внутренних образов и мыслей мы должны постоянно различать правильные воспоминания и воображаемые; рутинное отделение фантазии от реальности-это то, что отличает нас от психотического состояния; наше обычное бодрствующее сознание угасает, когда на первый план выходит вритти, называемое “сном”. Патанджали использует эти пять практических операционных категорий в качестве первого шага к наведению порядка в сложности и хаосе, которые встречают наблюдателя, когда он впервые делает шаг назад и смотрит на ментальное поле.

Через культивирование способности выпутываться из своих мыслей сознание постепенно развивается. Патанджали описывает систематический и подробный путь для достижения такого самообладания. Вкратце, этот путь был назван аштанга (восьмиступенчатая) йога, или в последнее время раджа-йога (царский путь).

Обычно этот восмиступенчатый путь во всей его полноте называют раджа-йогой (царским путем), однако также принято называть первые четыре шага включительно хатха-йогой, а последние четыре, которые фокусируются более непосредственно на ментальной сфере и за её пределами, - раджа-йогой. Современное описание этого восьмеричного пути см. в Лекциях Свами Рамы по йоге.

Первые два шага на этом восьмиступенчатом пути включают в себя десять руководств по привычкам и образу жизни, которые могут свести к минимуму нарушения в уме и теле (Ямы и Ниямы). В то время как ведантическая традиция концентрируется на внутренней дисциплине, Патанджали более практичен и без колебаний включает детальную дисциплину внешнего поведения в свои попытки использовать все доступные средства для содействия процессу роста. Затем его учебная программа переходит к последовательной работе с каждой из оболочек, которые мы описали. Предварительная регуляция повседневного поведения подготавливает ученика, освобождая его от напряжения, забот и тревог, чтобы он мог достаточно сосредоточить свое внимание, чтобы овладеть телом с помощью хатха-йоги. Следующий шаг на этом прогрессивном пути к полному овладению собой сосредоточен на работе со второй, или энергетической оболочкой, включающей в первую очередь дыхательные практики, которые могут привести к контролю над праной. На пятой из восьми фаз ученик учится регулировать чувственные входные потоки (пратьяхара) таким образом, чтобы воздействия от органов чувств были отключены и не отвлекали ум от наблюдения за самим собой. Конечно, одна из этих фаз не прекращается до того, как начнется следующая. Они достаточно скоординированы и интегрированы, чтобы работать синергетически.

Во время последних трех ступеней ученик учится делать свой ум однонаправленным и сосредоточенным. Описание Патанджали правильного знания, основанного на прямом восприятии, умозаключении или авторитетном свидетельстве, в отличие от неправильного знания, формирует основу научного отношения и подхода к пониманию, которые предшествуют развитию науки в западной цивилизации более чем на 1000 лет.

Более грубые аспекты нашего существа были взяты под контроль; поведение, тело, энергия и чувства были освоены, и теперь ученик готов более непосредственно сосредоточиться на контроле мыслей, которые появляются перед его умом и отвлекают его. Эта работа достигается в три этапа: концентрация (дхарана), созерцание (дхьяна) и, наконец, самадхи, это высшее состояние сознания. Каждая из этих последних трех стадий является просто расширением первой. Когда концентрация развивается и происходит в течение более длительного периода времени, она становится созерцанием, а когда она углубляется, она приводит к состоянию, известному как самадхи.

Изображение

Йога Патанджали и психология Веданты различаются главным образом своим акцентом. По своей сути они не противоречат друг другу. Веданта больше фокусируется на теоретическом и абстрактном, в то время как йога Патанджали - это в первую очередь прикладная и экспериментальная психология. Наша детальная формулировка ментального функционирования, конечно, в наибольшей степени опирается на учения школы Веданты, но в целом наш подход представляет собой синтез этих двух основных и взаимодополняющих точек зрения.
05 май 2021, 17:44  ·  URL сообщения

DmitryA
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 6293
Откуда: ๏̯͡๏
Благодарности: 1211 | 1502
Профиль  

 

СЕНСОМОТОРНЫЙ УМ (МАНАС)



Поскольку низший, или сенсомоторный, ум не способен оценивать получаемую информацию, он продолжает её собирать всё больше и больше. Таким образом, в некотором смысле он действует как собирающее устройство, схватывая как можно больше сенсорных данных. У него нет способности принимать решения или оценивать. Он накапливает информацию и реагирует на неё по привычке или благодаря вмешательству инстинктов. Но ни привычки, ни инстинкты не предполагают оценки, поэтому суждение и различение находятся за пределами возможностей манаса. Это буддхи, как сила различения приводит к решениям. Манас выполняет его приказы, согласовывая ответ с полученным сенсорным впечатлением. “Буддхи подобен мечу. Его функция состоит только в том, чтобы вырезать всё то, что находится перед ним”. Строго говоря, у него нет другого качества и он не выполняет никакой другой функции. Такие вещи, как планирование, желание, память, привязанность, благодарность, сексуальные импульсы, стыд, страх, любовь, привязанность, ненависть, ревность, гнев и так далее, - все это явления, которые являются свойствами низшего ума. Человек побуждается к определенному действию, когда на экране манаса возникает определенный ментальный импульс. Но именно буддхи решает, поддаваться этому импульсу или нет.

Например, можно спланировать вечер для себя. Фантазии и образы проявятся на экране манаса. Прошлые воспоминания о вечерних развлечениях, как фильмы или пьесы, о различных развлечениях поднимаются из читты и смешиваются с фантазиями о будущем, создавая поток мыслей в низшем уме. Когда один из них выбирается и предлагается буддхи, он говорит “да” или “нет”, принимая решение. Это приводит в движение действия, который снова будут координироваться манасом. Как только буддхи принимает свое четкое решение, например, как предложение посетить спектакль, манас начинает координировать телефонные звонки, чтобы узнать время начала, цену билетов, планы на ужин и трансфер. Таким образом, мы можем сказать, что планирование в первую очередь является функцией манаса, хотя ядро плана, существенное решение, будет приниматься буддхи.

