N 74
03 08 2002


Выпускающий редактор:
Лотос lotos-7@mail.ru

Библиотека Лотоса
Эзотерика. Магия. Религия.

Электронный журнал Искателя

    Библиотека Лотоса | Аудио-Библиотека Лотоса | Виртуальный Тренинг | Архив рассылки   

 

   Материал недели

Петр Щедровицкий

КАК МОЖНО МЫСЛИТЬ МЫШЛЕНИЕ?

Отвечая на этот вопрос лет 500 можно заработать только головную боль. Не надо мыслить мышление! Надо понимать мышление, рефлектировать и схематизировать опыт мыслительной работы, мыслить понимание и мыследействие... и не будет ложного парадокса. А, когда поймешь мышление, то ты его схематизируешь и начнешь мыслить не мышление, а особый предмет, данный через схему. Не надо двигаться в рассудочных формах. Где мы находимся, когда мыслим мышление? Положите ту зону, в которой вы находитесь, когда вы, я мягко скажу, размышляете о мышлении и не проводите между ними тождества. Мыслите то, что можно мыслить, а если вы хотите разобраться с мышлением, не мыслите его, а делайте что-то другое, не менее интеллектуальное по своей внутренней природе и не менее претенциозное по своим результатам и установкам.

Помните, что это все проекты. "Мышление" есть великий проект XIX века,(а может быть даже и ХХ века и XXI). Его нет как вещи, оно строится, строится нами. В той мере, в которой вы можете строить свою ментальность, в частности такую частную функцию, как мышление, стройте его так, чтобы не попадать в парадоксы. Или попадайте в парадоксы, которые будут вас продвигать. Рассудочные оппозиции и рассудочно фиксируемые парадоксы - это результат того, что Вы не понимаете проектной и программной "природы" идеи мышления.

Сергей Валентинович Попов очень любит рассказывать байку про Декарта. Почему Декарт был такой умный? Потому, что он был слаб здоровьем. Когда все его сотоварищи по иезуитскому колледжу дрались на шпагах во дворе, он лежал, (потому что ему было нельзя драться на шпагах), но поскольку спать он не мог (они слишком звенели и кричали), ему приходилось думать. В результате Декарт стал такой умный. Все же поскольку он не дрался на шпагах, как все его товарищи, он стал такой-такой умный, что уже ничего не мог понять. А поэтому он решил, что может изложить метод мышления. Делай "раз", делай "два", делай - "три"... и получишь результат. Декарт взял и написал, как надо мыслить. Когда же он написал и посмотрел на это, то ужаснулся, говорят, что даже выкинул, но позже стал готовиться к тому, чтобы написать еще раз. Готовился всю жизнь, потом написал "Правила дл руководства ума", второй раз написал"Рассуждение о методе". И что мы имеем? Пустоту.

По этой схеме мыслить нельзя. Может быть по этой схеме и можно пытаться делать это, но все-таки лучше делать что-то другое дл того, чтобы получить интеллектуальный результат...

А все в результате того, что Декарт был слаб здоровьем. Это шутка, но за шуткой есть большая доля правды: поскольку эта позиция внешнего человека и специфическая установка на то, чтобы другим передать метод правильного решения сделала самого Декарта человеком рассудочным, как в общем и многих философов. Парадокс состоит в том, что транслируетс только рассудочное. Оно переходит из поколения в поколение без изменений и для Вас оно такое же, как и для меня, поскольку мы его предметизовали. Предметизованное (о-предмеченное) содержание засунули в "каналы" трансляции и после этого удивляемся тому, что не удаетс воспроизвести мышление и интеллектуальную работу.

Я еще раз возвращаюсь к своему основному тезису.

Коллеги! Самая большая проблема состоит в том как транслировать проблему ( простите за тавтологию).

