‘айт ‹отоса И на главную страницу

 

Идрис ШАХ.   СКАЗКИ ДЕРВИШЕЙ


ВЕЛИКАН-ЛЮДОЕД И СУФИЙ


           Один странствующий суфийский мастер, пересекая высокие горы, где никогда не ступала нога человека, повстречался с людоедом исполинских размеров.
           – Я тебя съем, – сказал великан суфию. Но суфий на это ответил:
           – Прекрасно, съешь меня, если сможешь, но должен тебя предупредить, что я тебя одолею, ибо я бесконечно могущественней, чем ты думаешь.
           – Вздор, – взревело чудовище, – ты всего лишь суфийский мастер, погруженный в духовные науки. Ты не сможешь одолеть меня потому, что я полагаюсь на свою грубую силу и я в 30 раз больше тебя.
           – Что ж, давай померяемся силами, – предложил суфий, – возьми этот камень и сложи его так, чтобы из него потекла вода.
           С этими словами он протянул великану обломок скалы. Великан изо всей силы сдавил камень, но воду из него выдавить не смог.
           – Это невозможно, – сказал он, – потому что в этом камне нет воды. Попробуй-ка сам.
           К тому времени над землей сгустились сумерки, и мастер, воспользовавшись темнотой, незаметно достал из кармана яйцо и вместе с камнем сжал его в кулаке прямо над ладонью людоеда. Почувствовав текущую на ладонь жидкость, великан был изумлен: людей часто изумляют вещи, которым они не могут дать объяснения, и к таким вещам они начинают относиться с гораздо большим почтением, чем того требуют их собственные интересы.
           – Я должен обдумать это, – сказал великан. – Пойдем, переночуешь сегодняшнюю ночь в моей пещере.
           Великан привел суфия в огромную пещеру, напоминавшую пещеру Алладина обилием всякого рода вещей – всем, что осталось от несметного количества жертв прожорливого гиганта.
           – Ложись возле меня и спи, – сказал людоед, – а утром мы продолжим наше состязание.
           Затем он улегся и тут же заснул.
           Почувствовав что-то неладное, мастер тихо поднялся, соорудил из тряпок, валявшихся на полу, подобие спящего человека, а сам устроился поодаль на безопасном месте.
           Только он прилег, проснулся людоед. Схватив огромную дубину, с дерево величиной, он изо всех сил семь раз ударил по пустому ложу, затем снова улегся и уснул. Мастер вернулся на свою постель и сонным голосом позвал людоеда:
           – Эй, людоед! В твоей пещере удобно, но меня только что семь раз укусил какой-то комар. Ты должен что-нибудь с ним сделать.
           Эти слова так потрясли и испугали великана, что он не решился больше напасть на суфия. Ведь, если человека семь раз ударили изо всех сил дубиной величиной с дерево, то он...
           Утром людоед кинул под ноги суфию целую бычью шкуру и сказал:
           – Принеси воды, надо заварить к завтраку чая.
           Вместо того, чтобы взять шкуру (которую он вряд ли сумел бы поднять), мастер направился к ручью, протекавшему поблизости, и стал рыть от него небольшую канавку в направлении пещеры.
           Между тем жажда так одолела людоеда, что, не в силах больше ждать, он крикнул суфию:
           – Почему ты не несешь воду?
           – Терпение, мой друг, я сейчас подведу ключевую воду прямо к твоей пещере, чтобы тебе не пришлось больше таскаться с этой бычьей шкурой.
           Но людоед не мог больше терпеть. Схватив шкуру, он в несколько прыжков оказался у источника и набрал воды сам. Когда чай был готов, и людоед утолил жажду огромным количеством воды, ум его несколько прояснился, и он сказал суфию:
           – Если ты и впрямь сильный, как ты мне показал, то почему же тогда ты не смог прорыть канал быстрее и рыл его в час по чайной ложке?
           – Потому, – ответил мастер, – что никакое дело не может быть сделано должным образом без минимальной затраты усилий. Определенные усилия требуются для всего. Вот и я затратил минимум усилий, необходимый для рытья канала. К тому же я знаю, что ты – существо настолько привязанное к своим привычкам, что все равно всегда будешь пользоваться бычьей шкурой.


*  Эту историю можно часто слышать в чайханах Центральной Азии. Она очень напоминает европейские народные сказки средних веков.
*  Настоящий вариант ее взят из Маджла – дервишской коллекции, впервые записанной Никаяти в ХI столетии, как сообщается в конце минускрипта. Но в том виде, в каком история приводится здесь, она датируется XVII веком.

 

в начало: читать все сказки дервишей

 

 


Ссылки по теме:
Идрис Шах "Подвиги несравненного Муллы Насредина"
В. Шинкарев "Максим и Федор"
Сурат "Сурат Сатсанг"
Сурат "Анаами Баба"
Проект Лотоса "Хорошая Книга"

 

 

 

 


 
Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2024
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика.
И вот мы здесь :)
| Правообладателям | О проекте