Сам Манас не способен принимать решения. По этой причине в йоге говорится, что основная природа манаса-сомневаться. Будучи неспособным оценить или анализировать вещи, не получая никакой помощи в этом отношении от инстинктов, он просто сомневается в обоснованности всего.

Основная работа низшего ума состоит в том, чтобы следить за тем, чтобы информация поступала и чтобы действия координировались гладко. Но без приказа сверху он будет реагировать по привычке на автомате или все испортит. Можно подумать, что это довольно скучный и лишенный воображения трутень, который делает свою работу, не понимая, что и зачем. Когда босс в отъезде, а низший разум предоставлен самому себе, его ответы не будут “решениями” в истинном смысле этого слова. В лучшем случае они будут прикрыты рациональностью того или иного процесса, но под ними будут по существу реакции на все происходящее, основанные на привычке или импульсе. В отсутствие влияния со стороны более развитых частей ума сенсомоторный ум чрезвычайно восприимчив к толчкам и притяжениям инстинктов и эмоций.

Возможно, это наиболее ясно будет видно в примере с маленьким ребенком:

Мэри, четырехлетняя девочка, играет на улице со своими друзьями, когда мимо проезжает “Грузовик хорошего настроения”, звоня в колокольчик. Она импульсивно покидает свой трехколесный велосипед и бежит внутрь, чтобы попросить у матери мелочь, чтобы купить мороженое. Ей сказали, что через несколько минут она будет ужинать, и что сейчас не время для перекусов. Но Мэри настолько подвержена своим сиюминутным порывам, что не может вынести такого разочарования. Сначала она пытается убедить свою мать, что, если ей разрешат съесть мороженое, она все равно съест свой ужин. Когда это не удается, она становится угрюмой и требовательной. Она злится все больше и больше, кричит: “Ты мне не нравишься!” - И так расстраивается, что начинает рыдать. Не в силах сдержать свой гнев, Мэри лежит на полу, дрыгая ногами. Она приходит в такое отчаяние, что ей требуется несколько часов, чтобы успокоиться. Наконец, она пропустит не только свой рожок мороженого, но и свой ужин — и даже свою любимую телевизионную программу!

Сенсорная стимуляция при виде грузовика с мороженым и инстинкт голода взаимодействовали на экране нижнего разума Мэри, чтобы произвести автоматическое и немодулированное усилие, чтобы заполучить рожок мороженого. Ей не приходит в голову ни мысль о будущем, ни о том, как она может разозлиться.

Но нерегулируемое действие манаса не ограничивается детьми. Например, во время выполнения позы йоги ум может начать блуждать в мыслях об ужине, десерте или о том, что заказать на обед. Мысли, отвлекающиеся от текущей работы, представляют собой упадок высших психических функций. В результате низший ум попадает под влияние основной потребности в питании. Тело покидает ум, и энергия расщепляется: физическая энергия участвует в движении, ментальная энергия - в фантазии о еде. Нет более высокого уровня функционирования, чтобы интегрировать эти два процесса. Ситуация хаотична: она не может быть продуктивной. Поза плохо выполнена и может даже привести к травме. Умственная деятельность бессмысленна и отвлекает — истощает и растрачивает энергию. Отсутствует более высокая интегрирующая функция. Нет ничего, что могло бы объединить различные системы в осмысленное целое. Это похоже на коммутатор, оператор которого ушел на перерыв выпить кофе. Сигналы глушатся, и соединения выполняются без какой-либо значимой координации. Низший ум, манас, когда функционирует в одиночку, может только механистично реагировать на обстоятельства или импульсы.

В той мере, в какой буддхи слаб и неразвит, человек увлекается реакцией на обстоятельства и импульсы. Когда это игнорируется, решения на самом деле не принимаются. Реакции окрашиваются эмоциональными влияниями. Действие определяется импульсами и последствиями прошлой обусловленности. Однако, как мы увидим позже, по мере постепенного раскрытия чистого буддхи, он приносит способность выйти из порочного круга импульсивного поведения.

По мере того как он становится более утонченным, он становится способным принимать решения, которые являются более независимыми и творческими.
08 май 2021, 08:09  ·  URL сообщения

Кицунэ
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 6215
Откуда: из лис
Благодарности: 524 | 1046
Профиль  

 

))) Есть книга с название сходным с названием темы:

"Йога и психотренинг. Путь к космическому сознанию"
09 май 2021, 22:50  ·  URL сообщения

DmitryA
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 6293
Откуда: ๏̯͡๏
Благодарности: 1211 | 1502
Профиль  

 

БАНК ПАМЯТИ (ЧИТТА)



Когда низший ум не получает постоянного потока сенсорных входных данных, он открыт для информации изнутри. Лежащий в основе манас - это бассейн воспоминаний, содержащий следы прошлого опыта. Это хранилище впечатлений-представлений (читта) является основой или ментальным потоком, в котором функционирует остальная часть ума. В некотором смысле это русло реки, по которому протекают другие части ума. Чувственный ум или поток сознания - это просто серия ряби на его поверхности. Именно из этого банка памяти возникают мысленные волны, которые всплывают на поверхность в сенсомоторном уме.

Таким образом, Читта является основой, из которой возникает умственное функционирование. В системе Патанджали, изложенной в Йога-сутрах, термин читта используется в более широком смысле, он включает в себя общую сумму функционирования ума, это соответствует акценту Патанджали на простоте и избегании сложной психологической теории, понятия Ид (Оно), которое является основным источником инстинктивной энергии или либидо, которое посылает волны, которые активизируют умственную деятельность.

Это “бессознательное” современной психологии, лежит вне сознания. Частично оно действует как пассивный резервуар, получающий и хранящий впечатления от всех внешних воздействий, которые предлагает мир. Еще до того, как появляются более продвинутые, сознательные аспекты ума, читта накапливает, подобно огромному дну озера, огромный бассейн чувственных впечатлений и данных. Всё умственное, буддхи, способность принимать решения, ахамкара, чувство "Я-ориентированности" или идентичности и даже манас, сенсомоторный ум, возникают из этого основного сознания, называемого читтой.

