Библиотека Лотоса.
Эзотерика. Магия. Религия.

Электронный журнал Искателя
N 16
23 04 2001

Выпускающий редактор:
Лотос lotos-7@mail.ru


Этот, а также многие другие материалы
всегда можно найти по адресу
http://www.ariom.narod.ru
Зеркала сайта:
www.ezo7.narod.ru
www.ezoterika.wimbler.com (Большое спасибо Владимиру!)


Материал недели

Медитация
Лекция Далай-ламы XIV-го

 

Школа Золотого Жезла Мудрости
Итака, штат Нью-Йорк

Я очень счастлив прийти в ваш центр. Кое-что мне известно о вашей дея-
тельности здесь, меня восхищают ваши взгляды и цели - познать многие
системы. Я намереваюсь пояснить вкратце и в общих чертах отдельные мо-
менты, а затем мы сможем пообщаться неформально. Если вы спрашиваете:
"Имеют ли люди права?", я отвечу: "Да, имеют."
Что же это такое - иметь человеческие права? Представление о них
возникает на основе действительного врожденного проявления Я в нашем
сознании и состоит в том, что мы естественно хотим счастья и не желаем
страданий. Именно жажда быть счастливым и не страдать является основа-
нием довода о существовании прав человека.
Многие уровни счастья возможно достичь, а страдание можно облег-
чить. Миллионы и миллионы людей в этом мире ищут путь обретения
счастья и устранения страданий и считают найденный ими - лучшим спосо-
бом. Все большие схемы мирового развития, т. е. 5-летние или 10-летние
планы, возникают из-за желания счастья. Собравшиеся здесь сегодня ищут
средства, отличающиеся от обычных в доставлении счастья и уменьшении
мук. Мы главным образом занимаемся техниками, в основе которых - спо-
собности к внутреннему изменению мышления.
В прошлом многие мудрецы изложили техники исправления, упражнения,
трансформации сознания, и для нас весьма важно уважать все системы,
которые учат любить человека и преследовать общие цели. Почитая и изу-
чая разные системы, каждый откроет уникальные, наиболее полезные и
подходящие ему техники, чтобы практиковать их. Мы должны делать это,
потому что такие учения не имеют особой ценности до тех пор, пока не
станут выполняться в нашей ежедневной жизни.
Направления философской мысли можно применять для обучения дисцип-
лине ума и последовательности его выводов. Но медитация - это самое
важное, особенно на начальных этапах совершенствования. Возможно се-
годня, когда я объясню эту тему, мы могли бы приступить к практическо-
му занятию.
Прежде всего обратите внимание на свою позу: сложите ноги в наибо-
лее удобное положение, позвоночник держите прямо, как стрелу. Располо-
жите ваши руки в позиции медитативного равновесия: на расстоянии четы-
рех пальцев ниже пупка левую руку поместите под правую, а большие
пальцы соедините так, чтобы они образовывали треугольник. Такое разме-
щение рук связано с точкой внутри тела, откуда проистекает внутренний
жар.
Наклонив слегка шею, оставьте в покое рот и зубы, как обычно, и
коснитесь кончиком языка неба у верхних зубов. Пусть глаза смотрят
пристально и свободно, для этого нужно, чтобы они были направлены на
кончик носа; они могут быть устремлены и на пол перед вами, если это
кажется более естественным. Не открывайте глаза слишком широко и на-
сильно не закрывайте их, оставьте их слегка открытыми. Иногда они бу-
дут закрываться сами по себе, это нормально. Даже если ваши глаза отк-
рыты, когда ваше ментальное сознание прочно установится на объекте,
видимое глазами не будет беспокоить вас.
Те из вас, кто носит очки, помните, что при снятых очках смутность
для вас будет менее опасной при возбуждении и более опасной при расс-
лаблении. Сможете ли вы тогда различить стену перед вами? Когда она
перед вами, постарайтесь определить, что менее опасно - возбуждение
или рассеянность. Такого рода решения могут прийти только посредством
вашего собственного опыта.
Для медитации на объекте созерцания существует подразделение объек-
тов на внешние и внутренние. Давайте начнем медитировать на внешнем
объекте созерцания. К примеру, это может быть тело Будды - для тех,
кто любит взирать на Будду, или крест - для тех, кому он нравится, или
какой-нибудь другой подходящий символ. Мысленно представьте этот объ-
ект примерно в четырех футах (~1,3 м) перед вами на высоте бровей.
Объект должен быть размером приблизительно 2 дюйма (~5 см) высотой и
излучать свет. Постарайтесь воспринять его как бы тяжелым, так как это
будет вас успокаивать, а его блеск будет мешать вам рассеиваться. Ког-
да вы сосредоточитесь, прилагайте усилия в двух направлениях: во-пер-