Примером этого парадокса, который произошел в жизни для меня служит история, случившаяся на игре в Вильнюсе, в Институте Повышени Квалификации работников народного хозяйства. Игровые группы после 7-ми дней напряженной работы должны была написать на какую проблему они вышли, и сдать листочек бумаги с перечнем проблем. Группы написали, сдали руководителю игры. После игры они принесли эти списки в свой институт, нарисовали на большом плакате, повесили в кабинете, где заседал ученый совет. Все деканы и заведующие лабораториями стали пялиться в эту схему. Потом, через два месяца, они вызвали меня в Вильнюс и говорят: "Помогите, мы что-то совсем запутались". Я приехал, они сидят, у них висит этот плакат. Говорят: "Мы на него смотрим, а проблем не видим. Вот вроде были, были проблемы, вот даже у нас есть один декан - он свихнулся. (Он был в игровой группе, в отличии от других)." Те, кто прожил игру клянутся:"Были проблемы!.. но куда-то делись..." Действительно, остались одни имена.

Обратите внимание это - ключевой вопрос любого управления, это - ключевой вопрос любой коммуникации, это ключевой вопрос любой политики. И не надо удивляться, что происходит сейчас в стране, поскольку все политические деятели чужды той проблемной ситуации, которую они хотят решить, точно так же как и те, к кому они обращаются со своими программами, проектами и решениями.

Николай Гартман это хорошо понимал и именно поэтому говорил, что ключевой философской дисциплиной должна быть апоретика или учение о чистых проблемах. Думаю, что это понимали и многие другие.

Вопрос: Вы говорили про пространство методологической рефлексии как про пространство пустых мест. Это пространство кем-то заранее уже простроено и в процессе рефлексии заполняются пустые места? Или рефлексия - это процесс простраивания этого пространства?

Ответ: Я отвечу Вам и "да", и "нет". То, что я рассказываю одновременно может браться как иллюстрация к тем проблемным точкам, которые я потом буду еще раз выделять специально. Г.П.Щедровицкий написал статью, в которой изложил схему состава пространства методологического мышления (рефлексии). Я подчеркиваю: схему состава. Вот теперь возникает вопрос: "Что это такое там изображено?".

С одной стороны, мы с Вами понимаем, что мышление это то, что является нормативным, в каком-то смысле всеобщим и культурным, а следовательно есть нормы, в частности фиксируемые в логиках. "Природа" (слово "природа" я беру в кавычки, потому что речь идет об искусственной и проектной реальности) мышления во многом в этой культурности, нормативности, логичности, а значит - повторимости, воспроизводимости и т.д. Если Г.П. написал, что это пространство методологического мышления, то это означает что любой, в пределе, может воспользоваться этим пространством как своим или как пространством своего живого мышления.

Но ничего подобного, никто не может! Не может, потому что это пространство мышления определенной школы, в лучшем случае, а уж совсем грубо - это пространство ( страшные слова!) индивидуального мыслесознания (мыслящего сознания), точнее - пространство того мышления, которое сформировано в индивидуальной истории этого конкретного человека. Он по нему может ходить, он знает, где что лежит.

Мне здесь Олег Алексеев рассказал, что в фильме про Солженицина показано, что он каждую книжку пишет в отдельном доме на отдельном столе. И никто не имеет права трогать то, что лежит на столе. Поскольку, то как оно лежит (в каком порядке, или, точнее в каком беспорядке) - это и есть его топика. Я прочувствованно отношусь к этому рассказу, потому что я каждый раз прихожу домой...(смех в зале) произошла уборка или дети решили, что на моем столе имеет смысл разложить некоторые свои важные предметы. Все, я потом две недели восстановиться не могу.

Как же теперь отвечать на Ваш вопрос? Что там в этой схеме? Когда прихожу домой, то точно знаю где, на какой полке стоит нужный мне текст. Я засовываю руку и вынимаю его. И точно также в этом пространстве, поскольку Ваша индивидуальная история стоит за этим пространством и поэтому вы знаете, где что лежит. Но теперь любопытный момент: кого это интересует где у Вас что лежит? Никто же кроме Вас в этом пространстве работать не будет и в таком порядке обходить все это не будет. Если я теперь хочу передать Вам некоторую схему движения, схему работы, то я должен максимально отделить топику, как набор пустых мест от содержимого, которое есть результат моей индивидуальной, историчной и, во многом, сознательной (сознавательной) работы. Это вещь для других мало интересная.

Если я это отделил и положил на доску между нами, и теперь стою за доской со своим наполнением, то условием того, что Вы это возьмете и поймете, является то, что у Вас есть свое наполнение. Этого предполагать сегодня по отношению к 99% собравшимся не могу.