Но у читты есть две функции. Помимо пассивной и восприимчивой роли, у неё есть и более активная. Когда она подвергается влияниям извне, она вызывает определенные инстинктивные реакции или примитивные побуждения. Из них возникают эмоции. Эта концепция читты в некоторых отношениях похожа на психоаналитическую.

Именно тогда, когда чувства спокойны, а сенсомоторный ум не получает никакой информации из внешнего мира, начинают всплывать воспоминания и впечатления из прошлого. Когда более грубый шум внешнего мира утихает, тогда в манасе появляются воспоминания и фантазии — ассоциативный поток прошлых впечатлений и переживаний. В этом смысле манас служит сценой или экраном. Это как площадка, на которой проходит парад мыслей. Или это похоже на телевизионный монитор: всё, что в него подается, мигает на экране. Если чувства заняты предоставлением входных данных, то появляются чувственные впечатления. Когда ничего текущего или “живого” не транслируется, то будут проигрываться “повторы” и старые фильмы. Читта подключается, и на экране начинают мелькать следы памяти и впечатления из прошлого. Грезы наяву и давние переживания начинают занимать ум.

Остановка сенсорного входного потока была недавно исследована в многочисленных экспериментах лабораторных психологов. Испытуемых изолировали в камере, где они не ощущали ни звука, ни визуального ввода, и даже носили специальные перчатки, чтобы свести к минимуму осязание. Оставаясь в этой ситуации в течение некоторого времени, они часто осознавали очень яркие образы, голоса и звуки. Описанный опыт похож на последствия приема психоделических препаратов, таких как ЛСД. Эти эксперименты по “сенсорной депривации” отсекали сенсорный вход в низший разум. В наступившей тишине начинают появляться следы и впечатления из банка памяти. Когда чувственные впечатления приостанавливаются, ум очищается, чтобы проявления, возникающие из бессознательного, можно было более ясно и четко наблюдать.
10 май 2021, 20:50  ·  URL сообщения

Затойчи
Активный участник
 
Сообщения: 1034
Благодарности: 0 | 120
Профиль  

 

DmitryA писал(а):Остановка сенсорного входного потока была недавно исследована в многочисленных экспериментах лабораторных психологов. Испытуемых изолировали в камере, где они не ощущали ни звука, ни визуального ввода, и даже носили специальные перчатки, чтобы свести к минимуму осязание. Оставаясь в этой ситуации в течение некоторого времени, они часто осознавали очень яркие образы, голоса и звуки. Описанный опыт похож на последствия приема психоделических препаратов, таких как ЛСД. Эти эксперименты по “сенсорной депривации” отсекали сенсорный вход в низший разум. В наступившей тишине начинают появляться следы и впечатления из банка памяти. Когда чувственные впечатления приостанавливаются, ум очищается, чтобы проявления, возникающие из бессознательного, можно было более ясно и четко наблюдать.

Очень интересно и выводы совпадают с Кастанедовскими и вся его система построена на этом тезисе и очень приятна что это подтверждается научно и системой йоги.
Но вы забыли упомянуть что в этом положение человек может выдержать максимум шесть дней , начинается распад личности и человек просто забывает кто он и где находиться.
После подобных экспериментов требовалась серьезная реабилитация которая длилась несколько месяцев. В общем человек начинает превращаться в чистый лист в маленького ребенка
все эти образы памяти для своего существования нуждаются в постоянном внешнем воздействие которые заставляют их механически реагировать Прав Гурджиев который писал что впечатления это пища, приводные ремни личности и стоит только её этого решить и она начинает распад. Если довести эти эксперименты до конца то мы получим младенца с чистым подсознанием и распадом нейронных связей мозга на котором можно записать новую личность . Как известно существует проблема " детей Маугли" которые воспитывались зверьми до 12 лет превратить их в людей психиатрия не может. Люди воспитываются не волками но механизм один он навязывает образ и поведения при этом он механичен.
На этом кстати основано герметическое посвящения , человека просто закапывали на неделю а потом специальный " мастер " , создавал передавая самого себя "чистому листу"
Как видите самостоятельные эксперименты в этой области опасны, свято место пусто не бывает и здесь мало это разрушить, нужно кто та кто создаст новое и не предоставит это стихии.
Иначе может быть хуже, вы сойдете с ума. Вот почему все восточные системы настаивают на " гуру" и он считается важней родителей который должен вас сформировать в нужном направление
28 май 2021, 04:01  ·  URL сообщения

DmitryA
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 6293
Откуда: ๏̯͡๏
Благодарности: 1211 | 1502
Профиль  

 

ЧУВСТВО “Я” (АХАМКАРА)



Мы видели, что манас обладает очень ограниченной способностью формировать поведение. Он не предусматривает отсрочки удовлетворения, планирования или сохранения целостности организма, кроме как по привычке или когда вступает в действие чрезвычайное действие инстинктов. Манас не несёт в себе чувства самосознания. Это связано с природой и потоком феноменальных событий. Он автоматически воспринимает сенсорные данные и автоматически реагирует на основе привычки или инстинктов.

Но чувство “Я” дает возможность отделить себя от потока событий и думать о себе как об индивидуальной сущности. Это "Я-ориентированность" в йогической психологии называется ахамкара. На санскрите ахам означает “Я есть”. Ахамкара не течет инстинктивно и синхронно с внешней природой. Это делает возможным задать вопрос: “Что в этом есть моего?” и дает возможность ответить:“Это моё”. Создавая такие барьеры, как “моё” и “твоё”, это отделяет себя от других. Мысли больше не являются просто образами, мелькающими на экране. Это “мои мысли".