вых, сделайте объект созерцания ясным, и во-вторых, сделайте видение
его устойчивым.
Является ли что-нибудь вашему уму? Беспокоят ли ваши глаза чувс-
твенные объекты перед вами? В этом случае будет правильным закрыть их,
но с закрытыми глазами не является ли вам красноватое видение? Если,
закрыв глаза, вы видите красное и вас тревожит, как вы будете видеть
воочию, это означает, что вы слишком вовлечены в процессы зрительного
сознания. Тогда вам следует постараться отвлечь внимание от зрения и
перевести его на процессы ментального сознания.
Причины, мешающие устойчивости объекта созерцания, колеблющие его,
заключаются либо в возбуждении, либо, говоря обобщенно, в рассеяннос-
ти. Задача - прекратить это, направить ваш ум строго внутрь так, чтобы
интенсивность способности схватывать начала понижаться. Отозвать ум
извне помогут раздумья о том, что заставляет вас быть более рассуди-
тельным и немного грустным. Эти мысли могут способствовать вашему уси-
лению восприятия объекта, ибо бытие сознания слишком тонко. Для того
чтобы понизить или потерять нечто, вам лучше научиться задерживаться
на объекте созерцания.
Недостаточно владеть лишь устойчивостью. Нужно также иметь чистоту.
Обретению чистоты препятствует расслабленность, которая вызывается
чрезмерными наклонностями сознания. Сначала ум становится распущенным,
а это может привести к вялости, в которой, теряя объект созерцания, вы
как бы впадаете в темноту. От этого можно даже заснуть. Когда это слу-
чается, необходимо поднять или увеличить способность восприятия. Тех-
нически это выглядит так: думайте о чем-то вам нравящемся, что достав-
ляет вам радость, или отправьтесь мысленно на высокую площадку, откуда
открывается безбрежный обзор. Эта техника заставит сникший ум умножить
возможности схватывания объекта.
Посредством вашего собственного опыта нужно определить, когда спо-
собность к восприятию становится слишком возбужденной или чересчур
расслабленной, и подобрать наилучшую практику для понижения или повы-
шения соответственно.
Объект созерцания, представляемый вами видимым, должен удерживаться
в сознании вниманием. За всем этим вы пристально наблюдаете, как будто
из-за угла, до тех пор пока не увидите объект ясно и прочно. Способ-
ность заниматься подобным подсматриванием называется самонаблюдением.
Оно возникает, когда достигается сильное устойчивое внимание, но к
несвойственным функциям самонаблюдения можно отнести присматривание
время от времени за умом - пребывает ли тот под влиянием возбуждения
или расслабленности. Когда вы хорошо разовьете внимание и самонаблюде-
ние, вы будете в состоянии схватывать причины расслабления и возбуди-
мости до того, как они начнут действовать, и воспрепятствовать их воз-
никновению.
Так вкратце объясняется медитация и условия ее осуществления на
внешнем объекте созерцания. Другой тип медитации состоит в смотрении
ума на самого себя. Попробуйте оставить ваш ум пребывающим естествен-
ным образом, т. е. не думающим о том, что происходило в прошлом или
что вы планируете на будущее, а также не занимающимся понятийно-теоре-
тической работой. Разве вам не кажется, что это и есть собственно соз-
нание? Как поступать с глазами? Вы, вероятно, полагаете, что такого
рода упражнения связаны с глазами, поскольку наибольшая часть нашего
осознания мира устанавливается зрением. Это происходит из-за нашего
излишнего доверия органам чувств.
Однако в существовании отдельного ментального сознания можно убе-
диться, например: когда внимание отвлечено звуком, явленное пред гла-
зами не замечается. Это указывает на отдельное от чувственного мен-
тальное сознание, обратившее больше внимания на звук, запечатлеваемый
слуховым сознанием, чем на восприятия зрительного сознания.
Благодаря упорной практике сознание может со временем быть постиг-
нуто или ощущено в качестве сущности единственно яркого света и зна-
ния, в чем нечто способно проявиться и в чем, когда возникнут подходя-
щие условия, может быть создан образ любого объекта. И пока ум не
столкнется с внешними предпосылками понятийно-аналитической рассудоч-
ности, он будет пребывать пустым, без какой бы то ни было данности в
нем, подобным чистой воде. Его сущность дана лишь в переживании. Реа-
лизуя эту природу ума, мы с самого начала помещаем объект созерцания
во внутрь в соответствии с внутренним типом медитации. Практиковать ее
лучше всего утром, в спокойном месте, когда ум особенно чист и бдите-
лен.