Следовательно, что я теперь передаю? Или на что я рассчитываю со стороны Вас, как понимающих? Я рассчитываю, что Вы поймете принцип пустых мест. Потому что, если Вы поймете принцип, то потом с условием работы по 12 часов в день, Вы построите свой собственный дом, со своими собственными бумажками, разложенными в своем собственном порядке. Я вижу свою задачу, с одной стороны, как очень простую, нужно Вас собрать и сказать: "Ребята, все же очень просто - надо мыслить пустыми местами!". А с другой стороны, эта задача неимоверно сложна, потому что практика мышления пустыми местами складывается в результате практики освобождения мест от того, чем заполнили их другие люди сами по себе или вместе с кем-то.

Поэтому для одних то, что я буду говорить будет лишним (т.е. это не только не продвинет их по пути мышления, а наоборот затормозит на некоторое время), поскольку я положу на пустые места "свои содержания", они будут там лежать и мешать Вам размышлять самостоятельно. Но я знаю также, что другого пути нет. Другая часть аудитории в результате того, что я буду говорить попадет в ситуацию, когда необходимо будет вытеснить с этих мест то, что у них там уже лежит. А третьи - уже будут достаточно свободны в полагании этих пустых мест и в наполнении их тем или иным содержанием. Эти три группы слушателей всегда присутствуют в зале и это необходимо учитывать.

Но это уже вопрос обучения мышлению или обучения интеллектуальным способностям в форме обучения мышлению.

Далее я бы хотел зафиксировать несколько рамок, которые можно пометить на полях. Первая - малая история. Малая история или, если говорить в языке этой топики, блок исторического материала в пространстве методологической рефлексии, которой наполнен разного рода сведениями, байками по поводу того что делал, хотел делать, сделал ММК.

Московский Методологический Кружок начал с провозглашения Программы исследования мышления. Это исследование проводилось на материале текстов, содержащих, как считали представители ММК, выражение процесса мышления (и особо доказательного мышления или процесса мышления, содержащего решение сложной задачи) и результатов мышлени (самого решения и т.д.). Речь шла о математической или логической задаче; о логико-предметной задаче (как "Капитал" Маркса). Я потом специально остановлюсь на внутренней парадоксальности самой этой установки, но пока хочу обратить Ваше внимание, что эта программа исследования мышления получает свое завершение в идее построени теории мышления. Я подчеркиваю, что не методологии, а теории или науки о мышлении. Первая программа была теоретической, научной ( с претензией на теоретичность, с претензией на научность).

А с другой стороны, эти люди, конкретные представители разных предметных дисциплин: социологии, психологии, языкознания, семиотики, истории культуры - они встречались достаточно часто для того, чтобы интенсивность этих встреч каждый раз заставляла их продвигаться и что-то придумывать, чтобы не быть белой вороной. С другой стороны они делали это не только и не столько за чашкой чая, а еще и в форме достаточно организованных дискуссий и диспутов. Они вынуждены были все время рефлектировать то, что они делают и понимать то, что делают и говорят другие; таким образом они постепенно создали на себе сложную интеллектуальную машину. В этой интеллектуальной машине или в этой интеллектуальной ситуации присутствовало мышление (в числе других интеллектуальных процессов или функций), и далеко не всегда было известно, где же именно оно присутствовало.

Но оно присутствовало в его различных формах или, скажем, в виде результатов чужого мышления, в виде некоторых заимствований, переносов. И то, что присутствовало в этой интеллектуальной ситуации или жило на этой интеллектуальной машине было другое, нежели то, что описывалось в теории. Чуть иначе: то, что они делали на себе в плане организации своего собственного мышления имело совершенно другую историю и совершенно другой статус, чем то, что фиксировалось в формах теоретического и дальше становилось элементом этой самой науки или теории о мышлении.

Поэтому, когда в прошлый раз Егор Никулин спрашивал меня про большую и малую историю, я ему ответил очень резко: "Большой истории нет". Чуть иначе: "Большой истории не может быть, если Вы не включены в историю данной интеллектуальной машины. Вы все время будете работать лишь с верхним слоем опредмеченных конструкций, получивших ту форму фиксации, закрепления и выражения, которая соразмерна обьявленным программам и тем принятым способам выражения результатов работы, которые соразмерны более общей социо-культурной ситуации".

