Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

"В гостях у бабушки с дедушкой" или "Отчий дом"

Обсуждение различных сайтов/проектов эзотерическо-развивательной направленности - как новых, так и давно известных. Вместе поднимаем культуру проектоделания. Обсуждаются не только интернет-проекты.
gulsina
Активный участник
 
Сообщения: 12706
Благодарности: 1490 | 1427
Профиль  

"В гостях у бабушки с дедушкой" или "Отчий дом" 

Запускаю проект,который уже начала описывать на Форуме "Ищу единомышленников"-тема -" Утопия или абсурд".
Перетаскиваю сюда несколько страниц оттуда и буду работать ,как с отдельной темой.Пока параллельно.


Добавлено спустя 2 минуты 39 секунд:
Новая тема.
Люди добрые,помогите кто чем сможет.Два года назад забрела на сайт,куда можно забрасывать различные идеи.И в конце концов в голове созрел неплохой проект.Они его уже тогда хотели запустить.Перезванивали несколько раз,чтобы до ума довела.Обязательно нужно было прислать фотографию свою и там какие-то на тему проекта.Ну не умею я оформлять.С интернета посылала.Боюсь наверно нельзя нарушать авторство.Я его уже вижу целиком законченным до мелких деталей.Выкладываю на обсуждение.


Добавлено спустя 19 минут 15 секунд:
Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.
Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.
Как строился процесс обучения?
Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы. По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь». А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета. Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил. Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»
Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.
Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннег мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению. Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты. Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.
Уборка в доме
В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы. Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.
В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.
Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.
Ткачество
Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом». Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли


Добавлено спустя 11 минут 35 секунд:
Что умел 14-летний мальчик 100 лет назад на Руси?

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причем взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовали бы современных тинейджеров.

Самое главное – подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. Во-первых, никто тогда не считал детей равными родителям. И именно на первых годах жизни ребенка взрослые видели залог того, каким человеком он станет.

Во-вторых, авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаем. Обычно родители были едины во взглядах на воспитание и обязанности чада, а если даже в чем-то и не были между собой согласны, то никогда не демонстрировали этого публично, поэтому у ребенка не было шансов «перетянуть» одного из родителей на свою сторону.

​​​​​​​В-третьих, ни с девочками, ни с мальчиками не было принято «миндальничать» и баловать их зазря. Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время за успешно выполненное задание ребенка всегда хвалили и поощряли, всячески подчеркивая, что он принес пользу всей семье.

Наша справка. Детский труд – привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве государств он считается формой эксплуатации и, согласно конвенции N32 ООН «О правах ребенка» и актам Международной организации труда, признан незаконным. Нашим прадедам подобное не могло даже присниться. Может, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь прекрасно подготовленными и адаптированными?

«Отец сына не на худо учит»

Возрастные критерии для детей были очень четкими, и, соответственно, так же четко разделялись их трудовые обязанности. Возраст измеряли семилетиями: первые семь лет – детство или «младенчество». Малышей называли «дите», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами. Во вторые семь лет наступало отрочество: ребенок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха. Третья семилетка – юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.

Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.

В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, теплыми, непромокаемыми. Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи, и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперек лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.

Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности, причем они приобретали четкое половое разделение. Например, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сестрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжелой работе девочек не привлекали. Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.

Работа на земле

В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряженную в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведет борозду».

Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вел лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая. С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.

Уход за скотиной

Еще одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших. Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит».

Промысловые занятия

Были особенно распространены на Русском Севере и в Сибири, где служили надежным источником дохода. Глядя на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство.
Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить ее острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем. К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель, и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным ее членом. Тогда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились. Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и четкие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры. Было еще два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причем не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны. Согласно второму правилу мужчина должен был сдерживать себя и контролировать эмоции.