Существует еще один способ медитации, который приспособлен для рас-
познавания абсолютной природы феноменов. В целом феномены подразделя-
ются на два вида: ментальные и физические совокупности, или на феноме-
ны, используемые Я, и на Я, пользующееся ими. Чтобы определить природу
этого Я, позвольте прибегнуть к примеру. Когда вы говорите: "Джон при-
дет", - речь идет о некоторой личности, обозначаемой именем Джон. Раз-
ве имя означает его тело? Нет. Разве оно означает его ум? Если бы оно
означало его ум, мы не могли бы говорить об уме Джона. Тело и ум суть
то, чем действует личность. Кажется, есть Я, отдельное от ума и тела.
Например, мы думаем: "О, мое отвратительное тело!", - или: "О, мой
слабый умишко!" Не правда ли, в этом случае наше врожденное представ-
ление о своем уме не тождественно Я? Кто же такой Джон, если он не од-
но и то же со своим умом и телом? Вам следует применить это рассужде-
ние к самому себе, к вашему собственному чувству Я. Куда же оно дева-
ется с точки зрения ума и тела?
К примеру, мое тело болеет, и хотя оно и не есть Я, но из-за болез-
ни тела можно заключить, что Я болеет. В действительности ради благо-
получия и удовольствий этого Я иногда даже нужно отрезать часть тела.
Хотя тело и не есть Я, между ними существует связь: боль тела может
послужить страданием для Я. Аналогично, когда зрительное сознание ви-
дит нечто, оно является уму, которым Я воспринимает это.
Какова же природа Я? Как оно дано вам? Когда вы не выдумываете и не
создаете никакого искусственного понятия в вашем уме, не кажется ли,
вам, что ваше Я есть сущность, обособленная от ума и тела? Но найдете
ли вы ее, начав такой поиск? К примеру, кто-то обвиняет вас: "Ты украл
то", - или: "Ты разломал то и это", - в то время как вы знаете, что не
делали ничего такого. Что означает в данном случае ваше Я, не делавшее
этого? Является ли оно чем-то основательным? Представляется ли вашему
уму некая цельная, надежная, твердая вещь, когда вы думаете или гово-
рите: "Я не делал этого!"
Видимо, это цельное, определенное, независимое и устанавливающее
себя своей собственной силой Я, фигурирующее в таких случаях, в дейс-
твительности вовсе не существует, и его особое несуществование обозна-
чается как бессамостность. Однако, когда речь идет просто о Я без
предварительного анализа и исследования, как то в суждениях типа: "Я
хочу то-то и то-то", - или: "Я собираюсь сделать так-то", - на этом
уровне Я достоверно. Но несуществование независимого или самовластного
Я есть сердцевина учения о бессамостности личности. Эта бессамостность
обнаруживается, когда предпринимается аналитический поиск с целью
определения Я.
Такое неприсущее существование Я составляет абсолютную правду, ко-
нечную истину. Я, явленное неаналитическому обусловленному сознанию,
возникает зависимо и служит основой согласованных действий, деятелем и
т. д. Это Я верно как условная истина. Анализируя способ бытия или
статус Я, становится ясно, что хотя оно и кажется существующим реаль-
но, но это не так. Более всего Я похоже на иллюзию.
Вот так исследована абсолютная природа Я - пустотность. Поскольку Я
таково, постольку и все другие феномены, которыми пользуется Я, пусты
в отношении присущего существования. Если проанализировать, то их сов-
сем нельзя будет обнаружить. Тогда как без должного распознавания и
расследования они считаются существующими. По своей природе они тож-
дественны Я.
Обусловленное существование Я, а также удовольствия и боли делает
необходимым вызывать сострадание и любовь к человеку. В силу же того,
что абсолютная природа всех феноменов есть пустотность присущего су-
ществования, нужно совершенствовать мудрость. Когда они оба - состра-
дание и мудрость - практикуются в единстве, мудрость растет более пол-
ной и устраняет даже смысл двойственности. Благодаря наличию в уме
значения пустотности двойственные проявления слабеют, а в то же время
ум становится более утонченным. Когда же он, в конце концов, достигнет
самого тонкого уровня, то преобразуется в самое основополагающее соз-
нание - во врожденное сознание ясного света. Оно мгновенно реализуется
и оно одного вкуса с пустотностью, о чем можно узнать, находясь в сос-
тоянии медитативного равновесия, в котором наличествует пустотность и
полностью отсутствует двойственность явленного. В сфере всего того,
что обладает тем одним вкусом, может проявиться что угодно, но оно
подпадает под правило: "Все одного вкуса и один вкус у всего".