Когда я говорю о малой истории, то я твердо знаю, что у меня есть по крайней мере две истории. Есть история представлений, программ, теоретических схем и некоторых связок-переходов и есть история машины мыследеятельности, история живого интеллектуального труда или интеллектуальной работы данной группы людей с мышлением. Я знаю, что в зависимости от социо-культурной ситуации, существующей в области интеллектуального труда или интеллектуальной работы, акцент может делаться на разном. В той мере, в какой в начале 50-ых годов в Советском Союзе не было ни журнальной коммуникации, ни возможности печатать свои результаты, акцент был сделан на ситуации "здесь и теперь". То, что в дальнейшем фиксировалось в различных концепциях и теоретических схемах мышления, в описаниях интеллектуальных процессов, предлагаемых участниками ММК было, прежде всего, результатом анализа создаваемой интеллектуальной машины.

С моей точки зрения, это не является специфическим отличием данной группы; это есть обычная ситуация, ибо всякое мышление, в качестве важнейшей своей характеристики имеет характеристику реализуемости. Теоретические схемы находят свое воплощение в практике мыслительной или интеллектуальной работы. Силлогизмы Аристотеля есть прежде всего формы организации процесса живого мышления, схематизация того как мыслил, или как понимал, или как строил мыслекоммуникацию сам Аристотель, а затем эти силлогизмы вторично кладутся как элементы теоретических представлений о мышлении.

Малая история есть всегда история складывания и функционировани такого рода интеллектуальной машины. Реконструкция тех смыслов, понятий и представлений, которые возникают в малой истории предполагает причастность к функционированию такого рода машины. Если предположить, что интеллектуальные машины создаются усилиями и волей отдельных людей (групп) и умирают вместе с их создателями, то не может существовать никакой истории мысли.

Мне очень симпатичен тезис, что нет никакого учебника философии кроме истории философии. Однако, принцип реализации идей и понятий в конструкциях интеллектуальных машин заставляет нас утверждать, что никакой истории философии не может быть. То, что мы имеем в виде историй философских учений представляет собой лишь поверхностный слой представлений, понимание которых затруднено тем, что наблюдатель (читатель, критик, понимающий) не включен непосредственно в ту интеллектуальную машину, которая произвела (создала) эти представления.

Каковы перспективы дальнейшего развития системомыследеятельностной методологии? До тех пор пока есть возможность участвовать в процессах живого мышления определенной группы людей, до тех пор пока неофиты могут быть причастны малой истории понимания и знания, до тех пор пока есть возможность приобретать свою личную историю по сопричастности к малой истории кружка (группы, сообщества) - мы можем говорить о воспроизводстве традиции и школы, а в этом контексте осмыслена и продуктивна историческая работа.

Малая история является конструктивным элементом функционировани интеллектуальной машины. Это - история создания подобной интеллектуальной машины, определенных смысловых связей, организованностей, история ошибок и неудач. Большая история есть всегда история инобытия мышления, в которой потерян смысл отдельных моментов (элементов) интеллектуальной работы.

Возвращаясь к проблеме мышления, можно сказать, что мышление представляет собой ту инфраструктуру интеллектуальной работы, котора связана с нормировкой. Все остальное ситуативно и зависит от малой истории участников. Мышлением называется та "часть" в интеллектуальной работе, которая транслируется и нормируется. В узком смысле слова "мышление" можно обнаружить лишь после того, как что-то транслировалось и что взяли Ваши ученики.

Реплика: После того, как Вы умерли...

Да. С этой точки зрения программа построения "теории мышления" требует пристального анализа и критики.

Можно предположить, что мышление есть та "часть" предыдущей интеллектуальной ситуации, которая позволяет развернуть (воспроизвести) новую ситуацию.