Добавлено спустя 1 час 20 минут 48 секунд:
...Проблема в том,что еще недавно большинство жителей нашей страны проживали в селах большими семьями.Родители с утра до вечера пропадали в полях и фермах.Дети домашнее хозяйство вели с дедушкой и бабушкой.Дети ухаживали за скотиной,работали по-дому,в саду и огороде.Носили воду,топили печь.Готовили еду.Пасли коров.Заготавливали сено...Были в курсе всех деревенских новостей.Участвовали в горестях и радостях своих сельчан.Девочки умели шить,вязать,готовить еду.Няньчиться с младенцами.Мальчишки разбирались в технике.По вечерам ходили в клуб.Ставили спектакли.Уважали старших.Ходили помогать родителям в поле,на ферму,в мастерские.Уважали традиции.И к совершеннолетию были готовы к семейной жизни.
...Теперь дети все больше живут в неполных семьях.Все меньше детей,которые гостят в деревне у бабушки с дедушкой.Дедушки и бабушки сами предпочитают до старости продолжают работать.И родители вынуждены работать на двух или более работах.Поэтому дети все больше проводят время у компьютеров,которое все больше заменяет им живое общение.Дети много лет общаются только с женщинами(одинокой мамой и преподавательницами и ровесниками).Мало у кого есть опыт общения с дедушками,мастерами на все руки.В школах отменили уроки труда.Виртуальная (иногда искаженная) жизнь заменяет жизнь настоящую.
...Предлагаю такое решение проблемы:в черте города создать деревню.В избушках живут бабушка с дедушкой.Деревня типичная для Поволжья,которую ,изменив утварь ,легко можно превратить в русскую,татарскую,удмуртскую,мордовскую,марийскую и т.д...Можно превратить ее в дореволюционную,послереволюционную,послевоенную...Во дворе хлев со скотиной и птичником.Амбар,ледник.Баня черная или белая.Рядом мастерские всевозможные.Гончарные,плотницкие,кузнечные.Можно ткасть,делать бочки и все что делали наши деды 50,сто лет назад.Раньше в деревне все делали сами :от одежды,жилья,конской утвари,мебели,посуды и т.д.Устраивать мастер-классы по укладке печи.собиранию крохотной избы...
Утварь можно менять все время,чтобы поглядеть на ностальгические 40-вые ,например с примусами,керосиновыми лампами,круглыми радиоприемниками,патефонами...и т.д.Можно рядом построить дореволюционную деревню с соломенными крышами и дворянской усадьбой.Боярский дом,купеческий,мещанский.С мельницей неподалеку.А еще-сказочный "диснейленд" с домиками сказочных героев,и домиками мультяшных героев.Дом Пушкинского рыбака с неводом,который сушится и домиком старика и старухи с колобком на подоконнике и Снегурочкой в дальнем углу.
...Чтобы дети могли помогать "дедушке с бабушкой" по хозяйству.Обедать дружной семьей,отдыхать читая книжки,гуляя и воспитывая собаку или кошку.Запускать в небо голубей.Играя в различные подвижные игры.Участвуя в различных исторических событиях:являясь детьми батраков,бояр или помещиков...Например ставля в извесность ,чем он будет заниматься через час.Можно отдельно построить дворы бывших союзных республик:саклю горцев,жилища узбеков,таджиков,эстонцев,грузин,армян,азербайджанцев,белорусов,киргизов,казахов и т.д.
Еще вырыть землянку.Зимой -яранги и чумы...


Добавлено спустя 2 минуты 59 секунд:
Проект "В гостях у бабушки с дедушкой"
У современных детей все меньше возможности жить с бабушкой и дедушкой в деревне.Если в начале прошлого века большинство жителей нашей страны были сельчанами,то сейчас люди живут в больших городах ,где детям нечем заняться.Они огорождены от забот и хлопот.От работы.От общения с животными.И они все больше живут в виртуальном мире.А технология все быстрее меняется и поэтому хотелось бы сохранить деревню,каждая из которых-особенный мир .Еще недавно в деревне сами умели делать все:дом,подворье,одежду,посуду,мебель,обувь,конскую упряжь.Выращивали для еды скотину и птицу,растили овощи и фрукты.Сто лет назад,будучи даже неграмотным,попав в любую страну человек там мог прижиться.
Нужно рядом с городом построить деревню.По три дома соединенные дворами.В избе живут бабушка с дедушкой.Есть скотина крупная и мелкая.Есть птичий двор.Амбар,баня,ледник.Голубятня.Сад,огород.Деревня типичная для средней полосы.Которую поменяв утварь,можно легко переделать в татарскую,русскую,чувашскую,удмуртскую и т.д.Можно переместить по времени:сделать дореволюционную,послереволюционно-довоенную,послевоенную и брежневских времен.
Рядом посадить лес,в котором растут деревья типичные для Татарстана.
Посадить сад в котором растут все плодовые деревья и кустарники Татарстана.
В поле посадить различные культуры,чтобы посетители могли наблюдать,как растет и созревает посолнух,пшеница,овес,ячмень,гречиха,лен и т.д.