У младенца чувство “Я“—” не Я" имеет такую природу, что оно неполное и легко подавляется. Когда что-то вспыхивает на экране манаса, младенец отождествляет себя с этим. Он и есть это, хотя мы часто воображаем, что он видит мир вращающимся вокруг него. На самом деле, он перенял его характеристики. У него нет стабильных, непрерывных характеристик, которые он мог бы предоставить. В этом смысле у него вообще нет центра. Его “ментальное тело” меняется от мгновения к мгновению вместе с меняющимся лицом, которое предлагает мир. В менее экстремальной форме это состояние ума также можно наблюдать у старшего ребенка, когда он болен и раздражителен. В один момент он хочет одного, в следующий-другого. Прежде чем ему могут принести игрушку или еду, о которых он просил, что хочет, но снова передумал. Он раздраженно отталкивает это и просит что-то ещё. "Я" (ахамкара) меняется от момента к моменту.

В эти моменты интеграция временно теряется. Это также наблюдается у детей, когда их переполняют эмоции, которые резко меняются от одного момента к другому. Они настолько поглощены или отождествлены с текущей деятельностью, что могут причинить себе вред—например, выйти на оживленную улицу. Поскольку у детей ещё слабо сформирован внутренний центр интеграции, природа предоставляет временный “центр” снаружи в виде родителей. В течение некоторого времени родители проявляют заботу о личности ребенка. Более того, они также принимают необходимые решения за ребенка, чьи способности к различению все еще не развиты. Они помогают регулировать его поведение, постепенно снимая с себя эту ответственность по мере того, как у ребенка развивается собственное чувство целостности и здравого смысла.

До тех пор, пока не появится какой-то устойчивый центр интеграции, сознание ребенка меняется от момента к моменту. По этой причине он очень “адаптивен” — он может приспособиться ко многим ситуациям, поскольку у него мало индивидуальности, по которой можно судить о том, комфортно ему или неудобно. Он может легко изменить свою сущность, но у него мало возможностей интегрировать или поддерживать какое-либо последовательную ментальную осознанность. По мере того как его осознание становится более определенным и стабильным, такого рода “адаптация” ослабляется.

Западная психология склонна рассматривать развитие как кульминацию в формировании последовательного, неизменного Я. Считается, что это достигается в пост-подростковом возрасте, когда человек достигает стабильной идентичности. Предполагается, что удержание определенных аспектов себя вне осознания (подавления) является ценой, которую человек платит за это достижение в области развития.

Однако психология йоги подчеркивает отсутствие единства, которое существует в чувстве “Я” даже на этой “взрослой” стадии развития. Даже “зрелое эго” рассматривается лишь как относительно интегрированное. Оно все еще в какой-то степени меняется от момента к моменту. Оно всё ещё борется за то, чтобы не впускать в сознание те воспоминания и импульсы, которые могут противоречить его представлению о себе. В психологии йоги считается, что потенциал эволюции простирается далеко за пределы эго. Было установлено, что способность человека к росту и интеграции значительно выше.
19 июл 2021, 20:58  ·  URL сообщения

Google [Вot]
Участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 265
Благодарности: 25 | 41
Профиль  

 

Ахамкара или “Я-ориетация" и западная концепция Эго.



Ахамкара, которую мы назвали "Я-ориентацией", часто переводится как "эго". Это сбивает с толку, поскольку термин “эго” используется во многих разных трактовках в современной психологии, ни один из которых не эквивалентен йогической ахамкаре. В сознании западного обывателя слово “эго” ассоциируется с такими терминами, как "эгоистичный" или "эго-трип" — с поведением, которое демонстрирует преувеличенное чувство собственной важности. Но среди психологов и психиатров эго имеет совсем другое значение.

Например, Фрейд и более поздние психоаналитики рассматривали эго как возникающее из недифференцированной матрицы импульсов, инстинктов, восприятий и двигательного аппарата разума младенца. Природа этой массы функций, по их словам, заключалась в том, чтобы действовать импульсивно и более или менее рефлексивно в попытке получить немедленное удовольствие. Однако та часть, которая находилась в контакте с внешним миром, развила понимание требований, предъявляемых окружающей средой, и стала выступать в качестве своего рода посредника. Она пришла, чтобы обеспечить компромисс между внутренними желаниями и импульсами и нуждой и требованиями внешнего мира. Этот “руководитель” ума называется эго. Таким образом, первоначально эго рассматривалось как та сила разума, которая защищает индивида от подавления внутренними желаниями и импульсами или требованиями внешнего мира. Это считалось аспектом разума, который защищал целостность “Я” с помощью различных защитных механизмов.

Однако по мере того, как становилось все больше известно о психическом функционировании, психоаналитики поняли, что интеграция поведения и координация психических функций - это нечто большее, чем защитные маневры. Проявились многие позитивные интегрирующие способности разума, и концепция эго была расширена, включив в нее такие “бесконфликтные” функции, как восприятие и язык. Постепенно функции, приписываемые эго, были увеличены и расширены до такой степени, что само понятие сильно изменилось, потеряв свою первоначальную точность. Однако она по-прежнему определялась в основном с точки зрения социальной адаптации. Эго означало определенный диапазон "Я": то, что функционально и продуктивно в контексте требований, предъявляемых культурой человека.

Ахамкара - это более широкое понятие, чем эго. Оно охватывает целый спектр "Я-ориентации", начиная с того, что лежит в основе усилий низшего животного по поддержанию своей целостности в рамках нормального развития эго и, как мы увидим, даже за его пределами. Однако ахамкара также более ограничена в своих функциях, которые она охватывает. Это не активный агент, принимающий решения и производящий мысли, как эго западной психологии. Это просто границы "Я". Это линия, отделяющая “я” от “не-я”. Это свойство индивидуализации. В психологии йоги именно манас порождает мысли. Именно буддхи принимает решения. Все это, однако, включено в западный термин "эго".

Несмотря на то, что эго подразумевает определенный диапазон "Я", некоторые авторы по психологии на Западе говорили о ранних стадиях развития эго, где "Я-ориентация" плохо определена (например, Салливан, Кляйн, Лэйнг). Эриксон и, в значительной степени, психологи-гуманисты, такие как Маслоу, даже говорят о более продвинутых стадиях развития эго, когда человек может на мгновение “потерять себя” в переживаниях, которые выходят за рамки чувства индивидуальной идентичности. Но во всех случаях термин "эго" несёт в себе определенный минимальный, культурно определенный смысл “Я”. "Эго" подразумевает определенные правила работы. Он мыслит логически и последовательно. Эго означает “Я” в повседневном, обыденном смысле: это адаптивное, компетентное, обладающее здравым смыслом "Я", которое действует в мире конкуренции и достижений.

