|
Сегодня мы начинаем серию лекций и занятий, посвященных теории и практике Реализации или тому, что также известно как Просветление, Освобождение, Осознание, Трансцендентальное Сознание и под другими именами. Сперва мы попробуем прояснить, насколько это возможно, смысл Реализации. Я не буду сразу пытаться дать определение, поскольку даже вся беседа и весь курс не вместят в себя полный смысл.
Но в начале, для тех, кто впервые сталкивается с понятием Реализации, я скажу следующее: тому, кто полагается на относительное сознание, невозможно доказать существование Реализации, Просветления или Освобождения. Единственное доказательство – это сам опыт. Можно сожалеть об этом, но нетрудно убедиться, что именно так должны обстоять дела. Возьмем, к примеру, менее развитое в сравнении с человеком существо и будем пытаться доказать ему существование сознания, скажем, продвинутого математика. Разве это не окажется трудным? Такое сознание совершенно непостижимо для сознания низшего существа. Доказать ему что-либо будет невозможно.
Однако есть немало доводов в пользу действительности Реализации. Об этом также говорят имена тех, кого считают Реализованными: Христос, Будда, Лао Тзы, Шанкара, Кришна, Шри Ауробиндо и Рамакришна. На Западе это Майстер Экхарт, Якоб Беме, Св. Джон Креститель, Св. Тереза, Св. Франциск и, я полагаю, к этому списку можно причислить Спинозу. Из греков: Пифагор, Плотин, псевдо-Дионисий и многие другие. В Америке также есть свои мистики: Тори, Уолт Уитмен, Дж. Уильям Ллойд. Все они обладали сознанием в той или иной степени отличным от относительного сознания соответственно различным степеням силы. Но поистине, чем-то важным, что подтверждается сегодня. Называем ли мы себя христианами, буддистами или ведантистами, все мы имеем определенные этические принципы, определенный взгляд на природу Бытия и определенные возможности, которых никогда бы не было, если бы ни эти люди. Будь мы знакомы с ними при жизни, вполне вероятно, мы не смогли бы распознать, кто они такие. На взгляд обычного человека они могли бы показаться вполне заурядными, гораздо менее значимыми, чем другие их современники. И все же, их истинная величина раскрывается с тем влиянием, которое исходит от них на протяжении веков и даже тысячелетий. Они обладают чем-то, силой. Эта сила – часть того, что мы называем Реализацией.
Чтобы представить концепцию, я попрошу вас подключить воображение. Если для вас это трудно, вы можете создать не визуальный, а концептуальный образ. Представьте пустое пространство, не имеющее гравитационного поля. Теперь представьте в этом пространстве сферу определенного радиуса. Разделите эту сферу надвое бесконечной плоскостью, т.е. плоскость должна пройти через диаметр сферы. Давайте произвольно считать часть пространства и сферы по одну сторону от плоскости верхом, а по другую – низом. Все это – произвольно, поскольку здесь нет гравитационного поля. Назовем верхнюю точку сферы, расположенную на перпендикуляре к плоскости, северным полюсом, а нижнюю точку – южным полюсом. Внутрь сферы поместим человеческое тело так, чтобы линией симметрии был ее полярный диаметр. Макушка головы должна слегка выступать за сферу на северном полюсе, а ноги простираться за южный полюс на неопределенное расстояние. Художник изобразил бы это, нарисовав облака, окутавшие ноги.
Макушка головы, выступающая за сферу, соотносится с сахасрарой. Для многих из вас это может быть новый термин. Это – санскритское слово, означающее верхнюю из семи чакр. Пока остановимся на этом. Пространство, ограниченное сферой, символизирует наше обычное относительное сознание, наше повседневное сознание. Это и то сознание, которым оперирует наука, и которым, главным образом, занята философия. Сознание это характеризуется тем, что в нем повсюду мы имеем объективное содержание, противопоставленное воспринимающему субъекту или Самости, или Эго. Это объективное содержание, по сути, всегда отделено, на расстоянии от воспринимающего субъекта. Вся наша западная психология, за исключением последних сорока лет, почти вся наша философия, практически вся наша объективная наука предположили, что это относительное сознание, представленное сферой, является всем сознанием. Не то, чтобы вся философия, но общее мнение было таково. Сегодня нашей науке известно больше, особенно нашей психологии. Но в девятнадцатом веке считалось, что все сознание расположено внутри этой ограниченной зоны. Однако были те, кто считал иначе. В числе первых – Иммануил Кант, обративший внимание на те мысли, которые приходят к нам на ум без нашего ведома. И, тем не менее, они, безусловно, влияют на нашу жизнь, являясь теми силами, которые во многом определяют ее. Это предположение нашло свое развитие у некоторых других представителей германской идеалистической школы философии. Полную свою систематизацию и развитие оно получило в философии бессознательного фон Гартмана.