Можно одну улицу сделать как в фильме "Еще до войны".
Можно построить дворянскую усадьбу и рядом домики с соломенными крышами.Проводить там литературные вечера.
Можно построить боярский двор.Мещанский и купеческий дом.Можно построить городскую двухэтажку со двором,рядом с которым можно побренчать на гитаре.Рядом открытый кинотеатр.
И рядом с деревней мельница,кузнечная мастерская,токарная,слесарная.Колодец,голубятня.Сделать чтобы желающие могли получить мастер -класс по изготовлению ложек,горшков,валенок,бочек...и т.д. все то что умели делать деревенские бабушки и дедушки.
Можно поставить жилища жителей бывших советских республик.Хаты,дувалы,юрты,сакли,Землянку.
И конечно жилища любимых сказочных героев.
А прямо на улице печь из которой вынимаются пироги всем на угощение.
Участвовать во всяких костюмированных представлениях.Разыгрывать сцены из любимых фильмов.Может участвовать в костюмированных свадьбах и проводах в армию.При желании готовить,убирать,стирать,заготавливать сено,ходить за лошадью с плугом,косить сено,пасти овец,коров.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
И еще чтобы там была школа-интернат для детей из малоимущих семей. Чтобы из них организовался костяк волонтеров по принципу колонии Макаренко А.С. , когда дети учились и работали .

А посетителям была предъявлена возможность перемещаться во времени и пространства.Окунаться в чужую культуру.Возможность общаться с людьми разного возраста и перенимать у них жизненный опыт и мастерство.
Учиться работать и отмечать праздники.Сидеть у костра.Пасти ночью лошадей.Играть в забытые игры.Почитать книжку у пруда.Потренировать собаку.
И заняться чем -нибудь еще в гостях у бабушки с дедушкой.


Добавлено спустя 2 минуты 25 секунд:
Свидетельством международного признания А.С.Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО /1988г/,касающееся всего четырех педагогов,определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.
Это- Ждон Дьюи,Георг Кернштейнер,Мария Монтесорри и Антон Макаренко.

А.С.Макаренко известен тем,что организовал и возглавил колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорных детей.К Макаренко приходили дети,которые уже были настолько испорчены,что не могли жить в нормальном обществе : воры,хулиганы,девочки-проститутки.Родители привозили своих детей,когда уже сами не могли с ними справиться.А Макаренко -мог.Он достиг такого мастерства в воспитании детей,что мог с уверенностью сказать:"Воспитание-легкое дело".
Настолько это стало легко для Макаренко,что в колонии им.Дзержинского он полностью отказался от воспитателей,и на его попечении оказалось 600 бывших правонарушителей.Были учителя в школе ,инженеры на заводе,но детский коллектив в 500-600 человек жил в известной степени самостоятельно.Макаренко был уверен,что дети самостоятельно по сигналу вовремя встанут с постели,приведут в порядок себя и все помещения коммуны.В коммуне никогда не было уборщиц.Воспитанники все убирали сами,притом так,что все должно было блестеть,ведь в коммуну приходило по 4-5 делегации в день.Чистоту проверяли белым носовым платком.

В НАШИ ДНИ , ПО ДАННЫМ ГЕНПРОКУРАТУРЫ РФ, ТОЛЬКО 10 % ВЫПУСКНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ИНТЕРНАТОВ АДАПТИРУЮТСЯ К ЖИЗНИ, 40 % СОВЕРШАЮТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ЕЩЕ 40 % ВЫПУСКНИКОВ СТАНОВЯТСЯ АЛКОГОЛИКАМИ И НАРКОМАНАМИ,10 % КОНЧАЮТ ЖИЗНЬ САМОУБИЙСТВОМЮ/ссылка на доклад комитета защиты прав воспитанников детских домов и интернатов г.Москвы В.Ш.Семенова:http://orights.chat.ru/report.htm/

Для сравнения напомним : среди почти 3000 воспитанников коллективов под рук.А.С.Макаренко не известно ни одного рецидива,причем многие исследователи судьбы этих выпускников отмечают,что "они были счастливыми людьми".Близких достижений удалось добиться ученикам и продолжателям подходов А.С.Макаренко Семену Калабалину и его жене Галине Константиновне \ только коллективы под их руководством выпустили в свет около 7000 человек\,А.Г.Явлинскому и др.

При всех педагогических успехах А.С.Макаренко официальной педагогикой того времени не признавался,одним из ярых его противников была Н.К.Крупская. Несмотря на то,что с беспризорностью так и не могли справиться, в 1928 году метод Макаренко был запрещен к использованию.Резолюция звучала как приговор : "Предложенная система воспитательного процесса есть система не советская".

Колонию отстояли с помощью Максима Горького,который приехал на встречу с воспитанниками колонии им.Горького.Отзыв Горького о колонии и Макаренко:"Он суровый по внешности,малословный,с большим носом,с умными и зоркими глазами.Похож на военного.Всюду поспевает,все видит,знает каждого из колонистов,которые производят странное впечатление благовоспитанных".

Именно Максим Горький,используя свое влияние среди руководства ОГПУ,спас Макаренко,сделав его штатным сотрудником ГПУ и дав новую колонию,теперь уже им.Дзержинского.