Во всех случаях необходимо разделять план представлений, понятий и организованностей (который, наверное, имеет свою историю) и план функционирования интеллектуальной машины. Одно реализуется и определяет конструкцию машины, а другое фиксируется в описании. Между этими двумя планами нет параллелизма. Я не знаю как писать историю мысли. Все те "истории" и "историйки", которые мне довелось читать вызывают у меня глубокое чувство протеста: мне все время кажется, что меня надувают.

Второе - несколько слов о работе понимания.

Я уже не раз подчеркивал, что основная трудность в понимании текста, выражающего ход и результаты методологической работы состоит в том, что движение идет одновременно в нескольких рядах категорий. Понимание того как используются эти категории, каков порядок их наложения при онтологизации и объективации, какова структура пространства, включающая конститутивный и регулятивный план, - чрезвычайно трудно. В той мере, в какой многие аспекты работы выражаются в тексте не-рефлексивно, докладчик не может полностью представить порядок и структуру своей работы. Для современной методологической культуры характерен постоянный сдвиг квантера реальности, постоянная смена тех представлений, которые используютс на объектной и организационно-мыслительной "досках".

Мне запомнился рассказ Ильи Осколкова после его поездки в Италию. Там было очень много студентов, которые прорабатывали "Бытие и время" Хайдеггера. И все делились на молодых философов, которые дочитали Хадеггера до 15-20 страницы, и опытных (которые в философии собаку съели) они уже дошли до 100 страницы. Так задаются рейтинги в работе по пониманию и интерпретации сложного текста.

На обсуждении доклада Дмитрия Мацнева я задал простейшую схему дл интерпретации [см.: схема 1]. Первая рамка задает тенденциональность интеллектуального процесса; я произвожу онтологическую работу. Слово "работа" указывает на направленность, а также на наличие некоторых фиксированных фаз, этапов, процедур и продуктов. Есть набор "ленточек", в каждой из которых движется свой ряд категорий; в простейшем случае это будут категориальные пары или категориальные оппозиции, каждая из которых имеет свою ленточку развертывания. Это пространство делится на два подпространства: в одном лежат логические (регулятивные) категории, а в другом - категории, употребляемые дл прорисовки поля объектов (конститутивные). Могут существовать сложные для понимания случаи, когда одни и те же категории употребляются в двух функциях.

И, наконец, фиксируется пространство, которое я называю пространством "верстака". Первоначально идея "верстака" бралась в оппозиции к идее "табло сознания": то, что вы делаете на "верстаке" должно быть операционализировано, нормировано и, в результате, должен быть получен результат, соответствующий требованиям и нормам мыслительной работы (ГОСТу).

Идея "верстака" является предельным выражением принципа функциональных структур и принципа пустоты. Место, на котором мы работаем должно быть пусто перед началом работы и очищено после ее окончания. То, что построено на верстаке должно быть "переброшено" в другие функциональные блоки пространства методологической рефлексии (мышления).

Замечание в сторону. Я думаю, что основная проблема, с которой не справилась немецкая классическая философия, это проблема разделени функциональных и морфологических структур, проблема существовани пустых мест, вне и помимо их наполнения. Основная причина этих трудностей, на мой взгляд, связана с отсутствием онтологии (предельной категории), в которой могли бы объективироваться чистые функции. Эту задачу в работах ММК решила онтология деятельности. Если мы понимаем, что онтология "деятельности" позволила объективировать чистые функции и функциональные структуры, то мы можем понять и постоянную "мимикрию" мышления.

Мышление вынуждено прикидываться деятельностью, для того, чтобы прорываться в мир функций. Мышление есть деятельность в той мере, в какой пространство "деятельности" есть пространство существовани функциональных структур и пустот. В тот момент, когда я говорю о "верстаке" и верстачной организации пространства методологической работы я трактую мышление как деятельность; символом этой деятельностной, функциональной и пустотной организации является иде "верстака".

Такого рода подход делает меня свободным в полаганиях. Здесь я бы хотел еще раз сослаться на теорию фикций, развиваемую в Германии в начале ХХ века, а также на известную работу Н. Вайхингера (H.Vaihinger, Die Philosophie des als ob), немецкого философа, который ввел принцип "философии как если бы". Как только я ввел идею "верстака", я могу класть на него все, что угодно; я не обязан объявлять то, что у меня строится на верстаке "картиной мира"; я могу в любой момент перебросить это содержание (содержимое) в другой блок пространства методологической работы и перефункционализировать относительно моих дальнейших целей.

