Страница 32 из 34

СообщениеДобавлено: 27 окт 2017, 15:18
lilli
Как обещала, разбавляю тему фото из серии "Баланс и созерцание" — балансирующие камни Майкла Граба
Изображение


Добавлено спустя 5 минут 7 секунд:
Постановка вопроса таким образом сейчас выглядит, в стартовом посте этого нет: мы разбираем двенадцать аспектов таковости

Двенадцать аспектов таковости (бхутататхата)
1. Таковость (татхата)
2. Носитель (среда) дхарм (дхармадхату)
3. Природа дхарм (дхармата)
4. Реальность (авитатхата)
5. Неизменность (ананья-татхата)
6. Универсальность или неразличаемость (самата)
7. Бессмертность (отделенность от рождения и смерти)
8. Вечность
9. Вместилище дхарм (дхармастхитита)
10. Границы реальности (бхута-коти)
11. Пространство, пустота, нематериальность (акаша-дхату, антарикша)
12. За пределами мысли и речи (ачинтьядхату)


— комментируем аспекты, делимся толкованием, кто как понимает. Остановились на разборе аспекта под пунктом 7 "бессмертность" (отделенность от рождения и смерти).

Что значит аспект "Бессмертность (отделенность от рождения и смерти)?
Обратите внимание, седующий аспект "Вечность"... может даже правильней будет в связке рассматривать — в чем их разница?

СообщениеДобавлено: 28 окт 2017, 16:13
lilli
Что значит аспект "Бессмертность (отделенность от рождения и смерти)?
Обратите внимание, седующий аспект "Вечность"... может даже правильней будет в связке рассматривать — в чем их разница?

Форумчане, кто-нибудь сможет объяснить? :oops:

СообщениеДобавлено: 28 окт 2017, 19:10
Предположение
lilli писал(а):Что значит аспект "Бессмертность (отделенность от рождения и смерти)?Обратите внимание, седующий аспект "Вечность"... может даже правильней будет в связке рассматривать — в чем их разница?


На мой взгляд, тут говорится о изначальной природе, которая в абсолютном смысле вечна. Вечная
природа разворачивает пространство - время (относительное абсолютного), тем самым все преходящие формы рождаются, подвергаются изменениям и умирают, возвращаются в абсолютное - пространство и время
сворачивается :smile:

СообщениеДобавлено: 28 окт 2017, 20:37
lilli
Предположение, спасибо, вроде понимаю :)
А то, что выведено в два отдельных аспекта ("бессмертность" и "вечность")— это что-то значит?

СообщениеДобавлено: 28 окт 2017, 21:22
Предположение
lilli писал(а):А то, что выведено в два отдельных аспекта ("бессмертность" и "вечность")— это что-то значит?


Так видится. То что не рождается - не может умереть, потому что вечно. Например, на пустом участке земли
построили дом, дворик и забор. Затем спустя лет 700 дома развалились - участок земли готов новым вариациям
построек, жизнь продолжается :smile:

СообщениеДобавлено: 28 окт 2017, 21:31
lilli
Предположение, да, как любят еще в пример приводить море, вода её субстанция — и она поддается колебаниям внешним, волны на ней появляются, иногда круги, птицы садятся, дельфины выныривают :smile: , но сама субстанция она понятна как нечто вечное во времени, или — вне времени :roll:

СообщениеДобавлено: 28 окт 2017, 22:31
Alma
"Бессмертность" - это о том, кто наблюдает, и смерть и рождение.
"Вечность" - это, то - где он живёт (ну наблюдатель)
:good:

СообщениеДобавлено: 28 окт 2017, 22:52
lilli
Alma,
"Бессмертность" - это о том, кто наблюдает, и смерть и рождение.
"Вечность" - это, то - где он живёт (ну наблюдатель)

Интересно... Я вряд ли подумала бы в таком ключе. Спасибо :good:


Добавлено спустя 16 часов 34 минуты 26 секунд:
9. Вместилище дхарм (дхармастхитита)


Что такое вместилище дхарм (дхармастхитита)? :roll:

СообщениеДобавлено: 29 окт 2017, 16:14
Alma
lilli писал(а):Что такое вместилище дхарм

Что такое дхарм? :unknw:

СообщениеДобавлено: 29 окт 2017, 16:48
lilli
Alma,

Что такое дхарм? :unknw:

Определение из википедии выглядит так:
Дха́рма, дха́мма (санскр. धर्म dharma IAST, пали धम्म dhamma IAST «учение», «закон» и др.) — одно из важнейших понятий в индийской философии и индийских религиях. Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар — «поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п.

Дхарма играет первостепенную роль в доктринах индийских религий, каждая из которых исповедует и практикует дхармические принципы. В индийских религиозных традициях принято считать, что люди, живущие в соответствии с нормами дхармы, способны достичь мокши или нирваны. В индуистском обществе дхарма представляет собой религиозно-моральную доктрину о правах и обязанностях каждого индивида.

Дхарма, в своём общем значении, по мнению ряда религиоведов, имеет определённое сходство с дао и даосизмом. Речь идёт о безличном начале Бытия, о Бытии в высшем смысле слова. Антонимом дхармы является адхарма. Символ дхармы в буддизме и некоторых направлениях индуизма — дхармачакра — центральный мотив в национальном флаге Индии.



