Материал
недели
Шри Нисаргадатта
Махарадж
"Знаки
на пути от Нисаргадатты Махараджа"
глава
26
Жизнь как комедия-фарс
Однажды вечером
один из посетителей начал разговор такими словами: "Махарадж,
вы иногда говорите, что весь проявленный мир - это иллюзия, он подобен
кинофильму или спектаклю, и что..."
Махарадж, засмеявшись, перебил его: "Но это не обычное кино,
снятое с определенной целью; это потрясающая комедия, настоящий
фарс, если вы только можете ясно видеть все это, как оно есть. Посмотрите,
вот я, у себя дома, никого не трогаю, делаю то, что естественно
приходит мне в голову. Предположим, однажды у моих дверей появляется
полицейский и обвиняет меня в нападении и грабеже, совершенных в
Калькутте тогда-то и тогда-то. Я отвечаю ему, что никогда никуда
не уезжал из своего родного города, не говоря уже о том, чтобы быть
в Калькутте и принимать участие в нападении и грабеже. Уверенность,
с которой я говорю это, уменьшает его решительность, он продолжает
допрос и обнаруживает, что сказанное мною - правда. И тогда он извиняется
и осталяет меня в покое. Так должно быть.
Но теперь начинается
комическая часть. Вам также предъявляют подобное обвинение; вы также
никогда не были в Калькутте, но присутствие полицейского вселяет
в вас такой страх, что вы не в состоянии сказать что-либо в свою
защиту и позволяете ему арестовать вас. Позже, находясь за решеткой,
вы сокрушаетесь по поводу своего заточения и плачете о свободе!
Разве не смешно?
В своем изначальном
состоянии единства и целостности я даже не знал, что я существую.
И вот однажды мне сказали, что я "родился", что определенное
тело является "мной"; а такая-то супружеская пара - моими
родителями. С тех пор я начал принимать всю дальнейшую информацию
о себе как истинную, день за днем, и,таким образом,принялся возводить
целую псевдоличность; и все только потому, что я принял обвинение
в рождении, хотя я полностью осознавал, что у меня не было переживания
того, что я родился, что я никогда не давал свое согласие на то,
чтобы рождаться и мое тело было навязано мне. Постепенно обусловленность
становилась все сильнее и сильнее, и, наконец, углубилась до такой
степени, что я не только принял обвинение в том, что я был рожден
как конкретное тело, но я принял и то, что когда-то в будущем я
"умру", и само это слово "смерть" стало для
меня ужасающим, символизируя какое-то травматическое событие. Может
ли быть что-нибудь более смешное? По милости своего гуру я достиг
осознания своей истинной природы, а также того, какую большую шутку
со мной сыграли.
Так что более
устрашающей иллюзией является не столько само событие, известное
как рождение-жизнь-смерть и длящееся какой-то период того, что известно
как "время", сколько принятие себя объективной сущностью,
которая якобы должна пережить это концептуальное событие. А основная
иллюзия, которая делает возможной эту иллюзию - это иллюзия пространства,
в котором объекты могли бы быть растянуты, и концепция времени (продолжительности),
в которой растянутые в пространстве объекты могли бы быть воспринимаемы.
Теперь вы понимаете,
почему я сказал, что жизнь - это комедия, фарс? Сделайте еще один
шаг и посмотрите до какой степени ваша концептуальная сущность вовлекается
в этот фарс. Вы не только не видите, что вы являетесь лишь актером,
играющим роль в этом фарсе, но и продолжаете считать, что вы имеете
свободу выбора и действия в этой пьесе (именуемой "жизнью"),
которая должна, со всей очевидностью, разворачиваться строго в соответствии
с заранее написанным сценарием. И когда события происходят таким
образом, в естественном и обычном порядке, эта концептуальная сущность,
которой является человек, позволяет себе подвергаться их воздействию
и поэтому страдает. Тогда он начинает думать о "рабстве"
и "освобожлении".
Освобождение
представляет собой постижение того, что жизнь - это фарс, и осознавание
того, что ты ("Я" без малейшего следа объективности) не
можешь быть сущностью с какой-то формой, именем или какого-то вида.
Освобождение - это достижение осознания того, что живые существа
являются частью проявления тотальности феноменального мира и не
имеют обособленной индивидуальности. Это осознание того, что то,
чем "Я" являюсь, - есть чувствительность всех чувствующих
существ, сознательное присутствие как таковое. Освобождение - это
осознание того, что Я, Абсолют, в своем феноменальном выражении
являюсь функционированием (видением, слышанием, чувствованием, ощущением
вкуса и запаха, мышлением) без присутствия каких-либо других актеров-индивидуумов.
Теперь вы понимаете
почему вы "страдаете"? Потому что вы представляете собой
случай ошибочного отождествления или скорее потому, что вы приняли
то, что явно является ошибочным отождествлением!"
|