Позже, в более эмпирических терминах и с менее глубоким метафизическим пониманием, Фрейд по-новому изложил тот факт, что существует нечто большее, чем наше относительное сознание, с чем следует считаться, чтобы понять происходящее в психической жизни человека. Таким образом, он предположил наличие бессознательного низшего порядка, чем сознание. Он считал, что оно большей частью состоит из элементов, которые были забыты или подавлены. Но в более содержательных трудах его знаменитого ученика, Карла Густава Юнга, концепция бессознательного обретает более глубокий смысл, учитывая новые факты, открытые психологией. Юнг вскоре обнаружил, что бессознательное включает в себя не только те элементы, которые раньше принадлежали сознанию и были подавлены. Оно также состоит из детерминантов, определяющих форму нашего будущего сознания и даже фундаментальных архетипов – элементов, часто спонтанно принимающих форму мандалы, играющей столь важную роль в восточной йоге. Мандалы рисовались автоматически, без какого-либо сознательного плана, под влиянием чего-то иного. Таким образом, Юнг развил психологическую концепцию бессознательной психической природы как неизвестного фактора, который не является слепым несознанием, каким мы привыкли наделять материальные объекты, но скорее сознанием, подразумевающим психический процесс и оказывающим сильное и зачастую решающее влияние на жизнь индивидуума, группы, расы и даже всего человечества.
Западная психология и философия пришли к выводу, что существует нечто большее, чем сознание, ограниченное сферой, но для сознания за пределами сферы у нас не нашлось никакого иного термина, чем пустое «бессознательное». И все же фон Гартман обладал достаточной проницательностью, признавая данный термин действительным только согласно человеческим представлениям о сознании, само по себе оно скорее сверхсознательно. Восток гораздо дальше проник в это царство. Для сиддха это уже не пустое бессознательное, а область бескрайних перспектив и бесконечных возможностей, все новых планов, все новых уровней, глубин, которые можно исследовать, измерить и, в определенной степени, сделать доступными. Важно отметить, что в этой области есть зона, лежащая ниже сферы нашего относительного сознания. Назовем ее подсознанием. Она влияет на нашу жизнь и на жизнь всех созданий. Она – источник инстинктов и многих поступков. Она – психическая основа жизни клеток и органов. Но есть и другая, более обширная зона, которая гораздо важнее для нас, - та, что лежит над разделительной линией. Ее можно назвать сверхсознательным или, следуя блестящей терминологии Ауробиндо, сверхсознанием.
Цель или смысл Реализации состоит в том, чтобы выйти за пределы сознания, ограниченного сферой, пробудив в себе, в той или иной степени, сверхсознание. Таково наиболее простое объяснение Освобождения, Просветления, Реализации. Не трудно понять, что не может быть одной единственной Реализации, одного единственного уровня Просветления. Как мы увидим, есть множество Реализаций, множество уровней, множество возможностей в бескрайних пространствах запредельного, поражающих воображение. Тот, кто находится в пределах относительного сознания сферы, может продолжать находиться там еще множество жизней, целые века, оставаясь вполне довольным. Но придет время, и душа повзрослеет, осознав, что жизнь подобна белке в колесе. Не только человек, но и раса, и нация повторяют, возможно, лишь с небольшими вариациями, один и тот же урок. Кроме незначительных деталей ничто не меняется. Есть вопросы, которые остаются без ответа внутри этой сферы. Достигшим подобного уровня проницательности и зрелости, обычно, свойственна позиция крайнего пессимизма по отношению к жизни. Примером являются Будда, Шанкара, Шопенгауэр, а также Бертран Рассел.
Мне приходит на ум одна из работ Бертрана Рассела, в которой он сравнивает человека с Атласом, вынужденным поддерживать свои идеалы, пока бессознательная природа окончательно не уничтожит его. Единственный героизм – оставаться верным своим идеалам без какой-либо надежды на их осуществление. Это – пересказ, а не точное воспроизведение. Таково мнение человека, которому не достает духовного видения, но который очень хорошо понимает ограниченность своего сознания, при этом считая его единственно возможным типом сознания.
Достижение такого состояния обычно означает начало поисков Реализации. Такое испытание не является обязательным, но большинство проходит через него. Отвращение к жизни, отвращение к относительному знанию с его неопределенными ответами на поставленные вопросы приходит как Свет из запредельного, даже если раньше жизнь и накопление относительных знаний казались привлекательными и интересными. Но если этот Свет достаточно яркий, он может стать путеводным еще до того, как страдание овладеет жизнью. Таков солнечный путь к Реализации. Но так происходит, что человек не всегда выбирает солнечный путь. Бывает необходим болезненный толчок природы, и человек может сильно страдать, прежде чем начнет стучать в небесную дверь.