На стр. 17-22 t16346-240.html тоже касались ранее разбора при рассмотрении второго аспекта "носитель (среда) дхарм" (дхармадхату) и третьего "природа дхарм" (дхармата):

В учении школы Тяньтай под «мирами дхарм» понимаются десять уровней (состояний) живых существ: шесть миров сансары — ад (ди юй), мир «голодных духов» (э гуй), животных, человека, воинственных демонов-асуров (асюло), богов-дева (тянь жэнь), и четыре мира просветленных существ — последователей хинаяны (шраваков, шэн вэнь), «будд для себя» (пратьекабудды, юань цзюэ фо), бодхисаттв, будд. Мир будд, будучи единственной окончательной реальностью, объемлет остальные миры; в свою очередь, все они (включая ад) потенциально содержат в себе мир будд, который и является «миром дхарм» в узком смысле.



Добавлено спустя 2 часа 18 минут 7 секунд:
Ещё размещу здесь, лишним не будет:
Дхарма в буддизме

1. универсальный закон бытия, открытый Буддой;
2. буддийское учение;
3. явление, далее неделимая составляющая бытия. Элементарный «кирпичик» сознания и мира (о мире самом по себе, независимо от сознания, буддизм ничего не говорит): «круглое», «длинное», алчность, не-алчность, мысль, сознание и т. п. Дхармы мгновенны, непрерывно появляются и исчезают, их волнение и образует человека (или другое существо), воспринимающего мир. Чем больше человек обуреваем страстями, тем меньше среди дхарм благих и больше неблагих, что по закону кармы ведёт к усилению страдания, испытываемого человеком. Если человек ведёт нравственную жизнь, почитает наставления Будды, то в его «потоке сознания» преобладают благие дхармы, и он в этой и последующих жизнях испытывает мало страданий и даже может родиться небожителем. Но и небожители подвластны закону кармы и смертны. Чтобы полностью прекратить волнение дхарм, нужно осознать, что нет ничего неизменного — ни мира самого по себе, ни Бога-Творца, ни вечной души. Когда это всё не только понято, но и осознано, процесс «бывания» прекращается, и достигается нирвана — состояние, которое нельзя назвать ни вечным бытием, ни полным уничтожением: все наши понятия непригодны для описания нирваны. Дхарма считается одной из центральных и вместе с тем одной из наиболее сложных категорий буддийской мысли. По Ф. И. Щербатскому, природа дхармы непостижима[7].
В буддизме махаяны признаки Дхармы становятся равнозначными признакам Абсолюта, тождественного буддовости (буддхатва)[8] или природе Будды[9]. Высшее из трёх тел Будды, дхармакая («тело дхармы»), определяется только через отрицание различных признаков («не-подвижное, не-постижимое, не-двойственное»)[8].


Дхарма — категория абхидхарм

Описание дхарм как элементов бытия (см. выше) изложено в третьей части буддийского канона, Абхидхарме. Их детальной классификации посвящён труд «Абхидхармакоша».
Все дхармы можно разделить на два базовых класса омрачённые (сасрава) и неомрачённые (анасрава).

Омрачённые

К омрачённым (сасрава) относятся все обусловленные (санскрита) за исключением истины пути (марга — одна из четырёх благородных истин).
Особенностью обусловленных дхарм является их загрязнённость (клеша). Обусловленные дхармы делятся на пять групп (скандха). А именно:
* форма (рупа)
* чувство (ведана)
* восприятие (санджня)
* умственные формации (самскара)
* сознание (виджняна)[10]
В свою очередь рупа делится на пять органов чувств (индрия), пять видов объектов (вишая) и непроявленное (авиджняпти).
Индрия это органы зрения (чакшу), слуха (шротра), вкуса (джихва), обоняния (гхрана), осязания (кая).
Вишая это зрительные (рупа), слуховые (шабда), вкусовые (раса), обонятельные (гандха), осязательные (спраштавья) данные. Итого десять органов чувств и объектов.

К неомрачённым (анасрава) относятся истина пути (марга), акаша и два прекращения (ниродха): пратисанкхьяниродха и апратисанкхьяниродха.


Вместилище (дхарма стхитита), получается — человек? Или кто? Или что? :roll:

СообщениеДобавлено: 29 окт 2017, 20:45
Alma
lilli писал(а):выглядит так:

phpBB [media]

:stop:
lilli писал(а): Речь идёт о безличном начале Бытия, о Бытии в высшем смысле слова

Может оставить только это :good:

СообщениеДобавлено: 29 окт 2017, 21:05
lilli
Alma,
Может оставить только это :good:

Можно коробочку чуть побольше использовать.. :roll:

СообщениеДобавлено: 29 окт 2017, 22:02
Alma
Alma писал(а):получается — человек? Или кто? Или что?

Скорей Душа.
lilli писал(а): Речь идёт о безличном начале Бытия

СообщениеДобавлено: 29 окт 2017, 23:20
lilli
Alma,
Скорей Душа.
В буддизме тогда скорее — сознание? Процессы с сознанием происходят, которое пробуждается... :roll:


Добавлено спустя 5 минут 1 секунду:
Ладно, где-то условно обозначилось, чем бы это могло быть "вместилище дхарм" (дхармастхитита)...

Что такое границы реальности (бхута-коти)?

СообщениеДобавлено: 29 окт 2017, 23:29
Alma
lilli писал(а):В буддизме тогда скорее — сознание?

:good: