Материал
недели
Рамеш Балсекар
ОТ СОЗНАНИЯ
СОЗНАНИЮ
Письма Рамеша
Балсекара
декабрь 1987 - июль 1988
отрывок
24 марта,
1988 г.
Я рад получить
ваш ответ на мое письмо от 13 февраля.
Вы говорите, что несмотря на то, что прочли это письмо по меньшей
ме-ре пять раз, вы "все еще не можете заставить себя говорить
о сути этого". Имен-но этот ответ и радует меня. Далее вы говорите:
"из всех писем к вам, мне тяже-лее всего было писать именно
это. Оно выбивало меня из колеи". Дело в том, что если бы это
была не переписка, а разговор, ответом было бы полное молча-ние,
не было бы никакой нужды в каких-либо словах; любые слова были бы
не только неуместны, но и неуважительны (not only irrelevant, but
actually irrever-ent), поскольку они были бы доказательством того,
что ответ осуществляется на интеллектуальном уровне.
Есть еще один
феномен, который может случиться после того, как про-изошло внезапное
понимание. Может наступить странная летаргия, или апатия, отсутствие
желания или энергии даже для того, чтобы делать рутинную работу.
С этим ничего нельзя поделать, кроме того, чтобы просто наблюдать
это со-стояние, замечать его присутствие и ждать, когда оно пройдет
само по себе. За этим состоянием может следовать - хотя, конечно,
здесь нет никаких жестких правил - внезапная вспышка энтузиазма,
энергии и вдохновения, глубокое чув-ство радости и благополучия,
удовлетворенности, сильное желание сделать что-то для гуру: диапазон
этих чувств очень широк. Здесь, опять же, все, что можно сделать
- это замечать их присутствие и "ждать развития ситуации".
Вашу реакцию
нелегко описать словами. Это и не может быть легким делом - на самом
деле нет никакой надобности делать это. И все же, вы вырази-ли все,
сказав: "…я действительно не могу понять, что происходит".
Попытка убежать
от эго и страх перед эго являются двумя аспектами од-ной и той же
концепции. Мне очень приятно отметить, что вы в последнее вре-мя
осознаете растущее принятие эго. Затем вы добавляете: "но я
смог оценить значение этого только тогда, когда прочел ваше письмо.
Лишь после этого я увидел, что действительно это означало уменьшение
страха перед эго. Думаю, что лишь сейчас я осознал, что основополагающим
страхом, который я носил в себе всю свою жизнь, был страх перед
эго. (Кажется это хорошо, не так ли?)". Это действительно хорошо,
очень хорошо. Эти внезапные фрагменты понима-ния происходят неожиданно,
и они воздействуют как бомба, ибо относятся к измерению, которое
неизвестно интеллекту.
Ваши попытки
подавить эго на самом деле были попыткой убежать от эго, что не
только еще больше усугубляло зацикленность на эго, но в действи-тельности
усиливало концептуальное эго. Наверное, вы вспомните теперь, что
это именно то, что я пытался донести до вас с тех пор, как мы познакомились
в пустыне и начали общаться лично. Но бомба должна была взорваться
точно в назначенный момент! Интеллект отметал все попытки пронзить
его броню. На самом деле интеллект и является той броней, которую
эго носит для того, чтобы отбивать все подобные усилия. Наверное,
именно по этой причине - непредска-зуемость удара - необходимо как
письменное, так и устное слово для того, что-бы вызвать ситуацию,
в которой в некий определенный момент интеллект со-вершит самоотдавание,
и эго окажется обнаженным и уязвимым, как простая концепция, коей
оно и является.
Если во время
прочтения этих строк у вас возникает ощущение радости, удовлетворенности
или благодарности, наслаждайтесь им без какого-либо чув-ства вины.
Махарадж, должно быть, знал, что в моем случае произошло пробу-ждение.
Я, конечно, тоже знал это, однако не испытывал нужды говорить об
этом с ним. Но однажды, после утренней беседы, когда Махарадж отдыхал
со своим пааном и жевал табак (это было до того, как стало известно,
что у него рак, после чего он был вынужден отказаться от этой привычки),
он внезапно по-смотрел на меня и сказал: "Я счастлив, что поспособствовал
возникновению пробуждения по крайней мере в одном случае".