Новая коммуна не получила за время существования практически ничего от государства.Коммуне помогали чекисты,отдавая часть своего жалования,но этого хватало только на половину потребностей.В первые годы коммуна переживала очень большую нужду.Были моменты ,когда в течение дня ели один хлеб.Но уже через три года коммуна отказалась от помощи чекистов,и на свои собственные деньги начала строить завод электроинструментов,первый в стране.

Как всего этого добивался А.С.Макаренко ? Излагоя свое кредо,в числе важнейшего пункта Антон Семенович настаивал на разработке технологий воспитывающего воздействия.

Он писал :"Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике,а всегда по логике моральной проповеди.А я,чем больше думал,тем больше находил сходсьвоа между процессами воспитания и обычными процессами на материальном производстве,и никакой особенно страшной механичности в этом сходстве не было.

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ В МОЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПРОДОЛЖАЛА ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ СО ВСЕЙ СЛОЖНОСТЬЮ,БОГАТСТВОМ И КРАСОТОЙ,НО МНЕ КАЗАЛОСЬ,ЧТО ИМЕННО ПОЭТОМУ К НЕЙ НУЖНО ПОДХОДИТЬ С БОЛЕЕ ТОЧНЫМИ ИЗМЕРИТЕЛЯМИ, С БОЛЬШЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ И БОЛЬШЕЙ НАУКОЙ,А НЕ В ПОРЯДКЕ ПРОСТОГО ТЕМНОГО КЛИКУШЕСТВА.Очень глубокая аналогия между производством и воспитанием не только не оскорбляла моего представления о человеке ,но,напротив,заражала меня особенным уважением к нему,потому что нельзя относиться без уважения и к хорошей сложной машине.

Во всяком случае для меня было ясно,что очень многие детали в человеческой личности и в человеческом поведении можно было сделать на прессах,просто штамповать в стандартном порядкеяяяяяя.но для этого нужна особенно тонкая работа самих штампов,требующих скурпулезной осторожности и точности.Другие детали требовали напротив,индивидуальной обработки в руках высококвалифицированного мастера,человека с золотыми руками и острым глазом.Для многих деталей необходимы были сложные специальные приспособления,требующие большой изобретательности и полета человеческого гения.А для Всех деталей и для всей работы воспитателя нужна особая наука.Почему в технический Вузах мы изучаем сопротивление материалов,а в педагогических не изучаем сопротивление личности,когда ее начинают воспитывать ?А ведь для всех не секрет,что такое сопротивление имеет место.Почему,наконец,у нас нет отдельного контроля,который мог бы сказать разным педагогическим партачам:"У вас,голубчики,девяносто процентов брака.У вас получилась не коммунмстическая личность,а прямая дрянь,пьянчужка,лежебока и шкурник.Уплатите,будьте добры,из вашего жалованья".-Почему у нас нет никакой кауке о сырье,и никто толком не знает,что из этого материала нужно делать-коробку спичек или аэроплан ?"

Кроме технологичности,к важнейшим пунктам педагогической системы Макаренко мы бы отнесли четыре пункта :Дело.Ядро коллектива.Самоуправление.Формат.

ДЕЛО.Колонисты имели реальное дело,которое их кормило,и дисциплинировало.Вначале колонисты обустроили свое натуральное хозяйство просто чтобы себя прокормить,позже занялись серьезным производством.Построив свой завод\меньше,чем за год\,воспитанники стали выпускать электродрелиЮпозже освоили производство фотоаппаратов "Лейка".Фотоаппарат "Лейка"-это 300 деталей с точностью до 0,001 мм,для тех времен это абсолютное инновационное производство.Производство в коммуне было не просто рентабельно,а высокорентабельно:коммуна отдавала государству как свою прибыль 4,5 млн.руб.в год.Воспитанники получали зарплату,на которую содержали себя,младших членов коммуны,выплачивали стипендии бывшим коммунарам,обучавшихся в Вузах,откладывали деньги для накопления средств к моменту выхода из коммуны,содержали оркестр,театр,оранжерею цветов,организовывали походы и другие культурные мероприятия.А главный смысл в том,что дело формировало личность:в 16-19 лет дети уже становились мастерами и начальниками производства.

ЯДРО КОЛЛЕКТИВА.Колонистов воспитывал не воспитатель в режиме ручного управления,а ядро коллектива в автоматическом режиме.Авторитетные колонисты,внутренне принимающие и исповедующие ценности колонии,как ядро коллектива-выполняли роль "закваски",которая пропитывала вновь прибывших колонистов,оказывались той мясорубкой,которая средствами,доходчивыми для подростков,перемалывала новеньких и делала их частью системы.Дети доносили друг до друга новые правила жизни на своем языке,Макаренко лишь сдерживал их,чтобы они оставались в цивилизованных рамках.

