"Такой вывод сделали эксперты Института психологии РАН. Они провели исследование, направленное на оценку изменения типового психологического облика наших сограждан с 1981 по 2011 годы. Оказалось, что сегодня наш психологический облик страшно далек от желаемого. О том, почему мы стали такими, о способах преодоления агрессии "РГ" рассказал заместитель директора Института психологии РАН Андрей Юревич.
Андрей Владиславович, судя по вашим данным, относительно далеких 80-х все мы стали в три раза агрессивнее, во столько же раз грубее и совершенно бесцеремонны. Но как измерить, например, агрессию?
Андрей Юревич: Сразу же уточню, что, конечно, не "все мы". Речь идет об общих психологических характеристиках общества, т. е., в общем-то, о "средней температуре по больнице". Что каcается способов оценки и измерения уровня агрессивности, то самый простой способ - статистические показатели, скажем, количество тяжких преступлений агрессивного характера. Самым убедительным показателем является статистика убийств. По этому параметру мы почти в четыре раза превосходим США и примерно в десять раз большинство стран Западной Европы. Второй способ - это социологические или социально-психологические исследования, например, проводимые в общественном транспорте. Классический вариант таких исследований состоит в том, что проводящие их ходят, скажем, по вагонам в метро и просят уступить место, фиксируя при этом, какая часть пассажиров его уступает и как они реагируют на эту просьбу. Ну и третий метод - это наш с вами бытовой опыт. Мы постоянно пользуемся общественным транспортом, наблюдаем поведение наших автомобилистов на дорогах, наших сограждан в магазинах, на улице и, если хотим, можем посчитать, сколько раз за неделю или за месяц нас обхамили или проявили к нам другие формы неуважения. Отмечу в этой связи, что принято выделять разные формы агрессии - физическую, вербальную и т. д. Например, повсеместный мат - это тоже проявление агрессии, но вербальной. ..." http://www.rg.ru/2013/12/10/portret.html
----------------------
Агрессия и конфликтность в культуре от того, что загерметизировано понятие МЕРЫ. Актуализируем понятие меры - и политика, и СМИ, и быт - станут НА ПОРЯДОК менее конфликтными/агрессивными. Люди станут другими.
См. Второй смысловой ряд о мере в "Сказке о царе Салтане.." А.С. Пушкина.
Добавлено спустя 4 часа 56 минут 13 секунд:
Разрыв между умными и глупыми нарастает
Отсюда http://colonelcassad.livejournal.com/13 ... #t89379821
Руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, глава центра "Диагностика и развитие способностей" Людмила Ясюкова также более двадцати лет работает школьным психологом. В интервью "Росбалту" она рассказала о результатах мониторинга интеллектуального развития школьников и студентов.
"....Степень сформированности понятийного мышления можно определить с помощью психологических тестов. Вот пример из тестирования детей шести-семи лет, с которым не всегда справляются и взрослые. Синица, голубь, птица, воробей, утка. Что лишнее? К сожалению, многие говорят, что утка. У меня были недавно родители одного ребенка, горячились, доказывали, что утка – правильный ответ. Папа – юрист, мама – учитель. Я им говорю: "Почему утка?" А они отвечают, потому что она большая, а птица, птичка это, по их мнению, что-то маленькое. А как же страус, пингвин? А никак, у них в сознании закреплен образ птицы как чего-то маленького, и они полагают свой образ универсальным.
— И какой же процент наших соотечественников умеет выделять суть и видеть причинно-следственные связи?
— По моим данным и по данным других исследователей меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. Их, однако, среди принимающих решения о развитии общества мало. Среди политических консультантов у нас психологи, философы, неудавшиеся педагоги – люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки.
— Это российская статистика. А как выглядит ситуация в мире?
— Если брать развитые страны, то приблизительно так же. Могу сослаться на исследования Льва Веккера, который работал и в СССР и в США и в Европе и в России. Его исследования 1998 года показывают, что больше 70% взрослых, людей, психологов, с которыми он сотрудничал в ходе исследования мышления детей, и сами мыслят как дети: обобщают от частного к частному, а не по существенному признаку, не видят причинно-следственные связи…
Наверное, есть некоторая разница между странами, и можно предположить, что тенденции увеличения-уменьшения процента людей с понятийным мышлением разные в разных странах, но таких детализированных кросс-культурных исследований никто не ведет. Или, по крайней мере, таких данных нет в открытой печати.
По жизни сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки. Такая понятийная пирамида. И, если мы выходим из школы без понятийного мышления, то, сталкиваясь с тем или иным фактом, мы не сможем его объективно интерпретировать, а действуем под влиянием эмоций и наших субъективных представлений. В результате решения, принятые на основании такой допонятийной интерпретации происходящего, невозможно реализовать. И мы это видим в нашей жизни. Чем выше в социальной иерархии стоит человек, тем дороже цена его необъективных интерпретаций и решений. Посмотрите, сколько у нас принимается программ, которые ничем не заканчиваются. Прошел год-два и где программа, где человек, который ее декларировал? Иди, ищи.