Я был переполнен чувствами и упал у его ног. Хотя я знал, что мне
не требуется свидетельства от моего гуру, тем не менее, когда это
произошло - внезапно и спонтанно - я испытал чистую радость.
Далее вы говорите
в своем письме, что вы не чувствуете, что этот про-цесс вашего убегания
прекратился, хотя, несомненно, он замедлился. Вы интуи-тивно соединили
это "убегание от эго" с концепцией "наблюдения",
которое от-носится не к уму, а к безличностной ноуменальности. Вы
также говорите, что на самом деле вы не можете принять тот факт,
что вы достигли такого этапа, на котором убегание прекратилось.
Мой дорогой О., вам не нужно иметь никаких сомнений по этому поводу.
Вы подобны человеку, которого внезапно освобо-дили из тюрьмы, ворота
перед ним открыты, однако после стольких лет заточе-ния он не может
поверить в то, что свободен. А шутка - ужасная шутка - заклю-чается
в том, что он, конечно, был рожден за решеткой и считал, что находится
в заключении, хотя на самом деле ворота никогда и не были заперты.
Когда ему говорят об этом, ему требуется некоторое время, что поверить
в это.
Вы правы, говоря,
что "в действительности слова "эгоистичный или нет"
приобретают все более функциональный характер". Очень скоро
сами слова (являющиеся озвученными мыслями) не будут возникать -
в том смысле, что любое событие (включая мысли) будет приниматься
без какого-либо оценива-ния, и, что очень важно, даже если будет
происходит оценивание или будет воз-никать реакция, этому не будет
придаваться никакого значения. Другими сло-вами, событию будет "позволено"
происходить, и не будет никакого беспокой-ства по поводу каких-либо
связанных с ним последствий. Возникает некая мысль, происходит некое
действие. Эгоистичное или нет? Кого это может вол-новать?
Я, наверное,
предвосхищаю дальнейшее развитие событий, но это не имеет значения.
Когда это отношение "Кого это может волновать?" продлится
какое-то время, вы достигнете последней завесы в форме сомнения:
когда я был полностью погружен в материальные и мирские дела, я
не переживал по поводу какого-то там "эго", поскольку
я о нем и не знал; я разбирался только в общих критериях того, что
хорошо и плохо, и это знание было основано на определен-ных моральных
и законодательных правилах поведения; затем мой ум обратил-ся внутрь
и я узнал об эго и о необходимости избавиться от него - после чего
я стал одержим этой проблемой. Теперь же, внезапно, я освободился
от пережи-ваний по поводу эго: что произошло с тем духовным продвижением,
которое я, как "я" считал, делал? Скатился ли я внезапно
к начальной точке, поднявшись по лестнице и достигнув с огромными
усилиями определенного уровня? Как я уже сказал, я предчувствую
эту последнюю завесу - хотя на самом деле нет ни-какой "завесы"
или "препятствия"! Когда отсутствует сама мысль об эго,
утвер-ждается глубокое понимание, поскольку происходит трансформация
от индиви-дуальной личности к безличностности Тотальности. "Я"
мертво. Мысли не ис-чезнут вдруг, но когда они будут возникать,
они будут просто "наблюдаться", и не будет никого, кто
бы их наблюдал. На самом деле это "наблюдение" само по
себе является концепцией, и поэтому не может быть никакого осознания
такого наблюдения. Кого волнует, есть такое осознание или нет?
Вы говорите:
"Когда я рассматриваю функционирование эго, я делаю это с помощью
эго". В этом-то как раз все и дело, мой дорогой О. - зачем
пережи-вать по поводу функционирования эго? Помните, вы прекратили
бег от эго. Вы всегда пребываете в Я Есть, находитесь вы в глубоком
сне или в состоянии бодрствования. Круг замкнулся: начнем с того,
что концептуального эго никогда не было, затем произошло его интегрирование,
теперь - разинтегрирование. Кто может переживать о чем? Наслаждайтесь
жизнью, в виде ощущения присутст-вия, пока оно продолжается.
|