"Если же это человек трудный,который мне не верит,против меня настроен,недоверчиво ко мне относится,я с тем разговаривать не буду.Я соберу старших,вызову его и в самом официальном,приветливом тоне буду с ним говорить.Для меня важно не то,что я говорю,а как другие на него смотрят.Он на меня поднимает глаза,а товарищей боится смотреть.Я говорю::"А дальше товарищи скажут".И товарищи расскажут ему то,чему я их раньше научил,а он будет воображать,что это они сами придумали./"Проблемы школьного воспитания".

Разновозрастные отряды-тот же ход,когда маленькие получали защиту от старших "корешей",а кореши вставляли им новые понятия по жизни.

САМОУПРАВЛЕНИЕ.Если нет дела и нет здорового ядра коллектива,самоуправление невозможно и вредно.Если основа коллектива здорова,самоуправление его укрепляет и оттачивает,оказываясь школой лидерства и руководства.

ФОРМАТ.Макаренко интенсивно вводил и внимательно следил за правилами и ритуалами,которые поведенчески,через тело встраивали в колонистов новые нормы жизни.Встать вовремя,умыться,натереть пол,тем более не плевать на пол-естественно и обязательно.А вот "Не стоять,подпирая стенку-стоять ровно" и "не толкаться"-вещь уже не очевидная,но именно такие мелочи вырабатывают внутренний стержень личности.Колонисты быстро приучались к военным порядкам,флагам,горнам и ходьбе строем.Когда все идут строем,строится шаг/а это важно/, и в коллективе каждый настраивается на каждого.

"Я считаю,что дети даже толкать не должны друг-друга.Они должны двигаться целесообразно.Никаких бесцельных движений-прежде всего.\из "Коммунистическое воспитание и поведение"\".

Макаренко никогда не был гуманистом,он готов был работать жестко,по мужски,ценил порядок и дисциплину,в том числе армейские порядки.

После смерти Семена Кабалина,любимого ученика А.С.Макаренко,создавшего несколько успешных коммун по его системе,макаренковские коммуны в России исчезли.В том или ином виде система Макаренко работает и поныне, однако внедрению его системы как в России,так и за рубежом мешают по крайней мере два обстоятельства.

Первое : система Макаренко предполагает,что дети могут и должны трудиться,а в настоящее время детский труд запрещен. Второе :система Макаренко-допускает жесткие,мужские средства влияния,которые не приемлемы для современной гуманистической педагогики.

Тем на менее,подход Макаренко в наши дни реализуется,как ни странно,в бизнесе,а именно в самых передовых компаниях.Увязка доходов сотрудников с общей прибылью предприятия,воспитание новых сотрудников с общей прибылью предприятия,воспитание новых сотрудников и приобщение их к корпоративной культуре через ядро коллектива,самоуправление в творческих командах и контроль формата-это золотой фонд современного бизнеса.
Педагогическая система А.С. Макаренко

Цитаты:Когда человек получает жалованье,так у него появляется столько идей,что их некуда девать.А когда у него нет денег,так у него одна идея:у кого бы занять ?Это же факт.
Если с человека не требовать многого,то от него ине получишь многого. +
Настоящая педагогика-это та,которая повторяет педагогику всего общества.


Добавлено спустя 32 секунды:
Свидетельством международного признания А.С.Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО /1988г/,касающееся всего четырех педагогов,определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.
Это- Ждон Дьюи,Георг Кернштейнер,Мария Монтесорри и Антон Макаренко.

А.С.Макаренко известен тем,что организовал и возглавил колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорных детей.К Макаренко приходили дети,которые уже были настолько испорчены,что не могли жить в нормальном обществе : воры,хулиганы,девочки-проститутки.Родители привозили своих детей,когда уже сами не могли с ними справиться.А Макаренко -мог.Он достиг такого мастерства в воспитании детей,что мог с уверенностью сказать:"Воспитание-легкое дело".
Настолько это стало легко для Макаренко,что в колонии им.Дзержинского он полностью отказался от воспитателей,и на его попечении оказалось 600 бывших правонарушителей.Были учителя в школе ,инженеры на заводе,но детский коллектив в 500-600 человек жил в известной степени самостоятельно.Макаренко был уверен,что дети самостоятельно по сигналу вовремя встанут с постели,приведут в порядок себя и все помещения коммуны.В коммуне никогда не было уборщиц.Воспитанники все убирали сами,притом так,что все должно было блестеть,ведь в коммуну приходило по 4-5 делегации в день.Чистоту проверяли белым носовым платком.