Перефункционализация есть техническая сторона проблематизации. Предметное сознание никогда не может преодолеть эту границу; у предметника функция склеена с морфологией, а наполнение с местом. Использование принципа функциональной организации делает проблематизацию возможной.

Если Вы приняли принцип функциональных структур и функциональной организации пространства, то у Вас больше нет проблемы "начала". Если у Вас есть функциональная структура, то можно начинать с любого места. Если нужно, Вы перейдете в другой блок, перебросите содержание одного блока в другой, сделаете "копию" содержания и оно будет существовать у Вас одновременно в двух блоках. Функционально организованное пространство лежит у Вас перед глазами все-в-целом и Вы не связаны "наполнением" того или иного блока. Вы можете связывать те содержания, которые лежат в разных блоках, выворачивать наполнение разных блоков через ту или иную рамку, фокусироваться на любом блоке и "входить" в него.

Это огромные возможности и, вместе с тем, огромный экзистенциальный риск. Поэтому я бы хотел специально обсудить вопрос об антропологических (антропотехнических) последствиях методологической революции.


Другие тексты Петра Щедровицкого можно найти на сайте "Библиотека Эзотерических статей" :
http://ezotera.narod.ru

   Твои письма, Искатель!

Здравствуйте, Лотос!

Прочитал 8 недостатков. Мне 24.
Никак не могу определиться с целью своей жизни. В голове каша, не знаю
куда направить свои силы. Берусь за одно, потом решаю, что это не
нужно и ищу "Непонятно Что".
Нужно развиваться, ведь скоро будет поздно (возраст :) ).
С чего начать?

Начать нужно с постановки правильного мышления. Правильное мышление
структурирует все твое вИдение мира и настроит на совершение
правильных действий. Я тебе советую поставить себе всего лишь одну, но
самую важную, цель твоей жизни - изучить Вторую Логику. Изучение
Второй Логики требует не так уж много времени - ты как раз
укладываешься :))) Это должна быть единственная цель, с которой ты
всеми своими силами не должен поступить так же как и со все остальными
старыми целями (Берусь за одно, потом решаю, что это не
нужно и ищу "Непонятно Что")

Для подробного изучения Второй Логики созданы две группы материалов:
1) Архивы рассылки "В помощь Дзенствующему"
http://ariom.narod.ru/rassilka.htm
2) Архивы Школы по Второй Логике
http://www.klein.zen.ru/archive/index.shtml


Рекомендую тебе также принять участие в Виртуальном Тренинге "Изменение
Привычной Картины Мира"
http://lotostrening.narod.ru


И помни, у тебя только одна задача - найти силы для того, чтобы начать
изучать Вторую Логику.


Привет! :))

Лотос

 

   Новости сайтов

"Сайт Лотоса. Эзотерика. Магия. Религия"
http://ariom.narod.ru

8 июля - Денисов Николай "Для чего нужно развивать сверхчувственное восприятие?"
8 июля - Денисов Николай "Что такое ясновидение?"
8 июля - Денисов Николай краткая биография

7 июля - Рам Дасс "Это только танец"
7 июля - Лобсанг Рампа "Отшельник"
7 июля - Аарон "Внетелесный опыт"
7 июля - Теун Марез "Ох уж это счастье!"
7 июля - Пауло Коэльо "Алхимик"
7 июля - Виктор Пелевин "Generation "П"

1 июля - начался прием работ от участников Международного литературного конкурса-марафона "Белая Чайка 2003" Организаторы: издательство "София", газета "Пятое Измерение", портал www.zen.ru

29 июня - Алтай-2001, Летний лагерь Школы по Второй Логике в mp3 - всего 11 частей

28 июня - новое в Библиотеке Лотоса: Р.И.Попов "Пять бесед в Москве" - рекомендую! Алан Уотс "Книга о табу на знание о том, кто ты"; Петр Успенский "Tertium Organum - Ключ к загадкам миpа";

26 июня - Ошо: отрывки из бесед в mp3
26 июня - Шри Пунджаджи (Х.В.Л.Пуджа): отрывки из бесед в mp3