Когда предпринимается попытка распространить способ мышления об уме, основанный на этом диапазоне Я, на работу с состояниями, которые менее развиты или более развиты, возникают трудности. Условия, похоже, нарушаются. Именно при обсуждении самых ранних стадий развития ребенка или более тяжелых психозов психологи становятся наиболее непонятными. Расширение концепций, основанных на изучении диапазона Я эго, для решения этих областей проблематично. Аналогичным образом, распространение эго-ориентированных концепций на состояния медитации или трансперсонального опыта неизбежно было неудачным, так что религиозная мысль и психология сочли общение неудобным и не смогли найти общую площадку для встреч.

Современная психология построена вокруг концепции определенного уровня Я-ориентированности (эго) как базовой данности. Психология - это изучение ума, и обычно под этим понимается ум отдельного, индивидуализированного человека. Когда этот ум входит в состояния, в которых его индивидуальность отброшена или отделенность переросла, он перестает быть “умом” в обычном смысле этого слова, и концепции западной психологии оказываются неадекватными.

Нам трудно оценить ум младенца. Говоря о работе, проделанной психологами на самых ранних уровнях развития, Роберт Уайт говорит: “Большая часть работы над этими концепциями была написана языком, который предполагает различие [между собой и другими] даже в очень раннем возрасте, возможно, потому, что взрослым так трудно представить, как все было бы, если бы опыт был недифференцированным в этом фундаментальном отношении”. Мы оказываемся неспособными понять природу опыта, в который погружен недифференцированный младенец. Существование в состоянии, когда нет последовательной Я-концепции, ошеломляет. Если бы “Я-ориентрованность” была резко сужена, то из этого последовало бы, что "не-Я", мир, также был бы совершенно другим. Представить себя не самим собой в мире, который не является привычным миром, - это больше, чем мы можем себе позволить!

Те психологи, которые отважились заняться этой областью, часто оказываются неправильно понятыми. Их труды, по понятным причинам, сложны. Концепции Мелани Кляйн, Гарри Стэка Салливана и других теоретиков, которые пытались концептуализировать переживания отсутствия эго, обычно либо неправильно истолковывались, либо просто отвергались как непонятные. Аналогичным образом, те переживания, которые включают добровольное преодоление эго для достижения состояний сознания, в которых "Я" является более всеобъемлющей, чем ограниченная личная идентичность, также были предметом непонимания. Обычно они отвергались как неподходящий предмет для психологии. Заклейменные “мистическими”, они чаще всего рассматриваются как представляющие некоторую разновидность психопатологии, в которой теряется контакт с реальностью. В лучшем случае их относят к областям теологии или парапсихологии, областям, обычно исключаемым из западной науки. Таким образом, эго в западной психологии охватывает определенный диапазон Я. Этот диапазон определяет ограничения концепций психологии двадцатого века. За пределами этих пределов они становятся неэффективными или, в лучшем случае, неуклюжими и громоздкими. Рискуя пойти дальше, психолог обнаружил, что ему не хватает эффективных концептуальных инструментов для работы.

Таким образом, ограниченный диапазон "Я", подразумеваемый в термине "эго", является скрытым ограничением в этой концепции. Но когда Я, участвующее в умственном функционировании, концептуализируется отдельно, ему больше не нужно калечить психологическую теорию. Когда Я осознается как отдельное свойство ума и больше не привязано к определенному уровню организации (эго), тогда можно изучать широкий диапазон его вариаций. Это позволяет психологу расширить поле своего исследования вниз, на уровни, предшествующие эго, переживаемые младенцем или психотиком, и вверх, в состояния сознания, переживаемые теми, кто занимается такими дисциплинами, как медитация. Тогда с "Я" можно будет иметь дело за пределами того диапазона, который обозначен эго.

Концепции в том виде, в каком они появляются в психологии йоги, являются лишь одним конкретным примером их применения. Их значение шире и глубже. Психология и философия в индийской мысли настолько смешаны, что их нелегко разделить. Считается, что изучение человеческого существа совместимо с изучением вселенной—как ее феноменальной природы, так и ее экзистенциального значения. Микрокосм считается просто отражением макрокосма.

Таким образом, ахамкара является характеристикой всех стабильных структур. Это качество четкости и последовательности. С этой точки зрения даже у камня есть чувство собственного "Я". Он обладает стабильностью и идентичностью, которая сохраняется с течением времени. Хотя это "Я" кажется радикально отличным от того, что существует в человеческом существе на ментальном плане, на самом деле каждое из них является частью континуума "Я", который охватывает все оболочки или тела, которые мы обсуждали.

Аналогичное замечание следует сделать в отношении понятий саттва (равновесие, ясность), раджас (беспокойство, активность) и тамас (инертность, невежество). Хотя это три основных качества или тенденции, в которые может быть проанализировано ментальное содержание, они также являются гунами или “элементами”, из которых можно рассматривать весь феноменальный мир, индивидуальные различия, будь то на материальном, энергетическом, ментальном или другом уровне, рассматриваются как отражающие различную пропорцию этих трех основных компонентов или качеств.
19 июл 2021, 21:39  ·  URL сообщения

DmitryA
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 6293
Откуда: ๏̯͡๏
Благодарности: 1211 | 1502
Профиль  

 

БУДДХИ



Существует также спектр стадий буддхи, которые параллельны эволюции “Я-ориентированности", Буддхи или разума, эволюционирующего в несколько этапов по мере личностного роста. Это происходит с небольшими приращениями. Существует бесчисленное множество таких стадий. Однако для удобства мы могли бы рассмотреть три основных диапазона развития буддхи в том виде, в каком они концептуализированы Ауробиндо. Во-первых, существует грубое, восприимчивое различение, которое просто реагирует на впечатления, поступающие на экран манаса. Это примитивный вид суждения, решающий, что что-то хорошо и приятно или что-то плохо и неприятно. Он все еще очень подвержен влиянию сильных воспоминаний, эмоций или инстинктов, и его реакция, скорее всего, управляется этими бездумными силами. Здесь разум подчинен обстоятельствам окружающей среды, побуждениям или импульсам.