В НАШИ ДНИ , ПО ДАННЫМ ГЕНПРОКУРАТУРЫ РФ, ТОЛЬКО 10 % ВЫПУСКНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ИНТЕРНАТОВ АДАПТИРУЮТСЯ К ЖИЗНИ, 40 % СОВЕРШАЮТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ЕЩЕ 40 % ВЫПУСКНИКОВ СТАНОВЯТСЯ АЛКОГОЛИКАМИ И НАРКОМАНАМИ,10 % КОНЧАЮТ ЖИЗНЬ САМОУБИЙСТВОМЮ/ссылка на доклад комитета защиты прав воспитанников детских домов и интернатов г.Москвы В.Ш.Семенова:http://orights.chat.ru/report.htm/

Для сравнения напомним : среди почти 3000 воспитанников коллективов под рук.А.С.Макаренко не известно ни одного рецидива,причем многие исследователи судьбы этих выпускников отмечают,что "они были счастливыми людьми".Близких достижений удалось добиться ученикам и продолжателям подходов А.С.Макаренко Семену Калабалину и его жене Галине Константиновне \ только коллективы под их руководством выпустили в свет около 7000 человек\,А.Г.Явлинскому и др.

При всех педагогических успехах А.С.Макаренко официальной педагогикой того времени не признавался,одним из ярых его противников была Н.К.Крупская. Несмотря на то,что с беспризорностью так и не могли справиться, в 1928 году метод Макаренко был запрещен к использованию.Резолюция звучала как приговор : "Предложенная система воспитательного процесса есть система не советская".

Колонию отстояли с помощью Максима Горького,который приехал на встречу с воспитанниками колонии им.Горького.Отзыв Горького о колонии и Макаренко:"Он суровый по внешности,малословный,с большим носом,с умными и зоркими глазами.Похож на военного.Всюду поспевает,все видит,знает каждого из колонистов,которые производят странное впечатление благовоспитанных".

Именно Максим Горький,используя свое влияние среди руководства ОГПУ,спас Макаренко,сделав его штатным сотрудником ГПУ и дав новую колонию,теперь уже им.Дзержинского.

Новая коммуна не получила за время существования практически ничего от государства.Коммуне помогали чекисты,отдавая часть своего жалования,но этого хватало только на половину потребностей.В первые годы коммуна переживала очень большую нужду.Были моменты ,когда в течение дня ели один хлеб.Но уже через три года коммуна отказалась от помощи чекистов,и на свои собственные деньги начала строить завод электроинструментов,первый в стране.

Как всего этого добивался А.С.Макаренко ? Излагоя свое кредо,в числе важнейшего пункта Антон Семенович настаивал на разработке технологий воспитывающего воздействия.

Он писал :"Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике,а всегда по логике моральной проповеди.А я,чем больше думал,тем больше находил сходсьвоа между процессами воспитания и обычными процессами на материальном производстве,и никакой особенно страшной механичности в этом сходстве не было.

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ В МОЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПРОДОЛЖАЛА ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ СО ВСЕЙ СЛОЖНОСТЬЮ,БОГАТСТВОМ И КРАСОТОЙ,НО МНЕ КАЗАЛОСЬ,ЧТО ИМЕННО ПОЭТОМУ К НЕЙ НУЖНО ПОДХОДИТЬ С БОЛЕЕ ТОЧНЫМИ ИЗМЕРИТЕЛЯМИ, С БОЛЬШЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ И БОЛЬШЕЙ НАУКОЙ,А НЕ В ПОРЯДКЕ ПРОСТОГО ТЕМНОГО КЛИКУШЕСТВА.Очень глубокая аналогия между производством и воспитанием не только не оскорбляла моего представления о человеке ,но,напротив,заражала меня особенным уважением к нему,потому что нельзя относиться без уважения и к хорошей сложной машине.

Во всяком случае для меня было ясно,что очень многие детали в человеческой личности и в человеческом поведении можно было сделать на прессах,просто штамповать в стандартном порядкеяяяяяя.но для этого нужна особенно тонкая работа самих штампов,требующих скурпулезной осторожности и точности.Другие детали требовали напротив,индивидуальной обработки в руках высококвалифицированного мастера,человека с золотыми руками и острым глазом.Для многих деталей необходимы были сложные специальные приспособления,требующие большой изобретательности и полета человеческого гения.А для Всех деталей и для всей работы воспитателя нужна особая наука.Почему в технический Вузах мы изучаем сопротивление материалов,а в педагогических не изучаем сопротивление личности,когда ее начинают воспитывать ?А ведь для всех не секрет,что такое сопротивление имеет место.Почему,наконец,у нас нет отдельного контроля,который мог бы сказать разным педагогическим партачам:"У вас,голубчики,девяносто процентов брака.У вас получилась не коммунмстическая личность,а прямая дрянь,пьянчужка,лежебока и шкурник.Уплатите,будьте добры,из вашего жалованья".-Почему у нас нет никакой кауке о сырье,и никто толком не знает,что из этого материала нужно делать-коробку спичек или аэроплан ?"

Кроме технологичности,к важнейшим пунктам педагогической системы Макаренко мы бы отнесли четыре пункта :Дело.Ядро коллектива.Самоуправление.Формат.