Но отвращения к относительной сфере, к ограниченной сфере сознания недостаточно. Должен быть проблеск, вера в существование запредельного. Должно быть ощущение, что где-то, как-то все эти проблемы ума и жизни решаются. И я уверен, что большинство из нас, заглянув внутрь себя, найдет эту веру. Вполне вероятно, что сомнения ума заглушают ее голос. На это я отвечу, что если человек ощутил пустоту своей жизни, то лучше держаться веры и отбросить сомнения. О да, я не призываю отречься от бесстрастного различения, но сомнение – это не бесстрастное различение. Сомнение – это извращенная склонность витального ума, а не качество истинной разумности. Сомневающегося человека не убедит даже самая строгая логика, можете это проверить. Если ему нравится его состояние пустоты и неосуществленной надежды, что ж может оставаться в нем.
Тем же, кто желает большего, а многие желают большего даже несмотря на сомнения, я заявляю: прислушайтесь к голосу веры. Придет время, и вера перерастет в конкретное знание. Вера – это путеводный луч в темном туннеле, в еще не освещенном туннеле. Следуя за этим лучом, можно не только надеяться, но и быть уверенным, что при соблюдении всех правил садханы т.е. практики, обязательно выйдешь на Свет, в пространство за пределами сферы. В этом пространстве те вопросы, на которые не было ответов в пределах сферы, те жизненные проблемы и сложности, которые казались неразрешимыми, либо сами собой отпадут, либо перестанут быть проблемами, либо найдут свое непосредственное решение. В любом случае, они исчезнут. Страдание, знаменующее относительное существование, пройдет. Состояния ограниченности двойственностями больше не будет… внутренняя жизнь Реализованного превосходит двойственности. И хотя он испытывает их на себе, является их свидетелем на уровне своей природы, он не затрагивается ими и не влеком ими в своей жизни. Они существуют как исполнительные силы природы, которыми он может овладеть, если станет сиддхом. Природе на определенных своих этапах приходится действовать посредством двойственностей, но человек способен превозмочь иго двойственностей.
Теперь я хотел бы обратиться к вопросу, имеющему отношение к двойственностям, с которым мы еще будем сталкиваться в течение нашего курса. Полагаю, что для большинства человеческих существ сильнейшим стремлением является стремление к наслаждению. Наслаждение можно определять по-разному. Оно способно принимать любые формы от чего-то незрелого до вполне развитого и зрелого наслаждения разума. И все же для большинства наиболее притягательным является наслаждение обладанием, а не знанием. Обычно, мы желаем то, что приносит нам удовольствие, радость, счастье. Но что же мы чувствуем? Мы ощущаем страдание, мы платим болью за желаемое наслаждение. Когда же мы добиваемся того, чего так страстно хотели, а такое иногда бывает (это может быть богатство, слава, какой-либо талант или умение), вскоре мы впадаем в иное состояние – нам становится скучно. Жизнь, таким образом, проходит через три стадии: желание, которое болезненно, краткое удовлетворение желания, приносящее наслаждение, и длительный период скуки, вызванный пресыщенностью желаемым. Желая, мы полагаем, что на этот раз предмет желания приведет нас к чему-то иному. В иной фазе жизни или в иной жизни мы можем начать сначала и получить все тот же результат. Мы снова платим за краткий миг наслаждения долгими страданием и скукой.
Это правда, что желание или стремление к наслаждению и радости является движущей силой человеческих существ. Без него они впали бы в тамасическую инерцию. Если вам не знаком этот санскритский термин, я поясню, что «тамас» означает принцип инерции, качество, преобладающее, к примеру, в камне, а также очень сильно в нашем физическом теле. Оно сродни безразличию мертвого. Если бы не движущая сила желания, обычный человек впал бы в эту тамасическую инерцию, что было бы худшим для него. Однако одним из необходимых условий Реализации, о котором постоянно говорится в садхане, но которое неприменимо в других сферах, является уничтожение этого стремления к наслаждению и желания вообще наряду с эгоизмом – основой желания.