Помимо этого элементарного понимания, которое влияет на большую часть нашей жизни, существует более сложный диапазон развития буддхи. Это более зрелое буддхи связано с силой рассуждения и использованием интеллекта для достижения правдоподобной, стабильной концепции реальности и последовательной философии жизни. Она в основном прагматична, включает интеллектуальную структуру, которая позволяет целенаправленно и рационально организовывать деятельность. Обеспечивая рациональную, здравомыслящую волю, основанную на том, что целесообразно и полезно для функционирования во внешнем мире и что совместимо с приемлемыми стандартами руководства и поведения, именно этот уровень буддхи может выбрать или собрать набор этических стандартов морали. Он может определиться с набором эстетических ценностей—представлением о том, что красиво, а что уродливо,—и может построить согласованную сеть мнений, а также разумное представление о том, какой должна быть цель. Она относительно высокоразвита и преобладает у людей по-настоящему культурных и образованных.

Но помимо этого есть дальнейшее развитие, высшее буддхи, которое бескорыстно занимается поиском
чистой истины. В буддийской литературе, как и в других Восточных Писаниях, слово праджня часто используется для обозначения высшего буддхи, состояния буддхи, сопровождающего полное просветление.

Его решения бескомпромиссны и разрушают все иллюзии, даже те, которые считаются социально приемлемыми и этически достойными восхищения. Он всё больше отражает непреложные и трансцендентные законы природы и вселенной, которые являются теми простейшими и наиболее объединяющими принципами, которые придают смысл жизни и согласованность пониманию. Вот что сказано: “Немногие, если вообще такие есть среди нас, могут использовать эту высшую разумность с любой степенью чистоты, но даже попытка сделать это есть наивысший потенциал внутреннего инструмента”.

Ауробиндо говорит о буддхи так, как будто он проходит процесс дифференциации, становясь более развитым с каждым шагом. Но с более традиционной точки зрения йоги буддхи не развивается, он просто раскрывается. Он уже существует под бременем более грубого и менее зрелого функционирования. “Жемчужина в короне различения” находится внутри, ожидая только терпеливой, тщательной огранки и полировки, чтобы раскрыть себя во всем её блеске. Мы описали три основных этапа в эволюции буддхи, но ясно, что это условные точки в ходе его развития, которые были выбраны для цели нашего описания. Между ними лежат бесчисленные промежуточные стадии. Чистый буддхи появляется постепенно, подобно статуе, которая “раскрывается” скульптором, когда он откалывает кусочки мрамора.

Но в этот момент возникает вопрос: что отвечает за перемещение с одного уровня на другой? Как так получается, что критерии суждения буддхи вдруг могут измениться?

В любой момент буддхи может выбрать один из двух возможных путей. Во - первых, он может поддаться давлению импульсов и поддаться влиянию привычек или эмоций. Когда такие эмоциональные или импульсивные побуждения сильны, мы говорим, что они подавляют более разумные способности ума и берут верх. Забота об общем благосостоянии будет отброшена. В этом случае мы могли бы сказать, что воспоминания или чувственные впечатления, которые появляются на экране манаса, сами по себе диктуют курс действий. Они служат своего рода мотивацией. На самом деле, в этом случае привычки и инстинкт преобладают. Буддхи не столько принимает решение, сколько лишается на это права, он недостаточно развит, чтобы самоутвердиться, поэтому поддается менее рациональной мотивации.

Но есть и другой вариант. Буддхи может утвердить свою власть над сферой импульсов, инстинктов и привычек и выбрать какой-то другой образ действий. Признавая существование этих низших мотиваций, он может принять решение, которое относительно не зависит от импульсов или прошлых программ. Буддхи обладает некоторой способностью оставаться отстраненным от влияния воспоминаний и чувственных впечатлений. У него есть, по крайней мере потенциально, возможность выбора. Поскольку он по определению является функцией принятия решений, он может решить позволить влиять одним воспоминаний, а не другим. Сохраняя отстраненное, наблюдательное отношение к другим воспоминаниям, он может позволить им просто исчезнуть и рассеяться. Буддхи может решить выйти за пределы цепочки причин и следствий. Он может решить не оставаться втянутым в этот цикл действий и реакций, определенных предыдущим программированием. Используя весь свой потенциал, он приобретает свойство “воли". Такого рода действия буддхи характеризуются как “чистый разум” или “чистое буддхи” в психологии йоги. Это похоже на различие между чистым и практическим разумом, проведенным Кантом.

Если буддхи не сможет проявить свою потенциальную силу и поддастся влиянию импульсов и эмоций, то эволюция, по крайней мере на данный момент, остановится. Мотивы, которые действуют тогда, - это те, которые характеризуют более низкие уровни развития, наблюдаемые у младенца или у животных. Например, прошлые впечатления позволяют определить реакцию человека на ту или иную ситуацию. Это, в свою очередь, создает новые воспоминания или впечатления, по существу идентичные старым, только еще более утяжеленные и более глубоко запечатленные в бессознательной читте или банке памяти. Это впечатление затем вернется снова позже, обладая повышенной валентностью и более мощным влиянием. Таким образом, предпочтения становятся желаниями, а желания-зависимостями. Подчиняясь импульсам, буддхи позволяет им укрепляться. И определенный способ видеть мир и реагировать на него укореняется. Это укрепляет положение человека на определенном уровне развития, затрудняя его дальнейшее развитие.