25 июня - наконец-то у меня сложилось полное понимание того, что нужно делать с имеющимися горами материала на моих компакт-дисках! :))) И как результат - новый раздел на сайте: "Материалы на CD"

9 июня - Лотос: "8 Благородных Недостатков Современного Искателя"

4 июня - Василий Ленский: "Ленский дает шанс..."
4 июня - Василий Ленский: "Ученик, научи Учителя!"
4 июня - Василий Ленский: "И снова Ленский"
4 июня - Василий Ленский: "Приведи в порядок ум"
4 июня - Василий Ленский: "Двойственность- свойство неживой природы"

 

"Аудио-Библиотека Лотоса. Лекции, семинары, беседы в .mp3-формате"
http://lotosaudio.nm.ru

2002 07 07 - Владимир Антонов: "Места Силы"

2002 07 06 - Василий Ленский: "Технологии мышления"

2002 06 29 - Шри Пунджаджи (Х.В.Л.Пуджа) Отрывки из бесед

2002 06 28 - Как получить лекции из Аудио-Библиотеки Лотоса на CD?

2002 06 27 - Ошо (Бхагван Шри Раджниш) Отрывки из бесед

2002 06 26 - Клейн Алтай-2001 Летний лагерь Школы по Второй Логике 11 частей

2002 06 01 - Клейн в "Антропологии" Дмитрия Диброва

2002 05 30 - Лапин Андрей: "Тягу к запредельному я чувствовал с самого раннего детства"
2002 05 30 - Лапин Андрей: "Тантрический секс"

2002 05 29 - Пауло Коэльо: "Никогда ничего не воспринимай как должное"

2002 05 28 - Сундаков Виталий: "Я - антимиссионер"
2002 05 28 - Сундаков Виталий: "Я видел НЛО"

2002 05 06 - Нил Дональд Уолш: пресс-конференция в Москве

 

   Наши соратники

http://vlenskij.narod.ru - сайт Василия Ленского
http://www.talgar.info - система "Талгар"
http://ezotera.narod.ru - "Библиотека Эзотерических статей"
http://www.moroz.onego.ru - Юрий Мороз "Школа Своего Дела". Юрий - молодец! :))) Потому что обучает людей заниматься СВОИМ делом. Обучает успешно.

   Разное

Пятое Измерение

Газета для тех, кого интересует тема развития человека, непознанное и необъятое. Название газеты - Пятое Измерение. Читайте на здоровье! :)))
Сайт газеты: http://pi.zen.ru
Адрес для писем: pi@zen.ru
Редакция в переписку с читателем вступает! :)))

 

Пауло Коэльо в Москве

В сентябре в Москву приезжает Пауло Коэльо. Приезд организовывает
издательство "София". Журналисты газеты "Пятое Измерение" обязательно
проведут беседу с Коэльо. Поэтому, если у тебя есть СВОЙ вопрос к
Коэльо, то задай его на форуме ZenRu!
http://www.zen.ru/discus/messages/27/286.html

Мы постараемся получить ответы на все лучшие вопросы.
Одну из лучших книг Пауло Коэльо "Алхимик" можно прочесть в проекте
"Хорошая Книга"
http://klein.zen.ru/lotos/coelho/coelho-alhimik.html

 

Белая Чайка

Пишешь рассказы, повести, романы? Тогда это для тебя!
Международный литературный конкурс-марафон
"Белая Чайка 2003"
Организаторы: издательство "София", газета "Пятое Измерение", портал www.zen.ru

 

Семинар "Сердце Будды"

С 6 по 11 сентября 2002г состоится семинар с Досточтимым Чоки Нима Ринпоче,
буддийским мастером тибетских школ Кагью и Ньингма.