ДЕЛО.Колонисты имели реальное дело,которое их кормило,и дисциплинировало.Вначале колонисты обустроили свое натуральное хозяйство просто чтобы себя прокормить,позже занялись серьезным производством.Построив свой завод\меньше,чем за год\,воспитанники стали выпускать электродрелиЮпозже освоили производство фотоаппаратов "Лейка".Фотоаппарат "Лейка"-это 300 деталей с точностью до 0,001 мм,для тех времен это абсолютное инновационное производство.Производство в коммуне было не просто рентабельно,а высокорентабельно:коммуна отдавала государству как свою прибыль 4,5 млн.руб.в год.Воспитанники получали зарплату,на которую содержали себя,младших членов коммуны,выплачивали стипендии бывшим коммунарам,обучавшихся в Вузах,откладывали деньги для накопления средств к моменту выхода из коммуны,содержали оркестр,театр,оранжерею цветов,организовывали походы и другие культурные мероприятия.А главный смысл в том,что дело формировало личность:в 16-19 лет дети уже становились мастерами и начальниками производства.

ЯДРО КОЛЛЕКТИВА.Колонистов воспитывал не воспитатель в режиме ручного управления,а ядро коллектива в автоматическом режиме.Авторитетные колонисты,внутренне принимающие и исповедующие ценности колонии,как ядро коллектива-выполняли роль "закваски",которая пропитывала вновь прибывших колонистов,оказывались той мясорубкой,которая средствами,доходчивыми для подростков,перемалывала новеньких и делала их частью системы.Дети доносили друг до друга новые правила жизни на своем языке,Макаренко лишь сдерживал их,чтобы они оставались в цивилизованных рамках.

"Если же это человек трудный,который мне не верит,против меня настроен,недоверчиво ко мне относится,я с тем разговаривать не буду.Я соберу старших,вызову его и в самом официальном,приветливом тоне буду с ним говорить.Для меня важно не то,что я говорю,а как другие на него смотрят.Он на меня поднимает глаза,а товарищей боится смотреть.Я говорю::"А дальше товарищи скажут".И товарищи расскажут ему то,чему я их раньше научил,а он будет воображать,что это они сами придумали./"Проблемы школьного воспитания".

Разновозрастные отряды-тот же ход,когда маленькие получали защиту от старших "корешей",а кореши вставляли им новые понятия по жизни.

САМОУПРАВЛЕНИЕ.Если нет дела и нет здорового ядра коллектива,самоуправление невозможно и вредно.Если основа коллектива здорова,самоуправление его укрепляет и оттачивает,оказываясь школой лидерства и руководства.

ФОРМАТ.Макаренко интенсивно вводил и внимательно следил за правилами и ритуалами,которые поведенчески,через тело встраивали в колонистов новые нормы жизни.Встать вовремя,умыться,натереть пол,тем более не плевать на пол-естественно и обязательно.А вот "Не стоять,подпирая стенку-стоять ровно" и "не толкаться"-вещь уже не очевидная,но именно такие мелочи вырабатывают внутренний стержень личности.Колонисты быстро приучались к военным порядкам,флагам,горнам и ходьбе строем.Когда все идут строем,строится шаг/а это важно/, и в коллективе каждый настраивается на каждого.

"Я считаю,что дети даже толкать не должны друг-друга.Они должны двигаться целесообразно.Никаких бесцельных движений-прежде всего.\из "Коммунистическое воспитание и поведение"\".

Макаренко никогда не был гуманистом,он готов был работать жестко,по мужски,ценил порядок и дисциплину,в том числе армейские порядки.

После смерти Семена Кабалина,любимого ученика А.С.Макаренко,создавшего несколько успешных коммун по его системе,макаренковские коммуны в России исчезли.В том или ином виде система Макаренко работает и поныне, однако внедрению его системы как в России,так и за рубежом мешают по крайней мере два обстоятельства.

Первое : система Макаренко предполагает,что дети могут и должны трудиться,а в настоящее время детский труд запрещен. Второе :система Макаренко-допускает жесткие,мужские средства влияния,которые не приемлемы для современной гуманистической педагогики.