С другой стороны, каждый раз, когда буддхи решает освободиться от предшествующего программирования, оно становится сильнее. Только буддхи из всех функций в ментальном поле обладает способностью выбирать курс действий, который может привести к дальнейшему росту. По-видимому, именно по этой причине функция различения и суждения была концептуализирована как независимая в психологии йоги. Он заслуживает особого внимания, потому что имеет исключительное значение в концептуализации психологии, ориентированной на рост.

Например, буддхи играет ключевую роль в формировании идентичности. Решив воздействовать на одно воспоминание или стимул, а не на другое, буддхи может сфокусировать определенное определение "Я", поскольку вовлечение себя в воспоминание или стимул усилит определение "Я", в терминах которого оно выражено. Стоя на этой основе, буддхи может затем принять новое решение, которое фокусирует еще одно "Я". Постепенно, благодаря бесчисленным тонким решениям, которые принимаются за несколько минут размышлений, ощущение самого себя может быть изменено направленным образом.
19 июл 2021, 22:34  ·  URL сообщения

DmitryA
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 6293
Откуда: ๏̯͡๏
Благодарности: 1211 | 1502
Профиль  

 

Буддхи и совесть



Способность Буддхи решить не подчиняться причинам и следствиям предшествующего программирования является основным направлением психологии йоги. Сюда направлено внимание, потому что заостренный буддхи предоставляет самый прямой инструмент для содействия росту. Это наиболее эффективный и продуктивный способ отвлечься от психологических проблем.

На экране манаса появляются многочисленные изображения. Некоторые отражают прошлые переживания, которые были приятными, и имеют импульс повторить их. Другие представляют собой неприятные переживания, воспоминание о которых приводят к избеганию подобных ситуаций. Среди воспоминаний, всплывающих из слоя читты, есть свидетельства прошлого обусловливания и программирования, например, родительские запреты. В этой смеси образов и впечатлений заключена сущность конфликта. Импульсы, исходящие от разных изображений, обязательно противоречат друг другу. Они толкают и тянут в противоположных направлениях. Подобные противоречия разрешаются с трудом, если вообще разрешаются. Чаще всего их просто вытесняют из восприятия (задавливают).

В психологии йоги внимание направлено главным образом на способность буддхи вывести человека из этой массы конфликтов и противоречий, а не на сложности самого конфликта, который происходит в манасе. Интерес вызывает способность принимать решения, поскольку она функционирует «в чистом виде». Манас изучается только для того, чтобы отличить его от буддхи. Буддхи необходимо тренировать и оттачивать, если нужно развить способность отделяться от эффектов этих влияний. Всплытие прошлого родительского запрета в психологии йоги представляет интерес только в той мере, в какой его следует отличать от голоса буддхи. Эту вводящую в заблуждение или искаженную «совесть» следует отличать от чистого (буддхи).

Однако в западной психологии акцент делается на другом. Внимание сосредоточено более на работе манаса. Очень интересно, как взаимодействуют различные импульсы. Психический конфликт - главный предмет изучения. Большая часть теории психотерапии и психоанализа развивалась вокруг изучения «внутрипсихического конфликта». Концепция «здорового эго» выросла из попытки найти удобный и удовлетворительный способ примирения противоречивых и конфликтующих импульсов, доминирующих в деятельности манаса.

По этой причине определенные категории прошлых воспоминаний и впечатлений были отдельно концептуализированы в психоаналитической теории как «суперэго». Например родительские запреты, которые, хотя и глубоко укоренились в памяти, могут противоречить тому, что кажется реалистичным или приятным. Это суперэго часто отождествляют с «совестью». Это прискорбно, поскольку руководство раннего суперэго часто ненадежно, поскольку оно основано на необоснованных представлениях о добре и зле, которые были извлечены из родителей. Хотя они могли быть подходящими для ребенка, часто они больше не пригодны для взрослых. Именование этого раннего суперэго «совестью» часто приводило к тенденции не доверять этому внутреннему голосу, который в йоге называется буддхи, и нежеланию следовать его примеру и позволять ему развиваться. Вместо этого внимание ограничивается рациональной и логической оценкой событий. Утрачивается чувство исследования, открытия себя новым возможностям.

Когда карательное суперэго отождествляется с «совестью», тогда совесть рассматривается как работающая против более рациональных, разумных интересов эго. Эта ориентация, похоже, способствовала всеобщему недоверию ко всем спонтанным и интуитивным подсказкам. Эго и логические рассуждения рассматриваются как бастион рациональности, противостоящий более иррациональным побуждениям, исходящим от «карательной совести». С этой точки зрения любое представление о следовании голосу более высокого, внутреннего рассуждения становится подозрительным и, вероятно, будет рассматриваться как моралистическое или суеверное. «Совесть» приравнивается к пуританской морали, которая мешает свободе и препятствует росту, а не способствует его развитию. Когда кто-то вовлечен в борьбу за освобождение от иррациональных ограничений, такая «совесть» может рассматриваться только как людоед, которого следует очистить от личности. Одна из целей психоаналитической психотерапии - «урезать» карательное сознание или суперэго. Делается попытка привести его в большее соответствие с интересами эго и устранить его более резкое и иррациональное сопротивление. Таким образом, в определенной степени эго и суперэго интегрируются.

Однако такая интеграция никогда не считалась завершенной. Суперэго остается оплотом определенных социальных запретов, которые никогда не могут быть полностью согласованы с целями и интересами эго. Это рассматривается как интернализация социализаций, которые вводятся в среду ребенка, чтобы обеспечить болезненный, но необходимый социальный порядок. В своей книге «Будущее одной иллюзии» Фрейд указывает на неизбежную и неудобную борьбу между интересами личности и интересами общества. Фактически каждый человек - враг культуры. Человек должен смириться с конфликтом, который это приносит. Это подразумевает, что человек не может расти и расширять свою личность до такой степени, что его личные интересы и интересы общества будут совпадать. Предполагается, что они должны до некоторой степени противостоять друг другу, хотя одна из целей терапии - минимизировать это.