— Школьные программы последние двадцать лет беспрерывно меняются. Как это влияет на формирование понятийного мышления?
— Раньше основы понятийного мышления начинали закладываться на природоведении. Теперь у нас вместо природоведения "Окружающий мир". Вы видели, что это такое? Это бессмысленная окрошка. Видеть в этом логику могут только составители, у которых у самих нет понятийного мышления. Якобы это практико-ориентированный, исследовательский предмет. Ничего там этого нет.
Дальше, раньше с 5-го класса начинались ботаника и история как история развития цивилизаций. Теперь у нас в 5-классе природоведение в виде рассказов о природе без всякой логики, а вместо истории цивилизаций — "История в картинках" — та же окрошка без логики, что-то про первобытных людей, что-то про рыцарей.
В шестом-седьмом классах раньше была зоология, опять же со своей логикой. Дальше в восьмом была анатомия, и уже в старшей школе общая биология. То есть, выстраивалась некая пирамида: растительный и животный мир, которые, в конце концов, подчинены общим законам развития. Теперь ничего этого нет. Все идет вперемешку – и ботаника и животный мир и человек и общая биология. Принцип научной подачи информации заменен принципом калейдоскопа, сменяющихся картинок, который разработчики считают системно-деятельностным подходом.
С физикой такая же картина. Тоже рассказы о космосе, о планетах, о законах Ньютона… Вот, сидит у меня мальчик, я его спрашиваю: "Хоть задачки-то решаете на физике?". Он отвечает: "Какие задачки? Мы презентации делаем" Что такое презентация? Это пересказ в картинках. Если нет задач по механике на разложение сил, то о формировании понятийного мышления в физике можно не говорить.
— Но у нас же декларируется, что мы движемся в сторону европейского и американского образования. Что там-то творится?
— Там все по-разному. На Западе действительно полная свобода, и школы существуют очень разные. В том числе и такие, куда отбирают не по кошельку, а по уровню развития. И там, безусловно, есть школы отличного уровня, где готовят элиту, обладающую и понятийным и абстрактным мышлением. Но никакого стремления отлично образовывать всех и каждого там нет – зачем это надо? К тому же там обучение идет не по классам, а по программам. Дети, которые показывают хорошие результаты, объединяются в группы, изучающие более сложные программы. В результате те, кому это надо, в любом случае имеют возможность получить хорошее образование и поступить в университет. Это вопрос мотивации в семье.
Интересный пример — Финляндия. Всеми признано, что там сейчас лучшая система образования в Европе. Так вот, они как раз взяли наши советские программы и принципы образования. У нас не так давно была конференция по вопросам образования, и там выступила одна наша высокопоставленная дама, автор многих из последних нововведений. Она с гордостью провозгласила, что наконец-то мы уходим от всех этих мифов о хорошем советском образовании. В ответ выступила представитель Финляндии и сказала – извините, но советская система образования в школе была отличная и мы как раз у вас и заимствовали многое, что позволило нам улучшить нашу систему. Они и учебники наши перевели, и учителей старой школы с большим удовольствием берут, чтобы они делились с их учителями советским методикам преподавания.
— А у нас, если я вас правильно понимаю, интеллектуальный уровень снижается, и процент людей с понятийным мышлением становится меньше?
— Да и это не мои предположения, а данные исследований, которые я веду в школах уже больше двадцати лет, из года в год.
— Может быть, взамен этого у детей формируются какие-то другие важные качества, помогающие в жизни?
— К сожалению, нет. Потери в школе видны, а приобретений пока что нет.
— А сохраняются, или может быть появляются в России школы и вузы, готовящие прекрасно образованных и логически мыслящих людей? Нарастает ли, грубо говоря, разрыв между умными и глупыми, также как увеличивается разрыв между богатыми и бедными?
— Разрыв нарастает, и еще как. Безусловно, есть отличные школы и вузы, откуда выходят выпускники не только профессионально образованные, но и с высокоразвитым интеллектом. Этот разрыв начал быстро расти в 1990-е годы и ситуация все усугубляется.
Знаете, у меня есть своя гипотеза, довольно циничная, относительно образовательной политики нашего руководства. Мы сырьевая страна третьего мира. Нам не надо много людей с хорошим образованием и умением думать и делать выводы. Их некуда трудоустроить, они тут никому не нужны.
На образование при этом тратятся огромные деньги, действительно огромные. И что происходит? Наши высокообразованные специалисты уезжают и работают в более развитых странах по всему миру. Целые компании русских программистов работают в США, например. Я знаю одну такую в Бостоне, у них вообще все, кроме уборщицы-негритянки, русские.
Зачем нашему правительству готовить высококвалифицированные кадры для США, Канады, Австралии, Европы? А вы знаете, что в США даже есть математические школы на русском языке с нашими методиками? И те, кто закончили эти школы отлично устраивают свою жизнь. Но нашей стране эти люди ни к чему. Здесь нужны те, кто работают бурильщиками, строят дома, мостят улицы и укладывают асфальт. Думаю, в эти профессиональные сферы и пытается наша власть перевести население. Но ничего не выходит. Люди в эти сферы не идут, предпочитая торговлю в разных видах. Приходится ввозить все больше людей из Азии, у которых нет никаких амбиций. Пока. А наши классные специалисты, выпускники лучших школ и вузов, уезжают, не находя себе здесь достойного места. То есть, общий уровень снижается. Что же касается людей из министерства образования, допускаю, что они действительно не понимают, что делают. Искренне заблуждаются, думая, что слепое заимствование некоторых западных подходов способно что-то привнести в нашу школу. Раньше у нас учебники писали математики, физики, биологи, теперь эти занимаются педагоги и психологи. Эти люди не специалисты в предмете, который излагают. На этом образование заканчивается...."
----------------------------
Да, всё так. Об этом 20 лет пишет КОБ. См. работу "Нам нужна иная школа". Аналитический сборник по вопросам педагогики. http://dotu.ru/2005/05/12/20050512-nam_ ... ya_shkola/.
Добавлено спустя 1 час 25 минут 11 секунд:
У медитации нашли способность влиять на геном (конечно! а мат и ругань - калечат...)
Международной группе ученых впервые удалось выявить биологический механизм, лежащий в основе терапевтического эффекта глубокой медитации. Исследователи установили, что в результате всего восьми часов медитации в организме происходят специфические изменения на генетическом и молекулярном уровне. Работа опубликована в журнале Psychoneuroendocrinology.
Авторы – специалисты из Висконсинского университета (США), Института биомедицинских исследований (Барселона, Испания) и Центра неврологических исследований института INSERM (Лион, Франция) – изучили эффект дня, проведенного в «медитации ясного ума», на группе из 19 опытных медитаторов.
«Медитация ясного ума» - состояние беспристрастного осознания происходящего. При этой форме медитации человека ориентируют фокусироваться на своем дыхании и телесных ощущениях, спокойно пропуская сквозь себя дискомфортные мысли и эмоции....
... На старте уровни экспрессии исследуемых генов у обеих групп участников были примерно одинаковыми. Однако, как было установлено, восемь часов глубокой медитации затронули несколько генов деацетилазы гистонов HDAC, которые эпигенетически регулируют активность других генов, и про-воспалительные гены RIPK2 и COX2. Уровни экспрессии всех этих генов оказались у медитаторов снижены по сравнению с контрольной группой. При этом понижение экспрессии генов RIPK2 и HDAC2, как выяснили исследователи, связано с более быстрым физическим восстановлением организма после выброса гормона кортизола в ситуации социального стресса – например, когда нужно экспромтом выступить перед публикой.
Тот факт, что изменения не затронули остальные гены, говорит о том, что медитация влияет только на некоторые специфические регуляторные пути, задействованные в механизмах, лежащих в основе ее терапевтического потенциала, отмечают авторы. «Изменения наблюдаются в генах, обычно являющихся мишенями противовоспалительных и обезболивающих лекарственных препаратов, поэтому полученные результаты являются базой для будущего исследования возможности применения медитативных практик для терапии хронических воспалительных заболеваний», - подчеркивают авторы." http://medportal.ru/mednovosti/news/201 ... editation/
--------------------
ВИДЕО: Биоинформатика: генетический портрет http://www.otr-online.ru/programmi/prog ... _7472.html О становлении этой науки рассказывает доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник Института молекулярной биологии им. Энгельгардта, Юрий НЕЧИПОРЕНКО. А сложности «чтения» книги ДНК раскрывает научный сотрудник факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ им. М.В. Ломоносова Мария ПОПЦОВА.
Очень старое пророчество: "Когда учёные наконец-то поднимутся на гору знания, то увидят там давно сидящих мистиков".
"Язык наш: как объективная данность и как культура речи"
http://dotu.ru/2004/01/29/20040129-jazyk_all/
Добавлено спустя 21 минуту 31 секунду:
В Facebook может появиться кнопка «сопереживание» (взрослеет человечество:))

"...Нажимая на «сопереживание», по замыслу инженеров, пользователи смогут разделить печаль и грусть участников беседы, передает «Тасс Телеком» со ссылкой на источники, близкие к корпорации. Собеседники агентства не исключают, что нововведение, как нейтральный элемент может целиком и полностью вытеснить традиционный «лайк», ставший приметой Facebook.
По мнению аналитиков, необходимость введения новогоинструмента для отображения эмоций назреда давно, так как «лайкать» некоторые сообщения не представляется возможным. К примеру, если человек рассказал об увольнении, нездоровье или прекращении отношений с любимыми, то обратить внимание на такие признания можно только комментарием, вряд ли кому-то придет в голову ставить знак «нравится».
По данным самой соцсети, только 30% пользователей Facebook проявляют активность, пишут комментарии и публикуют фотографии, большая часть аудитории ограничивается чтением, но при этом методичным проставлением «лайков»."http://rbcdaily.ru/media/562949989906313
------------------
"Основы социологии"
http://dotu.ru/2010/04/10/20100410-base ... logy_full/