Предположим, что так или иначе, в той или иной степени, эта побуждающая сила сведена к минимуму. Совсем не обязательно добиваться ее полного уничтожения, поскольку в дело вступает иное качество, к которому определения «радость», «наслаждение» и «счастье» неприменимы. Это качество известно как «ананда», что переводится иногда как «восторг». Оно также называется «радха» – другой санскритский термин. Это состояние восторга совершенно не зависит от объективной ситуации. Тогда как наши обычные удовольствия зависят от получения желаемого, эта радха, ананда или восторг является неизменным. Обладающий им в достаточной степени и постоянно может находиться в любой ситуации, будь то боль или страдание, не утрачивая при этом восторга. Вы можете пребывать в состоянии восторга постоянно. Не так-то просто достичь этого, но возможно. И даже не заходя так далеко, вы можете время от времени испытывать этот восторг при благоприятных условиях, например, в медитации.
Если спросить: «Какой мотив, что именно приводит в действие жизнь и сознание уже после того, как желание оставлено?» – ответом будет эта ананда. Теперь деятельность уже не будет подчинена желанию, а принципу, который можно назвать Божественным; все свершается в покорности этой Божественной Воле в природе. Тот, кто является проводником этой Воли, пребывает в постоянном восторге, находится ли он в тихом убежище в горах или сражается на поле битвы жизни, на поле битвы народов, или конструирует, торгует, управляет недвижимостью, в общем, занимается любым, из бесчисленных свойственных человеку родов деятельности. Все это может сопровождаться анандой. Такая способность выходит за рамки обычного относительного человеческого сознания, но, действуя на эту сферу, может иметь последствия в этой сфере.
Гений, на самом деле, является лишь частичным пробуждением этой способности, превосходящей данную сферу, причем человек может и не понимать, что происходит. Такое раскрытие похоже, скорее, на насильственный захват, а не на истинное овладение Реализацией. Тем не менее, специфический призыв гения всегда превосходит хорошо развитый талант, являясь тем, что приходит из Запредельного, из Сверхсознательного. Отличие Реализации или Йоги в том, что здесь достижение, соединение и отождествление со Сверхсознательным является добровольным, преднамеренным, и когда осуществлено, происходит переход индивидуального самосознания из относительной сферы за ее пределы. Тогда оно более чем гениально. Тогда оно становится тем, что можно назвать Божественным, а личность выступает только как посредник в сфере относительного. Это несколько проясняет то, что мы понимаем под Реализацией, что может и должно быть достигнуто каждым, в ком есть устремленность и искренность.
На этой неделе и в течение четырех следующих недель мы займемся непосредственной практикой садханы, а значит каждый из вас, кто еще не на пути, сможет стать на этот путь. Те же, кто уже на пути, найдут его более легким, чем прежде. Вы сможете идти по этому пути с твердой решимостью, посвятив ему свои жизни. И тогда день нового рождения непременно наступит, и он уже не за горами. В любом случае, те из вас, кто чувствует Зов и, возможно, нуждается в помощи, могут приходить на наши дальнейшие занятия и лекции. После музыкального фрагмента я отвечу на ваши вопросы.
Отвечая на ваши вопросы, я хотел бы поставить следующее условие: ваш вопрос не должен таить в себе скрытое утверждение. Только собственно вопросы, требующие ответа или пояснения, но никаких изложений. Спорам и дебатам всегда есть место, но не здесь и не сейчас.
В. Я хотел бы повторить свой вопрос для записи: следует ли понимать, что Реализация не может быть осуществлена в сфере относительного, и ее нужно искать в ином пространстве или на ином плане?
О. Конечно, да. Но для этого надо оставить сферу относительного. Трудность здесь заключается в том, что человеческой природе, как она есть, часто такой переход кажется смертью без ясного понимания того, что за ней незамедлительно последует перерождение в нечто высшее. Здесь возникает множество ненужных страхов. Необходимо иметь определенную веру, чтобы отказаться от старого отождествления, еще до конца не понимая, что оно будет замещено, возможно даже внезапно, новым самоотождествлением. Это трудно, но необходимо.
В. Полагаю, что это - вопрос. Вера, не основанная на истине, не будет оправдана, разве не так?
О. Да, конечно, но есть различие между верой и убежденностью. Мы убеждены во многих вещах как истинных, так и неистинных. Это - занятие ума. Вера же, в том смысле, в котором мы используем данный термин, не равнозначна убежденности. Это - не концепция, это - своего рода тонкое знание, присущее душе. При благоприятных условиях оно может стать достоянием ума, и тогда вы его осознаете. Вера движет вами не так, как концепции, хотя она может быть выражена в концепциях. Она суть нечто более глубокое. Это чувство безусловного доверия бытию, чувство, что несмотря на свою видимость бытие благосклонно. Не то, чтобы оно было богом, но оно благосклонно, оно отвечает тому, что есть глубоко внутри вас. Это чувство до конца невыразимо, но оно совершенно естественно и называется верой.
