
Дзонг писал(а):Так что буддизм в Китае был ещё до прихода Бодхидхармы.
Да, был, но это не "заслуга" Бодхидхармы, а совсем другого буддистского монаха - Ань Шигао.
Основоположником буддийской традиции в Китае считается парфянский монах Ань Шигао, прибывший в Лоян в 148. С помощью группы китайских помощников Ань Шигао перевёл на китайский язык около 30 буддийских сочинений. Всего в Лояне в конце II века над переводами буддийских сутр трудились около десяти иностранных монахов. Тогда же в хрониках появляются первые упоминания о массовых религиозных празднествах, устраивавшихся буддийскими монастырями. Однако ещё на протяжении столетия буддизм в Китае не пользовался официальным признанием, несмотря на постоянный приток иностранных миссионеров и растущую популярность.
Буддистов тогда в Китае было меньшинство, да и сидели они по своим немногочисленным монастырям, но постоянным и целенаправленным притоком миссионеров они медленно и упорно экспансировали буддизм в Китай "тихим сапом" (и храпом), а также заманухами в виде массовых буддистских праздников. Я считаю это идеологическим захватом территории другой страны. И вместо красивой философии китайцы получили неудобоваримую религию, причём с земельными участками под буддистские монастыри, храмы и ашрамы на китайской же территории!
И тот самый монастырь Шаолинь уже тогда был буддиским.
Нет, не был - он был основан гораздо позже (из "Википедии"):
Основан в 495 году при поддержке императора Сяо Вэнь-ди (дин. Северная Вэй) индийским буддийским монахом по имени Бхадра (Бато 跋陀 Bátuó, Buddhabhadra). В 530-х в монастыре останавливался первый патриарх чань-буддизма Бодхидхарма (Путидамо, Дамо).
Добавлено спустя 5 минут 11 секунд:
P.S. Когда Бодхидхарма прибыл в Китай, буддизм там не то чтобы умер (с твоих слов), а просто ещё недостаточно (?) закрепился в Китае. Ты и сам в предыдущем посте привёл другую цитату из той же статьи "Википедии".