Тем на менее,подход Макаренко в наши дни реализуется,как ни странно,в бизнесе,а именно в самых передовых компаниях.Увязка доходов сотрудников с общей прибылью предприятия,воспитание новых сотрудников с общей прибылью предприятия,воспитание новых сотрудников и приобщение их к корпоративной культуре через ядро коллектива,самоуправление в творческих командах и контроль формата-это золотой фонд современного бизнеса.
Педагогическая система А.С. Макаренко

Цитаты:Когда человек получает жалованье,так у него появляется столько идей,что их некуда девать.А когда у него нет денег,так у него одна идея:у кого бы занять ?Это же факт.
Если с человека не требовать многого,то от него ине получишь многого. +
Настоящая педагогика-это та,которая повторяет педагогику всего общества.
04 авг 2017, 13:35  ·  URL сообщения

akisawa
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 55175
Откуда: видное
Благодарности: 220 | 2422
Профиль   Сайт

 

phpBB [media]
28 авг 2017, 03:49  ·  URL сообщения

Alter ego
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 12864
Благодарности: 408 | 559
Профиль  

 

мы не рабы :ugu:
28 авг 2017, 05:05  ·  URL сообщения

akisawa
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 55175
Откуда: видное
Благодарности: 220 | 2422
Профиль   Сайт

 

кто же они?
28 авг 2017, 05:06  ·  URL сообщения

Alter ego
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 12864
Благодарности: 408 | 559
Профиль  

 

Мы не рабы, рабы - немы,
И только лишь засланцы тьмы,
Свободы всем всегда сулят,
Плюя нам в души трупный яд.

Людей, обычных, много на земле,
Но мало тех, кто зрит во мгле,
А остальные служат только тьме,
Сковав свой Дух души тюрьме.

Они почти совсем сошли с ума
Настолько мозг им отравила тьма.
Завидев Света искорку одну,
Готовы мир втянуть в войну.

Увы, молчат давно наши Сердца,
Сын не в ответе за труды отца.
Святой издревле некогда народ,
На службу к тьме толпой идёт.

Подростки под воздейством чар,
Пополнят орды злобных янычар,
Средь бела дня и не в бою
Убьют сестру и мать свою.

Кровь, жертвы нужны на алтарь,
Зло возродить, как было в старь.
В эпоху тёмную людей вернуть
И этим оборвать планеты Путь.

Опять война. Род убивает род,
Ведёт их тёмный кукловод.
Чем больше канет нас во мгле,
Тем меньше Света на земле.

Забыли люди, ставя жизнь на кон,
Карма - единый для миров Закон.
Воздаст сполна за мысли и труды,
Когда покинем слой земной гряды.

Увы, молчат совсем людей Сердца,
Сын не в ответе за труды его отца.
Святой когда-то в древности народ,
Покорно на алтари тьмы идёт.

Мы не рабы, рабы - не Мы!
И так хватает слуг у тьмы,
Не вечно зло, а с нею ночь,
Но будет ли кому помочь?

Фрид Траум "мысли вслух"
28 авг 2017, 06:06  ·  URL сообщения

akisawa
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 55175
Откуда: видное
Благодарности: 220 | 2422
Профиль   Сайт

 

Alter ego писал(а): рабы - немы

с чего бы это вдруг
28 авг 2017, 06:25  ·  URL сообщения

Alter ego
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 12864
Благодарности: 408 | 559
Профиль  

 

ты раб?
28 авг 2017, 07:05  ·  URL сообщения

akisawa
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 55175
Откуда: видное
Благодарности: 220 | 2422
Профиль   Сайт

 

холоп
28 авг 2017, 07:16  ·  URL сообщения

Alter ego
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 12864
Благодарности: 408 | 559
Профиль  

 

понятно
28 авг 2017, 07:31  ·  URL сообщения

akisawa
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 55175
Откуда: видное
Благодарности: 220 | 2422
Профиль   Сайт

 

понимание самая большая ошибка
28 авг 2017, 07:41  ·  URL сообщения

Alter ego
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 12864
Благодарности: 408 | 559
Профиль  

 

для холопа да
28 авг 2017, 07:46  ·  URL сообщения

akisawa
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 55175
Откуда: видное
Благодарности: 220 | 2422
Профиль   Сайт

 

Вы смотрели фильм
куда приводят мечты
28 авг 2017, 07:54  ·  URL сообщения

Alter ego
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 12864
Благодарности: 408 | 559
Профиль  

 

отстой
28 авг 2017, 08:02  ·  URL сообщения

akisawa
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 55175
Откуда: видное
Благодарности: 220 | 2422
Профиль   Сайт

 

тогда понятно
что Вам
ничего не понятно
28 авг 2017, 08:14  ·  URL сообщения

Alter ego
Активный участник
Аватара пользователя
 
Сообщения: 12864
Благодарности: 408 | 559
Профиль  

 

akisawa писал(а):тогда понятно
что Вам
ничего не понятно


akisawa писал(а):понимание самая большая ошибка


:mocking:
29 авг 2017, 08:01  ·  URL сообщения

След.

Вернуться в Оцените мой проект!

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: авхат, Bing [Bot], Google [Bot], Lotos, MailRu [Bot], otechestvenny, ScrewUp, Viconedon, WIQ, Yandex [Bot], Девочкина Дима, Жан-


Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2019
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100