 


Новости сайта
"В поисках себя. Эзотерика. Магия. Религия."
http://www.ariom.narod.ru

N+5 апреля - Лотос "Активность, как способ Постижения"


Наши соратники

http://zen.ru
- Школа по Второй Логике
http://www.chat.ru/~heaven2000/
- сайт самого Господа Бога. Общение, отпущение грехов, анафема он-лайн и другие услуги. Все бесплатно!


Разное

Лекции Клейна

По субботам (12, 26 мая и 9, 23 июня) в 19.00
в магазине "Путь к Себе" (Москва)
(Ленинградский пр. 10а)

Цикл лекций-бесед
"Интернет как элемент Пути"

Перед Вами выступит автор одного из лучших российских сайтов
по теме Дзен (Чань), главный редактор
журнала "Zen.Ru" - Клейн.
Лекции фактически являются Школой по Второй Логике офф-лайн.

Вход свободный

Адрес сайта в Интернет - http://zen.ru
Бумажный журнал "Zen.Ru" Вы можете приобрести в магазине "Путь к Себе"

Проезд: М. Белорусская.
Идти от вокзала вдоль Ленинградского шоссе по правой стороне,
пока над аркой не появится надпись "Путь к Себе".
Тогда смело вступить в арку и найти Путь.


Активно ищу книги для наполнения Библиотеки Лотоса.
В первую очередь интересуют авторы, книги которых
УЖЕ присутствуют в библиотеке.

По адресу http://www.talk.ru/forum/talk.ru.lotos.trening
проходит Виртуальный Тренинг
"Изменение Привычной Картины Мира".

Архив Тренинга можно найти по адресу
http://www.ariom.narod.ru/trening.htm

О других Виртаульных Тренингах в Интернет
можно узнать по адресу
http://www.ariom.narod.ru/trening1.htm

 

Рассылки Subscribe.Ru
Библиотека Лотоса. Эзотерика. Магия. Религия.
В помощь Дзенствующему. (ZenRu-экспресс)

 

Искатель, эээй! :)))

Лотос
lotos-7@mail.ru

 

 

 

 


Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2017
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100