В. (неслышен)
О. Я также утверждаю, что западный человек не может просто копировать метод восточного. Возможно, нам следует идти путем, намеченным алхимиками, которые принадлежат Западу. В любом случае, неразумно следовать йогическим практикам Востока. Вы это имели в виду?
- Да.
- Полагаю, вы читали "Интеграцию личности". В этой работе Юнга есть
очень важное положение, говорящее, что западный человек не может просто так
отбросить то, что свойственно его природе, что он должен подступить к трансформации
таким, каков он есть. Конечно, я учту это, поскольку полностью согласен с этим.
Но цель, в отличие от методов, одна и та же как для Запада, так и для Востока.
Хотя техники должны быть соответственными.
Я расскажу вам о Шри Ауробиндо. Это - не древний мудрец Востока. Его пример
исключителен в данном отношении. С шести лет он обучался на Западе, в Англии.
Он закончил Кэмбриджский Университет. Много его работ написано непосредственно
в Англии.(?) Его вполне можно считать западным человеком, как и восточным. Более
чем кто-либо в истории он является мостом между Западом и Востоком. Благодаря
ему много трудностей, связанных с восточной йогой, теперь можно избежать. Мне
известно о существовании темных мест, например, в ранних буддийских сутрах,
в китайских йогах, основанных Лао Тзы, равно как и в более древних источниках.
Они недоступны для нашего понимания и непригодны для нас. Конечно, есть и универсальные
принципы. Но я считаю, что западный человек должен отталкиваться от того, что
он имеет, а это, в определенных аспектах, совершенно отличается от того, что
имеет человек восточный. Позже мы подробнее рассмотрим это.
В. (неразборчиво)
О. Средства или техники Реализации или мистического откровения, характерные
для Христианства, разработаны не столь тщательно, как на Востоке. Большинство
западных мистиков пробудилось спонтанно. Единствнная систематизация, которая
мне известна, в том, что касается средств, принадлежит, на мой взгляд, св. Терезе
и строго соответствует Римско-Католическому канону. Но далеко не все западные
мистики были римскими католиками. Якоб Беме - величайший мистик на Западе, но
его пробуждение было спонтанным.
Систематическое развитие йогической науки, прикладной йогической науки, гораздо
более продвинулось на Востоке, чем на Западе. Возможно, что в будущем мы тоже
разовьем свою собственную подобную науку.
В. Предположим, человек пресытился относительным сознанием и понимает его пустоту. Может ли он стать отшельником и в то же время исполнять долг гражданина?
О. Во-первых, кто вам сказал, что нужно стать отшельником? (смех) Это совсем
не обязательно. Но для некоторых натур, для некоторых характеров это - наиболее
благоприятное условие. Если вы относитесь к их числу, что ж, тогда любыми средствами
становитесь отшельником, анахоретом. Но это совсем не обязательно для всех.
Некоторые традиционно уходят в общины, называемые монастырями. Там они ведут
уединенную религиозную жизнь с разделеним полов, в которой нет места мирским
занятиям. Многие находят такие условия благоприятными для достижения успеха.
Одна из революционных особенностей садханы Шри Ауробиндо заключается в том,
что он не рассматривал уход от жизни как существенное условие, за исключением,
возможно, лишь временного и неполного уединения в переходные периоды. Он настаивал
на возвращении ради эффективной Трансформации этой сферы. Позже мы еще поговорим
об этом.
В. (неразборчиво)
О. Если вы осознали это, если способны посвятить этому жизнь, вы уничтожите эгоизм. Ваша устремленность приведет вас к Пробуждению. Позвольте вас уверить, что вы столкнетесь с массой трудностей, уничтожая эгоизм. На вас восстанут все силы, враждебные идеалу Нагорной Проповеди, и если вы не будете бдительны, они могут оказаться сильнее вашей устремленности. Путь труден. Не следует пренебрегать помощью.
Теперь я прошу всех встать и повторить за мной заключительные слова. Некоторые уже знают их:
Пусть во вселенной царит мир. Пусть проявится сила воинов Света. Пусть мудрость направляет нас и любовь защищает нас в нашей жизни.
1951
Другие тексты Франклина Меррелл-Вольфа в Библиотеке
Лотоса
Сайт, посвященный Франклину Меррелл-Вольфу
Рамеш С. Балсекар "Сознание
говорит"
Рамеш С. Балсекар "Знаки
на Пути от Нисаргадатты Махараджа"
Лекции Рамеша Балсекара
в mp3
Рамана Махарши "Проблема самопостижения"
Лотос 1999-2024
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :) | Правообладателям | О проекте |
|