Чоки Нима Ринпоче родился в 1951 году. Он сын выдающегося учителя Дзогчена
Тулку Ургъена Ринпоче. Чоки Нима был узнан Его Святейшеством 16 Кармапой,
как перевоплощение великого тибетского Сиддхи.
С 1959 года в течение 11 лет Чоки Нима изучал учения школ Кагью и Ньингма
под руководством выдающихся буддийский учителей: 16 Кармапы, Дильго Кхьенце
Ринпоче и Тулку Ургъена Ринпоче.
С 1976 года - настоятель большого монастыря в Непале. Его Святейшество
16 Кармапа указал на имеющуюся кармическую связь Ринпоче с людьми Запада.
Специально для западных учеников была создана и плодотворно действует шедра
(Высшая буддийская школа) в Непале.
Чоки Нима Рипоче автор книг: "Союз Махамудры и Дзогчена", "Путеводитель по
жизни и смерти" (переведена на русский язык Борисом Гребенщиковым) и др.
Чоки Нима Ринпоче посещал Россию в 1994, 1996 и 2000 годах и давал Учения
и посвящения в Москве и Санкт-Петербурге.

В программе семинара:
6 сентября - лекция в Москве
7-11 сентября - Семинар в Подмосковье, прекрасном месте уединения и отдыха.

Информацию о семинаре также можно получить:
по тел. (095) 208-54-91, 312-94-92,
на сайте www.buddism.ru
или по e-mail: vitaliy_post@mtu-net.ru

 

"Режиссура жизненного Пути"

Летняя 8-дневная Творческая-Преобразующая Встреча - Взаимодействие
"Режиссура жизненного Пути" 22-29 августа 2002 г. в Крыму.

Ведущие - Владислав Лебедько и Инна Юрьева

Встреча представляет собой непрерывный поток практики творческого
преобразующего взаимодействия.
Кроме реальных навыков различных практик и режиссуры сюжетов своей жизни мы
предлагаем Вам НОВЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ

В ходе Встречи: работа с телом, голосом, движением, вниманием;
релаксационные и медитативные практики, актерские психотехники;
Магический Театр, перепросмотр культурно-информационной матрицы личности;
этюды из классики - как преобразующее Действо...

Мировоззренческая база Встречи: открытие Человеческого в человеке, переход
в новый жизненный сюжет, повышение уровня накала жизни, объемность
мировосприятия, прямой контакт с интуитивным каналом информации, "видением"
и др.
С элементами методологии, по которой выстроена программа Встречи можно
ознакомиться в статье В.Лебедько "Драматургия и режиссура жизненного Пути",
опубликованной на сайте http://sannyasa.narod.ru

Запись и справки по э.почте: vll@mail.ru или по телефонам (812) 437-34-03,
(812)954-00-56

 

Деятельность ZenRu

Бумажный журнал ZenRu - три номера. Журнал распространяется бесплатно!
В связи с большим количеством заявок, не обещаю что получится разослать журнал всем. Но искреннее желание плюс реальные дела - это очень веские для меня причины, чтобы отослать журнал именно тебе :)))
И еще просьба, не присылайте писем с одним лишь адресом и фразой "и мне тоже пришлите" - я такие честно удаляю.

Дополнительная информация на сайте www.zen.ru
раздел "Календарь ZenRu" www.zen.ru/kalendar.html
е-майл: info@zen.ru

 

Ищу книги для наполнения Библиотеки Лотоса
В первую очередь интересуют авторы, книги которых
УЖЕ присутствуют в библиотеке.
Большое спасибо всем, кто присылает мне время от времени хоршие и редкие книги!

 

По адресу http://www.talk.ru/forum/talk.ru.lotos.trening
проходит регистрация желающих принять участие в Виртуальном Тренинге
"Изменение Привычной Картины Мира"
Форма Тренинга - майл-конференция.

В качестве иллюстрации того, что происходит на Тренинге можно
рассматривать полугодовой архив Тренинга:
http://lotostrening.narod.ru

 

http://klein.zen.ru/lotos
проект Лотоса "Хорошая Книга" - перевод плохо оцифрованных книг в человеческий вид.
Ты уже готов оказать добровольную помощь миру?

 

Рассылки Subscribe.Ru
Библиотека Лотоса. Эзотерика. Магия. Религия.
В помощь Дзенствующему. (ZenRu-экспресс)

 

    Библиотека Лотоса | Аудио-Библиотека Лотоса | Виртуальный Тренинг | Архив рассылки   

Искатель!
Скажи мне, для чего ты отдыхаешь?

 

Лотос
lotos-7@mail.ru

 

 


Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2017
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100