Однако в контексте психологии йоги понимается, что более высокие уровни сознания в конечном итоге приводят к точке зрения, при которой собственные интересы не противоречат интересам других. Фактически, когда сознание приближается к единству, как мы увидим, заботы и потребности всех людей становятся идентичными. То, что хорошо для человека, является частью общего эволюционного процесса, который включает в себя всех, кто его окружает.
20 июл 2021, 22:55  ·  URL сообщения

Google [Вot]
Участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 265
Благодарности: 25 | 41
Профиль  

 

Буддхи и за ним



Когда мы входим в царство высшего сознания, мы попадаем в место, откуда можно наблюдать за умом. Мы уходим с той территории, где пересекаются йога и западная психология. Йогический буддхи - это структура, сила которой растет по мере раскрытия личности. Это способность различения, которая позволяет человеку видеть насквозь склонности низшего ума, ведущие к тревоге и душевным страданиям. Но буддхи одновременно является частью ума и «над ментальными событиями».

По мере того, как буддхи становится более развитым, он все больше отделяется от деятельности манаса. По мере того, как он развивает свою способность принимать решения, игнорируя импульсы и впечатления, протекающие через манас, он становится все более независимым от них. В результате развивается уровень «я», с которого можно наблюдать ментальные события, не будучи вовлеченными в них. В конце концов, появляется своего рода точка обзора, которая существует за пределами лихорадочной активности цепочки мыслей. Таким образом, это обеспечивает точку наблюдения, с которой можно увидеть ментальный план.

Сфера этого чистого буддхи концептуализируется в йоге как составляющая четвертого уровня сознания, лежащего за пределами тела, энергии и ума. Это уровень за пределами вербальной умственной деятельности, которую мы называем «мышлением». Сознание перестает ограничиваться словами-мыслями. Этот «надментальный» уровень «чистого разума», «интуиции» или «мудрости» - это то место, где буддхи функционирует, не нарушая отвлечения чувственных впечатлений или озабоченности узкого личного эгоизма. Там, где буддхи более развит, он будет превышать пределы «ума».

На более высоких уровнях, как мы увидим, в конечном итоге даже буддхи уступит место более чисто рефлексивным состояниям. С этими уровнями, выходящими за пределы буддхи, трудно иметь дело, поскольку современная наука не знает терминов, с помощью которых можно было бы описать переживаемые там явления.
20 июл 2021, 23:07  ·  URL сообщения

DmitryA
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 6293
Откуда: ๏̯͡๏
Благодарности: 1211 | 1502
Профиль  

 

ВЫСШИЕ ОБОЛОЧКИ ИЛИ «ТЕЛА»



Изображение
anna = еда, maya = иллюзия, kosha = оболочка
Самый плотный уровень иллюзии (затемнение сознания). Физическое тело, которое «сделано из пищи».


Чтобы завершить наше понимание психического функционирования, как это описано в психологии йоги, мы должны вкратце признать то, что лежит за пределами ума и высшего над ним буддхи. Когда интеграция завершена, сознание расширяется до такой степени, что в суждениях больше нет необходимости. Осведомленность глобальна, но ко всем относятся беспристрастно, без необходимости классифицировать явления мира на «хорошие» или «плохие» категории. Ни страха, ни отвращения, ни пристрастия к удовольствиям не осталось. Считается, что это приводит к чувству великого освобождения, умиротворенной радости, которую обычно описывают просто как «блаженство». Это глобальное сознание «свидетеля» называется «оболочкой блаженства». Вне этого даже такое глобальное осознание феноменального мира прекращается. Сознание существует в неописуемой чистоте. Это «сознание без объекта». Современное рассмотрение этого вопроса дано Франклином Меррелл-Вольфом.

В йоге это называется Атманом или Пурушей. Это совсем не то, что понимается под связанным с эго термином «сущность» на Западе. Эта йогическая «Сущность» (пишется с заглавной буквы «С») является уровнем сознания, находящимся далеко за ментальным планом эго-сознания,

А пока мы хотим просто отметить, что эти высшие уровни сознания играют важную роль в психологии йоги, делая возможным объективное изучение буддхи. С такой точки зрения разум является скорее объектом, чем субъектом сознания.

Сознание находится в Сущности, а не в уме. Сущность использует ум как инструмент познания, как можно использовать микроскоп. То, что западная психология имеет тенденцию возвращаться к такой точке зрения, очевидно в таких современных терапевтических техниках, как обрисовано в общих чертах Ассаджиоли в «Психосинтезе», где предлагаемые практики, по-видимому, дословно взяты из древних формул школы веданты, а именно: «У меня есть тело, но я не мое тело»; «У меня эмоциональная жизнь, но я не свои эмоции или чувства»; «Я - это не ум». «Я есть я, центр чистого сознания».

Согласно психологии йоги, ключ к трудностям в жизни заключается в том, что мы отождествляем себя с инструментами, а не с сознанием, которое их использует. Психология йоги рассматривает развитие как процесс, посредством которого человек отождествляет себя с каждым последующим инструментом, пока он не разовьет различение и дистанцию ​​для наблюдения за ним.
20 июл 2021, 23:41  ·  URL сообщения

Google [Вot]
Участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 265
Благодарности: 25 | 41
Профиль  

 

Изображение
20 июл 2021, 23:47  ·  URL сообщения

DmitryA
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 6293
Откуда: ๏̯͡๏
Благодарности: 1211 | 1502
Профиль  

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
БУДДХИ



Совершенно отличная, от оболочки, состоящей из ума и внутренней его части. Эта интеллектуальная оболочка, состоит из понимания. Она заключена в ментальную оболочку и имеет такую же форму. Одно наполнено другим. Первая подобна человеку, а поскольку это подобно человеку, вторая вытекает из этого и сама принимает подобие человека. Все боги почитают это понимание. Она не отождествляет себя с другими оболочками и не подчиняется страстям тела.

Тайттирия Упанишада, II. 4
20 июл 2021, 23:59  ·  URL сообщения

Пред.

Вернуться в Йога: философия, практика, путь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Google [Bot], Ру-Чей, Yandex [Bot]


Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2019
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100